Что хочу, то и делаю или Лизавете пять с половиной
Лизавета-КонфетаКажется, только вчера отмечали пятилетие, а на самом деле прошло уже пол года. Еще столько же, и будет Лизе шесть. Когда-то мне казалось, что это уже совсем взрослый возраст, но на самом деле моя барышня еще ребенок-ребенком, она живет в своем детском мире, где всегда светит солнце и побеждает добро, где можно играть и веселиться дни напролет, а самое большое несчастье - разбитая коленка или не купленная игрушка.
Сейчас лето, и мы отдыхаем и от сада, и от какого-либо образовательного процесса. Хотя нельзя сказать, что совсем уж бездельничаем. Лиза без дела сидеть не может, даже если мы со Стешей заняты чем-то другим, она все равно найдет себе занятие: будет рисовать, раскрашивать, вырезать, что-то мастерить. У нас скопилось множество работ, еще больше их, к сожалению, не сохранилось. Но самые-самые мы повесили на стенку, организовав что-то вроде мини-выставки.

Что-то новый ББ немного размывает фотографии...
На эту же тему Лиза очень любит смотреть "Школу рисования" по каналу "Карусель". Мечтает туда попасть. Я объясняю, что это не возможно, так как находится все в другой стране и вообще это телепередача, а не реальная изостудия, но Лиза не унимается. Тогда я обещаю ей поискать что-нибудь похожее в нашем городе. Обещаю, хоть и понимаю, что в этом году с нашей загруженностью рисование мы вряд ли потянем. Да и школы рисования у нас если и есть, то уж никак не волшебные, а самые обычные, где нужно не только фантазировать, но и очень даже трудиться, чтоб чему-то научиться...
А вообще мы много времени проводим на улице. Если погода позволяет, гуляем по три часа утром и по четыре вечером. И все равно домой порой Лизу загоняем с боем, такие у нее с подружками там интересные дела. Детей во дворе много, часто они играют все вместе, но интереснее всего Лизе играть с Полиной. Хит сезона - коляски с малышами. У кого коляски нет, тот в игру не принимается. Для малышей из дома обязательно вытащить кучу разных вещей, в том числе и посудку, в которой готовится обед. На обед малыши едят вишневое пюре, вишню девочки обрывают тут же во дворе и тщательно перетирают, отчего посуда становится дико грязной. А еще малыши любят салат из травы, куда добавляются различные ингредиенты. Часто устраиваются всевозможные праздники и пикники, в ходе которых малыши закапываются в песок, привязываются к бельевым веревкам или подбрасываются со всей дури вверх и если не застревают в ветвях деревьев, падают на траву. Веселая, короче, жизнь.
Еще более забавный у детей фольклор. Стараешься привить ребенку хороший вкус, читаешь ему умные книжки, включаешь добрые мультики, а он выходит во двор, и улица делает свое дело. Нет, мы тоже такими были, так что я не ругаюсь, а принимаю все, как есть. Пару недель назад Лиза поделилась считалкой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Мы поймали в ж#пе вшу,
Грязную, вонючую,
Пойду ее замучаю.
Мама купит мне козу,
Я тебе не покажу,
Она очень вкусно пукает,
Я тебе не дам понюхать.
И Бог его знает, что еще там передается у пятилеток и шестилеток из уст в уста. Я попыталась намекнуть, что стишок не самый культурный, но Лиза ответила:
- А что, это же просто считалочка. Как "Сидел петух на лавочке"...
- Петух хотя бы не пукает... - только и смогла возразить я.
Если никого из ровесников нет, тогда Лиза скучает. Бывает, что немного играет с малышами. Пытается их построить, чему-то научить. Сегодня ловила Стеше и ее подружке Арине бабочек, собирала с ними сливы, а потом сажала деревья в песочнице.
- Теперь каждый день нужно водичку выносить и поливать, чтобы выросли.
