Игры от 6 до 12 мес. Стащила у Glorix
Занимаемся с карапузомЕсли у малыша формируются навыки управления ручками, то одновременно с этим развиваются зоны головного мозга, отвечающие за речь. Именно поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики лучше всего с самого раннего возраста.
В возрасте до года младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. А в возрасте от шести месяцев уже можно выполнять простые упражнения.
В этом нам помогут игрушки, сделанные своими руками, так называемые мягкий и твердый пульты. Сначала малыш учится хватать предмет целиком всей ладошкой, потом начинает перекладывать предмет из руки в руку.
«Мягкий» пульт управления. Для этого вам понадобится диванная подушка, толстая иголка и суровая нитка, пуговицы разных размеров, маленькие игрушки с петельками, крючки с петельками, ленты, тесемки, ковровые колечки, липучки, разные картинки, вырезанные из старых детских вещей, несколько карманов.
Сперва из кусочков ткани вам надо будет сделать маленькие «дверки». За дверками пришейте «секретики». Открыв их, малыш сможет увидит картинку, пришитую игрушку или пуговичку. «Дверки» можно закрывать на разные застежки – липучки, крючки.
Приделайте к концам ленточек маленькие игрушки и вшейте эти ленточки внутрь карманов. Теперь эти игрушки можно вынимать из карманов и класть обратно сколько заблагорассудится. Пришейте в ряд несколько ковровых колечек, пропустите сквозь них ленту, на концах которой будут ездить туда-сюда две маленькие игрушки.
В этом возрасте много времени во время игр дети проводят на полу, поэтому очень важно следить за его гигиенической чистотой и во время мытья не только эффективно очищать, но и дезинфицировать. Положите малыша на пол и познакомьте его с новой игрушкой. Вместе с ним откройте дверки, выньте игрушки, пусть попробует сделать это сам без вашей помощи. Поиграйте с ним в игру «кто в домике живет», придумайте интересную сказку об игрушках, спрятавшихся в кармашках.
Пальчики ребенка хорошо будут развивать манипуляции разными кнопками и выключателями. Конечно, и речи быть не может о том, чтобы дать малышу «поиграть» кнопками и выключателями настоящих приборов. Однако мы можем познакомить его с разными видами кнопок с помощью «жесткого пульта управления».
Для создания такой игрушки вам потребуются небольшой кусок гладкой фанеры или оргалита. На него можно прикрепить различные жесткие детали приборов. Например, здесь найдется место выключателям для лампочек, на которые можно нажимать, перемещая кнопку вверх-вниз, старому телефонному диску, которые можно крутить в разные стороны, фрагментам панелей от старых радиоприемников или других приборов.
Они дадут возможность нажимать кнопки, залипающие и нет, крутить ручки настройки, двигать туда-сюда рычажки. Также можно прикрепить подвижную задвижку, щеколду, шпингалет. Их язычок малыш будет поднимать и опускать. Крючок и петельку можно попробовать зацепить друг за друга или, наоборот, вытащить. Сюда же можно уместить дверную цепочку с петлей, которую ребенок будет зацеплять и вынимать. Еще прикрепите небольшой замочек для почтового ящика, а рядом на веревочке повесить ключик.
По краям фанерки с обратной стороны прикрепите деревянные рейки. Всю конструкцию сзади закройте листом фанеры такого же размера. К готовому пульту прикрутите петельки, и все это положите на пол. Положите малыша на пол перед пультом и покажите ему, как работают те или иные детали.
Развитию мелкой моторики способствуют игры с мелкими предметами, например, мозаика, пазлы, бусы, конструкторы, пальчиковые игры, лепка. Можно также сделать тряпичных плоских кукол, у которых несколько слоев «одежды» могут быть застегнуты на пуговицы, зашнурованы или закрываться на молнию. Это поможет ребенку приобрести очень нужные в каждодневной жизни навыки.
Топ-топ
Малыш испытывает особенное удовольствие от перемещения в пространстве – ползанья или ходьбы. Ему нравится сам процесс, хотя дело не обходится без определенных трудностей и неприятностей, ребенок может уставать, падать и ушибаться.
Поэтому ребенку нужны такие игры, при которых ползание или ходьба воспроизводятся в виде забавных упражнений.
