Мелкая моторика пальцев рук
Разверни игрушки
- Заверните несколько мелких игрушек в мягкую бумагу или фольгу.
- Возьмите одну завёрнутую игрушку и покажите, как нужно разворачивать. Покажите развёрнутую игрушку, рассмотрите её.
- Дайте ребёнку завёрнутые игрушки и попросите развернуть их. Он обрадуется, когда увидит игрушку. Он даже захочет поиграть с ними.
_______________________
Яблочко для мелкой моторики пальцев

______________________________________
ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА (МАССАЖ)
Лучше, если технику массажа вам покажет опытный массажист, однако самые простые приемы Вы можете освоить сами.
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
поглаживание: совершается в разных направлениях.
растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)
массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (ИГРЫ)
Игры для детей от одного года:
- сильные ладошки
Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер). - мозаика
Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки). - конструктор
Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки). - бусины
Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
- волшебный поднос
На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы. - разноцветные прищепки
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.
- забавные картинки
По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки. - счетные палочки
Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков). - маленький скульптор
Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек. - застегни пуговку
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:
зайчик:
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак
человечек:
бегаем указательным и средним пальцами по столу
ёжик:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить
кошка:
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх
коза рогатая:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем
бабочка:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»
очки:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам
Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения;
- знакомит с элементарными математическими понятиями;
самодельный пальчиковый театр
_______________________________________________________________________
1. Лепка из пластилина, глины и соленого теста – дома, зимой из снега – на улице.
2. Игры с бумагой. Вырезание фигур, составление из них узоров и аппликаций, оригами.
3. Поделки из природного материала: листьев, шишек или желудей.
4. Рисование, для моторики особенно полезно рисование фигур разными способами: прямыми линиями, зигзагами, волнообразно, и их раскрашивание. Учите малыша аккуратности и четким движениям. Следите за тем, чтобы он не выходил за контуры фигур. И помните, что лучше пользоваться карандашами, а не фломастерами.
5. Рисование пальчиковыми красками.
6. Конструирование и мозаика.
7. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент и шнурков. Можно совместить приятное с полезным – на толстой веревке вы завязываете 12 узлов, ребенок ощупывает веревку и, останавливаясь на узле, произносит название одного из 12 месяцев года, то же самое можно сделать с днями недели или временами года.
8. Переливание воды из кружки в кружку. При этом важно не пролить ни капли.
9. Нанизывание бус и пуговиц, летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы или яблок.
10. Отщипывание кусочков от листа бумаги, ягод или листьев – от куста.
Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе ребенок потеряет к ним интерес11. Очень хороши «угадайки» – их великое множество, так что ребенку они точно не приедятся. Угадай букву или цифру, которую мама нарисовала на ладошке. Угадай, что в меня в шляпе – вы складываете в шляпу (или пакет) самые разные по форме и фактуре предметы, а ребенок, не глядя, должен назвать их. Угадай, что лежит внутри, игра с сыпучими материалами – горохом, рисом, гречкой, песком. Ребенок опускает кисти рук в емкость с наполнителем, несколько минут перемешивает содержимое. Затем вы предлагаете ему емкость с другим наполнителем. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами, на ощупь, должен угадать, что лежит в емкости. С теми же материалами можно играть и по-другому: насыпьте любой из них на поднос, и пусть ребенок пальчиками рисует узоры, берет в руки, пересыпает. Заодно и фантазию потренируете.
Во время занятий важно помнить про отдых
Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш или ручку. А от кропотливой работы с мозаикой или паззлами пальцы быстро устают. Чтобы ручки отдохнули, можно сильно сжать кулачки, а потом разжать.
______________________________________________________________________________
Японская методика пальцевого массажа
1. Массаж пальцев, начиная с большого, и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками или стихами
2. Массаж ладоней шариками. Шары используют разного размера. Большие шары можно катать между двух ладоней. Чем мельче шарик, тем более тонкие движения можно им делать. Например, прокатывать по каждому пальчику вперед – назад. Можно делать и вращательные движения шариком по кисти, пальчикам.
