Про речь (инфо)
Малин словарикФормирование и развитие речи зависит от окружающей обстановки и условий, в которых происходит обучение.
Обстановка складывается из глубины отношений, которые закладываются, формируются и держатся не столько на словах, сколько на любви, привязанности, тепле, окружающих ребенка.
Количество слов, которое произносит ребенок в том или ином возрасте, является всего-лишь средней величиной и ничего не означает с точки зрения умственного развития ребенка. Это верно в той мере, в которой не установлено строгое соответствие между развитием речи и умственным развитием.
Конечно, чем больше вы будете говорить с вашим ребенком, чем больше он будет "погружен в язык", тем больше будут развиваться и его умственные способности. Но известно много детей, живущих в окружении одних лишь взрослых, и у таких детей чрезвычайно раннее развитие речи не является признаком психологического и эмоционального равновесия.
Можно, практически ничем не рискуя, посоветовать родителям не говорить детским языком. Но и не пользоваться для общения с маленьким ребенком слишком сложным и вычурным языком, который ребенок может бездумно усвоить и который придаст его поведению и речи неестественный характер.
Речь является составной частью личности малыша. Она включает в себя устную речь, слово, и все коммуникационные элементы - элементы связи между человеческими существами, в частности, чтение и письмо. Мы увидим позже, в какой зависимости от развития речи находятся школьные достижения ребенка и в какой мере его трудности при обучении связаны с нарушениями возможностей приобретения навыков чтения и письма, что, к сожалению, в последнее время наблюдается все чаще и чаще.
Родителей часто очень беспокоит то обстоятельство, что их малыш поздно, с их точки зрения, начинает говорить. Они считают это отклонением от нормы, задержкой развития, и приводят малыша на консультацию к педиатру.
Они ссылаются на то, что соседский ребенок того же возраста «очень хорошо говорит», чисто произносит все звуки, внятно артикулирует, а если малыш чуть постарше - что его приятель 2-2,5 лет «уже строит фразы, и как!», а их дитя обходится лишь несколькими слогами, какими-то бессвязными, разрозненными словами, и даже в том случае, когда знает много слов, все равно говорит «на птичьем языке», сокращая их до двух-трех слогов и произнося совершенно неразборчиво.
Здесь смешаны два нарушения речевого развития, наблюдаемые в раннем возрасте. Вербальное отставание или задержка развития устной речи выражается в том, что ребенок начинает говорить поздно и имеет в запасе мало слов. Трудности с произношением – это уже совершенно другое. Они настолько обычны, что вообще не являются до определенного возраста нарушением. У детей постарше, когда невнятная речь уже может считаться дефектом, отклонением от нормы, это расстройство называется «дислалией», а проще косноязычием.
Как правило, все родители, находящие у своих детей такие нарушения, говорят одно и то же: ребенок абсолютно все понимает, выполняет любые просьбы, умеет делать все, что положено в его возрасте, нормально играет, но вот не сопровождает свою деятельность речью такой, какую следовало бы от него ожидать. Короче: «Доктор, он плохо говорит», независимо от того, много и невнятно он болтает или вообще молчалив.
Поверьте, в два - два с половиной года все это не имеет большого значения при условии, что вы абсолютно уверены: у ребенка все в порядке со слухом. Внимательная мать всегда очень хорошо знает, слышит ли ее малыш, к примеру, тихий шепот. Поэтому при малейших подозрениях на нарушение слуха надо немедленно показывать ребенка педиатру, а лучше - прямо отоларингологу.
Источник: www.zhirafik.ru