Как я была крестной мамой
Поездки в разные страныОсобенности китайского судостроения.
Прелюдия. Я очень почитаю господина Баха. Для тех, кто считает его унылым и несовременным, скажу, что Хорошо темперированный клавир - это бездна мыслей, математических формул и библейских сюжетов. Для прелюдии характерно ознакомление слушателя с темами, которые потом будут развиваться в фуге. Для правильного исполнения полифонического произведения, важно услышать все его голоса, их переплетения и постараться как бы абстрагироваться от самой музыки. Это удивительное упражнения для ума. Вы учите себя играть один голос, а петь другой, потом наоборот. В моем рассказе о Китае будет точно такое же переплетение " голосов" и мелодий. Хотелось бы, чтобы все они создали у вас цельную картину.
Все, что я здесь напишу , прошу считать ни рекламой ни антирекламой судоремонтной промышленности Китая. Это просто некие обрывки слов, фактов. Мои размышления о том малом, что я увидела на китайском заводе за два дня посещения. Это чисто субъективное и более того это - Женское восприятие реальности, что всегда интересно.
Мир глазами китайского инженера.
Живущие в Китае граждане имеют редкую возможность гордиться своей страной. Недалеко от Гаодонга ( пригорода Шанхая) есть Свободная Экономическая Зона Вао Гао Джяо Фри Трейд Зоун.
Примерно там же расположен и шипярд ( завод). Это значит, что государство создало на огромной территории условия для максимально прибыльной работы. Потом автомобилей у ворот въезда в зону не иссякает никогда. Днями и ночами там стоят китайские фуры, готовые привезти или увезти товар. Рядом порт, откуда грузы отправляются во все страны. Рядом завод на котором производятся до 50 кораблей в год. Это примерно по одному в неделю. Для таких же домохозяек объясню, это не значит, что один корабль делается за одну неделю. Просто одновременно делаются сотни кораблей и все это напоминает сборку конструктора Лего. Здесь варят корпуса, там варят надстройки. В третьем месте из отдельных элементов сваривают целые отсеки, которые потом собираются в еще более крупные части корабля. И наконец готовую надстройку переносят и приваривают к корпусу судна. При этом должны совпасть все трубы стык в стык.
Китайские дизайнеры штампуют проекты. При этом точность соответствия готового корабля и его заявленного проекта не всегда совпадает. Как говорит китайский менеджер - There is no perfection in shipbuilding. It is not like buying a car in the auto dealer shop. The drafts are just aproximate ideas of what it should be like. - В судостроении не бывает идеально выполненной работы. Это вам не покупка автомашины в магазине. Чертежи дают только примерное представление о том какое должно быть судно.
Мир глазами немецкого судовладельца.
Финансовый кризис в европе. Китайскими товарами завалены прилавки. Европейцы их охотно покупают, потому что дешево....ииии отдают за них свои кровные денежки. Логично предположить, что теперь все денежки у Китайцев, а все китайские шмотки и ширпотреб у европейцев. И теперь спасаясь от кризиса европейцы пошли ва-банк, или проще сказать во банк...в какой? - в большой Китайский...и попросили финансовой поддержки. И те охотно заняли...под проценты конечно А еще все уважающие себя кампании, в поисках рентабельности, перенесли свои производства прямо на просторы китая. По дороге в аэропорт что мы видим вдоль дороги - Заводы...заводы...заводы...рядами - Шарп, Натуцци ( да да итальянские кожаные диваны) , Тетра пак Пэкедж, Моторолла. Кому от этого жить хорошо стало? Простым китайским гражданам. Они получили заветную работу. И они будут за нее держаться зубами. Квалификация не имеет значения. Принцип работы на китайском заводе, научись делать что-то одно. Народу в китае много и если каждый будет делать что-то одно, то вместе они смогут сделать нечто большое и сложное. Это очень соответствует принципам равенства и братства - потому что в китае социализм. Миллионы мигрант-воркерс приезжают в Шанхай, чтобы возводить его небоскребы, строить корабли и торговые центры. Этим людям можно платить вдвое меньше. Потому что вместе с социализмом в Китае - капитализм и все очень хорошо умеют зарабатывать деньги. Зачем платить высококвалифицированным рабочим на судоверфях в Гамбурге, в Гданьске, в Николаеве, во Владивостоке, в Марселе, в Генуе, В Глазго - когда можно заказать корабль в Китае. И пусть он не совсем точно соответствует чертежам и проектам, главное чтобы ехал, вез груз и приносил прибыль.
Мир глазами морского инженера.
