Игры от 0 до 6 мес. Стащила у Glorix
Занимаемся с карапузомЧто может сделать музыка? Музыка пробуждает у ребенка чувство радости, стремление улыбаться, двигаться. Звуки откладываются у него в подсознании и влияют на его будущее. Музыка снижает напряжение, способствует фокусировке внимания.
Моя подруга Оля «занималась» с дочкой музыкой еще до ее рождения. Она заметила, что звуки и даже темп мелодии влияли на ребенка, девочка по-разному двигалась у нее внутри животика, реагируя на музыку.
«Занятия» продолжались и после рождения: в первые месяцы малышки Оля включала музыку во время бодрствования - тихонько, фоном. Или занималась под нее гимнастикой с ребенком.
Первая музыкальная игра, в которую вы можете сыграть с ребенком еще в утробе – «Ладошки». Поставьте кассету с простыми детскими песенками или напевайте их сами и легонько похлопывайте себя в такт по животику. Не исключено, что вы можете почувствовать, что кроха «отвечает» вам. Так вы сможете установить контакт с малышом еще до рождения.
Когда малыш появится на свет, ставьте те же мелодии и «прохлопывайте» в ладошки слова детских песенок.
Музыку также можно вводить в жизнь малыша каждый день. Колыбельные можно включать тихо, когда ребенок спит. Тихие нежные мелодии, концерты для скрипки, флейты или клавесина, возвышенная органная музыка – самый подходящий «фон» для крохи.
Еще обязательно сами пойте детские песенки как во время беременности, так и после рождения малыша. Живой мамин голос – что может быть лучше? Будет замечательно, если вы придумаете и будете петь малышу собственные песенки или напевать крохе свои любимые стихи. Попросите ваших близких петь ребенку.
Во время прослушивания музыки берите в руки ножки и ручки малыша и двигайте ими в такт. Для движений подбирайте разную по ритму музыку, - и медленную, и быструю. С первого месяца жизни делайте малышу гимнастику и массаж обязательно под музыку, под веселые упражнения отлично идут ритмические мелодии, а под классику и музыку бальных танцев можно делать массаж, упражнения на гимнастическом мяче.
Раз в день можно включать малышу новые мелодии из классики. Пусть даже вам кажется, что он ничего не понимает, - музыка, которую малыш слышит в младенчестве, прекрасно запоминается. Вы можете слушать каждый день по одному отрывку - с понедельника по воскресение, затем взять новые отрывки или повторить еще раз те, которые слушали на прошлой неделе. Включайте музыку фоном, не привлекая внимание ребенка.
Еще одна игра – «Погремушки». В нее мы предлагаем вам играть с малышом на полу. Очень важно, чтобы пол был не только чистым, но и продезинфицированным. Затем положите ребенка, покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там. Затем достаньте предметы и снова потрясите перед малышом. Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов, до пяти, например.
Игрушки своими руками
Смастерить игрушки своими руками для малыша достаточно просто. А сколько радости может доставить ребенку подобные поделки!
Легко и просто сделать игрушку-перчатку. Она позволит малышу познакомиться с различными фактурами ткани, разовьет тактильные ощущения. Для создания этой игрушки берем обычную хлопчатобумажную или шерстяную перчатку и нашиваем на нее кусочки шелка, шерсти, меха, вельвета, бархата, атласа. Края перчатки обрезаем – так малыш сможет почувствовать разницу от прикосновения к коже и к различным тканям. На перчатку можно нашить пуговицы и кнопки. Пришивайте все материалы очень крепко, чтобы ребенок их не сумел оторвать в процессе игры.
После того, как игрушка готова, положите малыша на пол и пододвиньте к нему руку в перчатке. Дождитесь, пока ребенок заинтересуется новой игрушкой и начнет ощупывать ее. Рассказывайте малышу, к чему он прикасается. Называйте ткань и ощущение, которая эта ткань вызывает. Например, «вельвет ребристый», «мех мягкий», «шелк прохладный», «кнопка холодная», «пуговица гладкая».
«Волшебный зонтик» - для создания такой игрушки вам потребуется зонтик, резиновые тесемки, разноцветные шарики, маленькие мягкие игрушки, колокольчики, забавные рожицы, вырезанные из картона.
Положите ребенка на пол, а над ним прикрепите перевернутый зонтик, привязав его веревкой за люстру, так, чтобы малыш мог дотянуться до новой игрушки. К спицам зонтика привяжите на резиновых тесемочках шарики, мягкие игрушки, колокольчики, рожицы из картона. Чтобы ребенок не поранился, все предметы должны быть мягкими на ощупь.
Подергайте за тесемки, чтобы игрушки начали прыгать. Это очень порадует малыша. Он наверняка к ним потянется. Немного погодя ребенок научится дотягиваться до игрушек. Если он пока не дотягивается, вы можете взять малыша на руки и помочь ему приблизиться к заинтересовавшим его игрушкам.