С небольшими шариками отлично играть - щелкать по ним пальцами, стараясь откатить его как можно дальше, закатить в дырочку и т.п.
Например, можно сделать простую игру. Возьмите коробку. Прорежьте в ней небольшие отверстия, в которые может скатиться шарик. Можно наклеить сверху небольшие стеночки, препятствия. Обклейте сверху цветной бумагой, или каким-то иным способом украсьте поверхность. Все, игра готова.
Играть можно круглыми бусинами, стеклянными шариками «марблс» и т.п.
*Массаж и игры с карандашами
То есть массаж ладошек и пальчиков с помощью карандашей. Издано несколько отдельных брошюр, посвященных такому массажу. О нем упоминают и в разных книгах по развитию мелкой моторики. Но придумать игры несложно и самим.
Вот несколько базовых упражнений, которые можно делать:
- прокатывать карандаш ладонью по поверхности стола, пола
- прокатывать карандаш между двух ладошек
- перекладывать карандаш из руки в руку перед собой, перед собой не глядя, за спиной
- стучать пальчиками по карандашу по очереди
- брать карандаш, используя разные пальцы вместе с большим
- вращать карандаш на весу, на столе
и т.д.
Возьмите в руки карандаш, подключите немного фантазии – и все получится.
* Массаж конскими каштанами, грецкими орехами и т.п.
Берем каштан (орех, яблочко и т.п.) и катаем, как и шарики по ладошкам, по пальчикам, между пальчиками, между двух ладоней.
В чем отличие от массажа шариком – в неровности поверхности. Ведь можно использовать как зеленый грецкий орех ,так и спелый.
Отлично массировать ручки каштанами. И очищенными, и колючими, зелеными. Да, да, вот этими колючками и катаем по ручкам – с ежиком играем .
Аналогично берем зеленые маленькие яблочки, орехи, камушки, ракушки… Чем более сложная поверхность – тем лучше. А самое главное, что катать колючий каштанчик – интересно.
*«Четки».
Это не обязательно должны быть настоящие католические или иные четки.
Это могут быть любые бусы, нанизанные из макарон, разнокалиберных бусин, пуговиц, колечек и т.п. Суть в том, что надо перебирать пальчиками «бусины» одна за другой. Это и пальчики тренирует, и успокаивает. Можно добавить сюда счет, или называть цвет, размер, форму и т.п.
ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ!!!
Часто бывает, что дети, когда говорят – теребят что-то в руках – игрушку, одежду, собственные пальцы и т.д. НЕЛЬЗЯ забирать эти предметы, заставлять ребенка положить руки. Это успокаивает ребенка, значит он не может справится иначе. И если вы заберете, то ему все равно придется как-то бороться с возбуждением нервной системы, только вот способ борьбы может быть намного сложнее. И может вылиться в серьезные проблемы: неврозы, тики и т.п.
Заметили такое – успокойте ребенка сами. Помогите ему совладать с собой, с ситуацией. И он сам перестанет перебирать пальцы и т.д.
Горячо – холодно
Еще один интересный вариант воздействия на кисти рук. Воздействие горячим или холодным.
* Лед
Замораживаем воду, получившуюся льдинку даем ребенку в руки поиграть. Проводим льдом по ладошкам, по каждому пальчику.
Вся процедура – 1 минутка.
* Горячая вода
Наливаем в небольшую мисочку горячую воду. Температура такая, чтобы ребенок мог с трудом, на небольшое время. Задача – как можно больше времени пропарить ручки. После такой тепловой ванночки хорошо сделать любой массаж.
* Горячо - холодно
Ставим 2 мисочки, одну со льдом или очень холодной водой. Вторую – с очень горячей. Руки купаем по очереди сначала в холодной – потом в горячей. После горячей можно сделать небольшой массаж, и снова в холод.
Такие процедуры следует проводить через день, циклом в 10 процедур. Перерыв в несколько месяцев. И можно снова повторять. Если сначала делали игры со льдом, то перерыв несколько дней, и можно делать цикл с горячей водой, или с двумя сразу.
Самое главное – все эти процедуры дополняют игры по развитию мелкой моторики, но не заменяют их, а только усиливают эффект.
____________________________________________________________________