Когда в стране не стало собственного флота и судоремонта - перестали быть нужны и инженеры. И они ушли с местного рынка труда в поисках других мест обитания. Многие их них являлись носителями ценнейшей академической базы знаний, полученной еще в советские времена, когда невозможно было заплатить и сдать экзамен, скачать в сети курсовой или диплом и приходилось чертить и стеклофонить самим без помощи принтера. Эти люди за годы работы руками разобрали и перебрали столько механизмов, что это не снилось ни одному китайскому мастеру , передовику производства. Представим, что такой человек оказываетя в роли эксперта по приемке новых агрегатов только что построенного корабля. Он понимает, что все, что не успеют сделать на заводе, придется делать ему в море. Что от работы некоторых механизмов будет зависеть его жизнь. Поэтому когда он видит китайского инженера, то он рассчитывает на сотрудничество, а не на противостояние. Однако...это нереально. Через пару недель работы в условиях полного отсутствия взаимопонимания, выясняется, что законы физики не существуют на территории китая или по крайней мере не признаются.
Мир глазами домохозяйки, которую привели на экскурсию на завод.
Китайская промышленность и товары вызывают у меня самые противоречивые чувства. Потому что нет двух одинаковых предметов на всех китайских просторах и покупка чего либо представляет из себя лотерею. Это касается поддельных часов Ролекс или Радо, которые могут служить вам верой и правдой годами, а могут сломаться уже завтра. Хороши в китае дороги, но плохи автомобили. Хороши высотные дома, но крайне неухожены окна и балконы, которые превращены в хламовники. Хороши газоны и парки, но совершенно неуютны квартиры внутри. Покупая что либо в Китае вы не можете расслабиться и получить удовольствие. Вы должны быть начеку, потому что нет приятнее для китайца дела , чем взуть иностранца на деньги. Что нужно покупать в Шанхае, так это шелк, ковры, жемчуг, предметы китайского искусства, материалы для творчества, или уже готовые картины вышивки и резьбу по дереву, камню и т.п.
В один прекрасный день мне разрешили прийти посмотреть завод. Утром я приехала с мужем. Мне выдали белую робу, каску и перчатки., чтобы я не испачкалась. Мне также дали ключик от замка велосипеда и сам велосипед ( ржавый и бывалый) для перемещения по заводу. После планерки народ поехал по кораблям с инспекциями. На нашем судне в этот день должны были впервые запускать главный двигатель. Чтобы попасть на судно, стоящее у причала, надо воспользоваться лифтом. В нем сидит китайская рабочая, которая научилась нажимать на кнопку " вверх и вниз" и в этом состоит ее профессиональная задача.Если бы я проработала так три месяца я бы необратимо сошла с ума. Она может так работать годами.
На судне я увидела много людей китайской наружности, половина из них была с ведрами и собиралась что-то красить на палубе. Старпом сказал, что все, что они покрасят придется перекрашивать уже буквально с момента выхода в рейс. Потом мы спустились в машинное отделение. Там человек двадцать китайцев делали вид , что заняты важным делом. Один при этом сидел за компьютером в ЦПУ и действительно что-то делал, а остальные удачно имитировали деловую беседу вокруг него. Наши инспекторы занялись делом , а мне разрешили походить по кораблю. Что мне понравилось. Большие каюты для старшего ком состава. И ступеньки ...пройдя 9 палуб вниз и вверх я поняла, что тренажеры отдыхают и это реальный способ подкачать ягодичные мышцы.
Также было интересно на мостике. Там можно было пофографироваться на фоне разных приборов и вообразить себя капитанской ...ладно...хотя бы дочкой.
Снова вернулась в машину. Судя по выражению лиц наших инженеров и китайских, было понятно, что они что-то пытаются друг другу доказать, но это было тщетно. Слов я не слышала, потому что носила специальные наушники, защищающие от шума.
Позже мне объяснили, что доказать что-либо китайскому рабочему невозможно. Например ситуация. Под одним из насосов обнаружена лужица масла. Наш специалист говорит - здесь течет, устраните. Китайский мастер берет тряпочку, протирает лужицу с маслом, и говорит - видите - не течет. На следующий день ситуация повторяется. И так раз двадцать. Выдерживают только люди с закаленной нервной системой. Устранить нашим мастерам нельзя, потому что на судне пока оно не сдано в эксплуатацию, может работать только китайская сторона.