1. «Полотенчико». Положите малыша на живот на пол, под живот постелите полотенце или сложенное одеяльце. Приподнимите его так, чтобы он принял позу, нужную для того, чтобы ползти, и покачайте его немного вперед и назад. Держите его так, чтобы ему было легко ползти, и время от времени поднимайте его в воздух и переносите вперед на небольшое расстояние.
2. «Наклонимся». Слегка наклоняйте ребенка то вправо, то влево, перемещая его центр тяжести с одной ноги на другую. Держите руки крохи на уровне плеч или даже ниже. Постепенно уменьшайте вашу поддержку, так чтобы малыш продолжал качаться самостоятельно, держась только за ваши указательные пальцы.
3. «Ходули». Поставьте карапуза ножками на ваши ноги спиной к вам. Держите его за плечи. Скажите: «Пойдем походим» и пройдите короткое расстояние. Если ребенок хорошо реагирует на эту игру, повторяйте ее время от времени.
4. «Потягушки». Для этой игры вам потребуется круглая гладкая палка небольшого диаметра, чтобы малыш мог ухватиться за нее ручками. Посадите его на пол и дайте ему в руки палку. Пусть крепко за нее держится. Аккуратно приподнимите. Постепенно подтягивайте кроху в положение стоя.
5. «Бокс». Подвесьте воздушный шарик так, чтобы ребенок доставал до него. Положите малыша на пол и покажите, как по шарику можно ударять и «боксировать». Меняйте положение шарика: подвешивайте его то пониже, то повыше, чтобы кроха тянулся за ним.
Вообще, любые упражнения с детьми лучше делать под музыку. Музыкальным оформлением вашим упражнениям могут стать детские песенки, мелодии из мультфильмов, танцевальные композиции для детей.
Еще один комплекс упражнений для развития мышц ног можно оформить в веселую сказку. «Жил-был зайчик. Вот он проснулся, потянулся (сидя потягиваемся). Мама спросила зайченка: «Ты больше не хочешь спать?»
- Нет-нет (делаем движение «нет» и разминаем шейку).
- А может, ты пойдешь гулять?
- Да-да. (делаем соответствующие движения головой).
Отправился зайчик гулять. Сначала он шел медленно.
Потом пошел чуть быстрее.
А потом и попрыгал. (прыгаем)
Прискакал зайчик на луг, а там бабочки летают (бегаем и машем ручками), кузнечики скачут (прыгаем), ящерицы ползают (ползем или ходим на четвереньках). Потом зайчик пошел в лес и стал искать грибы и ягоды (наклоны вперед). Встретил зайчик мишку и решил попробовать ходить как он (ходим на внешней и внутренней стороне стопы), а потом увидел, как бегает рыжая лисичка, и тоже захотел так научиться (ходим и бегаем на носочках).
На дереве пушистая белочка зарядку делает – приседает. И зайчику захотелось так же сделать (приседаем). Хорошо погулял зайчик, устал. Прибежал домой и улегся отдыхать (ложимся на пол, расслабляемся, отдыхаем)».
Придумывайте сами такие истории – с ними вашему малышу будет еще интереснее и веселее заниматься зарядкой.
Путешествие по дому
Отправьте малыша в фантазийное путешествие по дому. Это позволит ему лучше познакомиться с жилищем, а также разовьет его фантазию.
Для начала постройте дороги на полу. Для их строительства можно использовать различные материалы – кубики, игрушки, полотенца, одеяла, коврики. Можно сделать одноразовую дорожку из газет, кусочков бумаги и картона разной фактуры.
Также материалом для ваших дорожек могут послужить кусочки атласных или нейлоновых ленточек, тесемки, лоскутки тканей разной длины и ширины и фактуры: из замши, мягкой или пушистой ткани.
Внутри дорожку можно сделать мягкой. Для этого достаточно положить под ткань кусок поролона или любой плотной ткани, кусок целлофана (для шуршания), а можно даже картон или газету (только тогда дорожку нельзя будет стирать).
Можно набить дорожку ватой или синтепоном, можно вообще ничем не набивать. Можно вшить внутрь дорожки или пришить снаружи пуговицы разного размера, маленькие бусинки, кусочки кожи или пластика, нарезанные в виде геометрических фигур.