Тряпичные мячики – еще одна веселая и мягкая игрушка для малыша. Вы можете сделать их разного размера. Померьте и сшейте маленькие, помещающиеся в ладошку ребенка. Средние он сможет держать одной рукой. Большие ваш ребенок будет обхватывать обеими руками, играя на полу. Для шитья можно использовать разные по фактуре и цвету ткани.
Возьмите лоскутки, обрезки, вырежьте из них круги нужного вам размера. Прошейте вдоль края и стяните, оставив небольшое отверстие для наполнителя. Наполнять тряпичные мячики можно лоскутами, шуршащими пакетами, ватой, обрезками ниток, маленькими клубочками, бусинами, пуговицами, бисером и другими мелкими предметами. Внутрь можно положить металлический бубенчик или шарик от погремушки.
Другими игрушками могут служить:
- картонные коробки
- лоскутки тканей разной фактуры, которые будут выполнять ту же функцию, что и перчатки
- фантазийные бусы, на веревочку которых вы можете нанизать бисер, бусины, пуговицы, пластмассовые трубочки. Следите за тем, чтобы концы «бус» были завязаны очень плотно, а сами веревки были крепкими.
Веселые ползунки
«Мы уже ползаем во всю!», - похвасталась моя подруга Таня на детской площадке. Я тоже могла похвалить своего. Не «во всю», но мой Миша делал успехи. А Света пожаловалась: «Гришка все никак не хочет начать ползти, что я ни пробовала…».
После расспросов мы с Таней выяснили, что Света просто ждет, когда ее Гриша сам начнет ползать. А ведь процесс можно ускорить.
Мы с Таней единогласно предложили Свете начать выпускать Гришу играть на ковре. Можно купить туристическую пленку или использовать мягкие фланелевые одеяльца в качестве покрытия. На полу у ребенка больше простора для игр, чем на диване или в манеже. Кстати, Таня сторонница естественного закаливания и вовсе прогуливает дочь Татку на деревянном полу.
Мой Миша вначале использовал военную хитрость – не полз, а перекатывался по направлению к игрушкам. Поэтому я задействовала два упражнения, которые помогли ему начать ползать.
Игра «Попробуй, дотянись». Здесь понадобилась его любимая игрушка. Я клала ее в поле зрения Миши, а он пробовал до нее дотянуться. Сначала ему не удавалось приблизиться к ней ни на сантиметр. Я придвигала ее так, чтобы он смог достать ее, пощупать. А потом снова отодвигала. Постепенно Мишаня стал к ней ползти, преодолевая раз за разом все большее расстояние. Конечно, в конце каждой тяжелой «дороги» его ждала награда – та самая игрушка.
Потом я заметила, что интерес к игрушке немного ослаб. И придумала менять игрушки – каждый раз клала перед малышом разные. Это помогло! Мой боец снова стал упорно ползти к новой цели.
Таня тоже использовала игрушку в качестве тренажера, а еще сооружала для дочки маршрут с «препятствиями». Она брала легкое одеяльце, складывала в несколько раз и сооружала этакого «лежачего полицейского». Татка пыталась переползти через препятствие. Сначала горка была очень маленькой, но потом становилась все выше и выше.
Для дальнейшего усложнения игры можно соединить эти два упражнения и использовать несколько игрушек, одеяльцев-подушек, создавая своеобразную «полосу препятствий» с призами.
Однако мы обе столкнулись с проблемой – и Миша, и Тата стали уверенно ползать «по-пластунски», но никак не хотели переходить к ползанию на четвереньках. На помощь пришли новые игры.
Первую из них я назвала «Полотенце-качели». Надо положить ребенка на живот, затем пропустить под ним поперек туловища полотенце и помочь малышу подняться на четвереньки. В процессе следим, чтобы ладони и колени ребенка едва касались пола. Можно в такой позе покачать ребенка.
Второе упражнение для развития навыков ползания - «Тачка». Малыш лежит на животе, а мама держит его одной рукой под грудью, другой – за ноги, и поднимает его, ставя ручки крохи на твердую поверхность. Ребенок попытается идти руками. Другой вариант «Тачки» можно делать на фитболе.
При ползании малыш учится не только двигать разными сторонами тела, переворачиваться, вертеть головой, но и начинает внимательно относиться к понятиям высоко-низко, а также развивает умение смотреть вниз, что пригодиться в будущем, когда настанет пора осваивать навыки, необходимые для школы.
Так мы тренируем соревновательный дух в наших малышах, развиваем трудолюбие, учим преодолевать трудности, вознаграждаем за упорство. Основной посыл данных упражнений: если чего-то очень хочется, но это кажется трудным, то надо приложить усилия – и тогда можно получить то, что хочешь!