Особенное удовольствие для наших специалистов было общаться с китайскими конструкторами и специалистами с высшим образованием. Обычно в роли конструктора приходила молодая девушка с наивно-виноватыми глазами. Она все время кивает когда ей рассказывают о каких-то недочетах, типа одобряет все что ей говорят. Только ..ага....ага...ага...цига...ныга...гуда...ага...аг а...чифа( так называют стармеха) ...окей - после этого ничего не меняется, никаких действий , никаких умных комментариев.
Вот это называется конструктивный диалог наций.
Электромеханику, который решил проверить прочность закрепления проводов ( он их просто слегка потянул и она выпали из своих мест) потом пришлось объясняться, потому что китайские мастера сочли его работу вредительством.
Не везде так все плохо. Есть заводы, на которых работают более профессионально и прислушиваются к мнению экспертов.
Масштабы заводов поражают. Они от горизонта до горизонта. Количество людей работающих на заводах могут составить численность населения небольшого города.
Большая часть из них приехали на завод как на БАМ, партия сказала, комсомол ответил - есть. За работу держатся. Бывают случаи, когда муж ( сварщик-корпусник) заболел и прислал " поварить" жену, и она пришла и села варить...швы на корпусе судна ( нормально? ) первый раз в жизни...а что суп варила, кашу варила...можно и швы. В униформе с защитным щитком на лице, кто там поймет. Кто-то из наших словил. Повезло кораблю.
С одной стороны можно понять людей, которые борятся за кусок хлеба. С другой - безопасность людей которые будут на корабле работать.
Нашим ребятам часто говорят, что им не хватает гибкости и коммуникативных навыков. ( flexibility and communication skills). Такими умными словами пытаются дать понять, что где-то надо просто закрывать глаза на недоделки и не доставать всех своими требованиями. Это ужасно слышать человеку, который привык относиться к работе ответственно и который любит механизмы и хочет, чтобы к ним относились хотя бы с уважением, потому что море не прощает ошибок.
Когда меня пригласили стать крестной мамой в марте, то я с радостью согласилась. В чем состоит эта миссия? Кампания приглашает женщину ( обычно это жена моряка или представитель кампании), чтобы она благословила судно в дальний путь и перерезала ленточку с бутылкой шампанского. Если бутылка разбивается о борт судна, удача будет сопутствовать кораблю. Я прилетела в Шанхай в конце марта. Это время, когда там начинают расцветать деревья. Было тепло +20. Город оживал после сырой и промозглой зимы. Люди начали ходить в красивой одежде, магазины выложили летние коллекции на продажу. От меня требовалось только подготовить речь с поздравлениями и выглядеть презентабельно. Ну и еще надо было сделать подарок экипажу. Сделала им фотоальбом
В день церемонии присвоения кораблю имени и сдачи его заказчику, за мной в отель приехала машина с представителем судостроительного завода. Он оказался сотрудником госбезопасности. Он попросил меня показать ему текст моего поздравления. Убедившись, что в тексте нет лишних слов, товарищ сопроводил меня на завод. Там в офисе уже собралось высшее руководство. Всем прицепили бутоньерки на лацкан пиджаков, предложили надеть белые перчатки. К сожалению, в этот день шел дождь и поэтому сама церемония была очень короткой. Все прошло отлично. Бутылка разбилась. Мне принесли ее горлышко в качестве сувенира на память. Судно назвали Готия. Потом был праздничный банкет для руководства и заказчиков в китайском ресторане пятизвездочного отеля Рамада Плаза. Это был обед . Подавали 8 смен блюд традиционной кантонской кухни. Был и крабовый суп, и заливное из угря и пекинская утка. Порции очень маленькие. В перерывах между сменой блюд произносились речи с поздравлениями. В это время на судне велись последние приготовления к выходу в море. После банкета меня снова отвезли на судно, и там у меня возникла идея приготовить праздничное угощение для экипажа, который не был приглашен на банкет. На самом деле мне было крайне любопытно попробовать готовить на камбузе. Все оборудование там было новым и блестящим как в лучших ресторанах. Судовой кок ( парень из Шри-Ланки) помог мне рассчитать количество продуктов для яблочного пирога на 25 человек. Тестомесильная машина быстро замесила мне тесто. Мы с поваром сделали начинку, и через пару часов вышло 4 отличных пирога. Это было весело. Я получила море удовольствия. На утро 31 марта корабль ушел в свой первый рейс в Индонезию, а меня отвезли в отель, потом в аэропорт и домой. Теперь я знаю, что где-то там в океане есть корабль с которым у меня духовная связь.
Это пока все про Шанхай. С удовольствием съездила бы туда еще раз.
Ну и фотографии в тему рассказа.