Разложите эти дорожки на полу по комнате или по коридору. Можете выложить их по кругу, тогда можно будет долго ходить, не останавливаясь. Ползать или ходить по дорожкам разной фактуры, конечно, лучше босиком.
Придумайте сюжет и оформите его: сначала идем по шоссе, где вдоль дороги стоят машинки ребенка. Затем углубляемся в лес и передвигаемся по лесной дорожке. Поставьте вдоль нее цветы.
На пути малышу может встретиться мостик. Его легко соорудить, если положить на два стула или кубика картонку или дощечку. Ребенок должен будет подлезть под мостик или через него. Помогите малышу преодолеть препятствие.
В лесу ребенку может встретиться пенек – стул, накрытый покрывалом. Чтобы его преодолеть, надо будет залезть на пенек и спрыгнуть с него.
Если вы пришли на болото, между дорожками можно положить маленькие тряпочные подушки – кочки. А если на вашем шоссе есть тоннель, или пещера в лесу, то малышу будет очень интересно исследовать ее внутри, особенно если там будет спрятана какая-нибудь игрушка. Тоннель легко соорудить из диванных подушек или из большой картонной коробки. А пещеру можно сконструировать из пары стульев и одеяла.
Теперь самое время перейти к путешествиям по воздуху. Возьмите малыша на руки. Пройдите с ним по квартире. Показывайте и называйте ему предметы, которые вас окружают.
Постепенно начните не просто называть предметы, а давать им характеристики по цвету и размеру, например: холодильник большой, белый, а коробочка с крупой маленькая, железная.
Разрешайте ребенку ощупать предмет или провести по нему ладошкой, и называйте при этом тактильные ощущения, которые он получает (пол – твердый, ковер – мягкий, полотенце – пушистое).
Включайте разные предметы и рассказывайте, что с ними происходит. Например: «Это лампа! Она горит!» (включаете лампу). «Дверь открыта, дверь закрыта». «Чайник кипит, выключили чайник» и так далее.
Со временем начните рассказывать ребенку, для чего нужны те или иные предметы: «холодильник, в нем хранятся продукты», «шкаф, там лежит одежда», «ложка, с помощью нее едят суп».
Такие путешествия не только помогут малышу освоиться в квартире, но и расширят его словарный запас.
Надеть колечки на пирамидку поначалу представляется для малыша очень сложной, почти непосильной задачей. Для развития моторики лучше всего начать с подготовительных игр.
Например, нанижите на веревку несколько пластиковых колечек небольшого диаметра. Начните снимать их сами, а затем предложите малышу попробовать. Снимать легче, чем надевать, а движения требуются для этого похожие.
Сделайте тренировочные колечки: из плотной пластиковой бутылки нарежьте тоненькие колечки и предложите малышу надевать их на палочку. Пусть ребенок держит палочку в руке, так ему легче будет надеть колечко, чем на палочку, стоящую вертикально.
Когда малыш успешно овладеет этими навыками и разовьет свои пальчики, предложите ему нанизывать кольца на настоящую пирамидку. Не забудьте, что для начала ребенок должен освоить сам процесс нанизывания. Поэтому не требуйте от него правильного расположения колечек на пирамидке – от большего к меньшему.
Существует много игр с колечками, которые обязательно понравятся вашему ребенку. Например, «Попробуй, потяни». Продеваете в колечко от игрушечной пирамидки веревочку, связываете ее концы. Следите за тем, что бы колечко было такого размера, чтобы ребенок мог легко удержать его в руках. Вкладываете колечко ему в ручки и потихоньку тянете за веревочку. Малыш будет держаться за колечко. Только не вырывайте колечко у него из рук.
«Щелк-щелк» - еще одна игра. В ней нужно нанизать колечки от игрушечной пирамидки на веревочку и подвесить так, чтобы ребенок, лежа на полу, легко мог до них дотянуться. Перемещайте колечки, чтобы они щелкали друг о друга. Возьмите ручки малыш, коснитесь ими колечек, передвигайте колечки ручками малыша.
«Собираем пирамидку». Еще одна игра, которая поможет ребенку освоится с пирамидками. Поставьте стержень, а кольца разложите вокруг малыша, чтобы он мог их легко достать. Следите за тем, чтобы расстояние до колец было различным. Попросите у него колечко. После того как ребенок подаст вам кольцо, нанижите его на стержень. И так до тех пор, пока не соберете всю пирамидку. Показывая, как снимаются и надеваются кольца на стержень, комментируйте свои движения вслух. Объясните ему, что кольца имеют разный размер и цвет.
Внимательно смотрите за тем, как малыш справляется с самостоятельным нанизыванием колец. Учите его собирать пирамидку правильно – начиная с самого большого кольца и заканчивая самым малым.
«Пощупаем». Еще одна игра, позволяющая развить умения ребенка собирать пирамидку. Соберите неправильную пирамидку сами, а малыш пусть закроет ладошкой глаза и проведет по пирамидке рукой. Пусть определит, все ли кольца нанизаны верно.
«Сравни размеры» - выложите дорожку из колец на полу и предложите сравнить их размеры, прикладывая их друг к другу. Покажите, что кольцо может катиться, как мячик. А затем соберите вместе пирамидку без стержня – просто ставя кольца друг на друга.
Игры с колечками и пирамидками помогают развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, координацию движений, учат концентрировать внимание. Помните, чем старше становится ваш малыш, тем сложнее должна быть конструкция пирамидки. Тогда она ему еще очень долго не надоест.
«Колобок», «попрыгун» и другие игры с мячом
Мячик – одна из первых подвижных игрушек, которую легко и просто освоить малышу. С помощью мячика можно не только поиграть с ребенком, но и развить его способности.
В возрасте около семи месяцев уже можно начинать тренировать обе руки по очереди. Даже простой обхват небольшого мячика поможет укрепить пальцы карапуза. Потом начинаем перекладывать мячик из руки в руку. Навык перекладывания дети обычно очень быстро осваивают самостоятельно. Вместе с мячиком небольшого размера задействуем и большой мяч, который можно использовать во многих играх.
Первая игра с мячом для детей – «Колобок». В нее играют, начиная с шести месяцев ребенка. Малыша усадите на пол, сами сядьте напротив. Катите мяч к нему и обратно. Пусть сам пробует тянуться к мячу, а когда достанет, может попробовать катать мяч самостоятельно.
Когда малыш начнет не только катать мячик, но и подбрасывать его, можно переходить к новой игре - «Кидалки». Дайте малышу мяч, пусть кидает его в вашем направлении. Сами ловите мяч и аккуратно бросайте обратно ребенку в руки, чтобы он старался его поймать и удержать. Также можно попробовать усложнить игру, давая простые задания: «Отдай маме мячик!», а потом и более сложные: «Возьми мячик и брось его маме».
«Попрыгун» - пусть малыш бросает мячик, но не вам, а с силой в пол. Это будет развивать его руки и координацию.
Еще одна веселая и полезная игра - «Баскетболист». Для нее вам потребуется коробка и мячик. Поставьте большую коробку на пол недалеко от сидящего малыша, и покажите карапузу, как опустить в нее мячик. Пусть он сначала просто повторяет за вами. Затем начинайте отодвигать коробку все дальше. Кидайте мячик по очереди с малышом. Помните, детям легче забрасывать мяч снизу вверх.
Если малыш хочет закинуть мяч стоя, как настоящий баскетболист, проследите за тем, чтобы он при слишком энергичных движениях не потерял равновесие. Конечно, как в любом спорте маленькому «баскетболисту» потребуются постоянные тренировки. Вот увидите, чем чаще ребенок будет бросать мячик, тем лучше он будет это делать, и тем больше удовольствия он сам получит от игры. В игру можно включить мячики разного размера, чтобы малыш учился бросать разные по тяжести и объему вещи.
«Больше-меньше» - для этой игры нам потребуется три мяча – большой, средний и маленький. Разложите их перед ребенком, назовите: «Вот большой мячик», «Теперь я катаю средний мячик», «А вот маленький мячик». Через несколько повторений попросите малыша покатать большой мячик. Если он не сразу сориентируется, помогите ему, покажите еще раз, где большой мячик, где средний, а где маленький.
«Прятки мячиков». Вам потребуется несколько мячей разных цветов. Катая их, называйте цвета. Попросите подкатить к вам мяч определенного цвета (как в «Больше-меньше»). А потом спрячьте один из мячиков и задайте вопрос: «Какого мячика нет?».
Чем чаще будет тренироваться ваш малыш играть в мяч, тем больше будут его успехи, лучше координация и реакция.