А вообще Лиза, хоть и воюет со Стешей за игрушки, но все же чувствует себя старшей сестрой. Она не охотно помогает мне за Стешей ухаживать, но вот на словах часто ее наставляет:
- Стеша, когда ты вырастешь, я тебя всему научу.
Любит рассказывать Стеше, как себя нужно вести в различных местах.
- Стеша, когда пойдешь в садик, не плачь там и не мамкай, и кушай все, что дают.
- Стеша, когда врач будет лечить тебе зубки, открой рот и не кричи.
И все в таком духе. Если бы только Стеша еще внимала... :)
Для летних прогулок Лизе был куплен большой двухколесный самокат. Но кататься во дворе негде, а уйти подальше мы можем не всегда. Поэтому самокат простаивает. А вот с велосипедом Лиза дружит. После катания по неровностям боковые колеса у нас оказались в плачевном состоянии, использовать их дальше не представлялось возможным, поэтому было принято решение учить Лизу кататься на двух. Сначала ей было очень неудобно, особенно когда подружки резво рассекали на четырех. Но за несколько раз она научилась держать равновесие и сразу стала впереди подружек всех. Сейчас работаем над тем, чтобы научиться красиво рулить, так как Лиза часто едет не туда, куда нужно, а куда случайно повернется руль. После этого будем учиться самостоятельно стартовать. Но все равно я уже очень довольна и очень Лизой горжусь, велосипед был приобретен не зря. :)
А вообще несмотря на наивность и детские понятия, чувствуется уже, что человек начинает взрослеть. Она становится более самостоятельной и более упрямой. Напрямую перечить мне пока не рискует, но тихонечко себе рассуждает:
- Что хочу, то и делаю. Где хочу, там и сплю...
По этому же вопросу любит Лиза прикинуться глухой тетерей. Неугодные ей просьбы она просто игнорирует, делает вид, что не слышит. Несколько раз я повторяю спокойно, потом повышаю голос, в результате наказываю ее минутой просиживания на лавочке или диване с обдумыванием своего поведения. Обидно, что чаще всего это какие-нибудь банальные просьбы, например подойти ко мне, чтоб я поправила ей одежду или задала какой вопрос...
Многие девочки-подружки гуляют во дворе самостоятельно. Просится и Лиза. Я ей не мешаю, просто иногда мы со Стешей собираемся уходить раньше, чем у нее с подружками закончатся игры. И я ее оставляю, и слежу за ней из окна. Потом за ней спускаюсь, но она может и сама подняться наверх.
- Я подняла коляску, нажала на кнопку "едь сюда", и приехал лифт. Там никого не было, я зашла и нажала на кнопку "шесть", и оказалась здесь...
Рост-вес ребенкин я не знаю, ориентировочно где-то чуть больше 17 кг и 110 см. Из подружек Лиза самая младшая и почти самая мелкая, ниже нее только Полина, хоть и старше на пол года.
Из навыков хочется отметить счет. Долго мы с этим бились в основном от скуки по пути с английского, и вот дело пошло. Лиза не просто считает до ста (хоть и не всегда без ошибок вроде тридцать десять), но запросто складывает и вычитает, причем не только в пределах десяти, но и дальше, главное, чтоб не было перехода через десятки. Т.е. она не просто прибавит два к трем, но и двадцать два к трем, тридцать два к трем и т.д.
С чтением у нас пока не сильно, но и в этом деле есть прогресс. В букваре Жуковой дошли до слогов с буквой "х", Лиза сама просит заниматься, но пока еще очень быстро от занятий устает, начинает ерзать и отвлекаться, хорошо, что нам в этом году еще не в школу, за партой бы она точно не усидела. :)
Есть у нас проблемы и по части логопедии. Не дружит Лиза с буквами "л" и "р". С осени планируем серьезно этим вопросом заняться. Пыталась я и сама, но чувствую, что только хуже делаю. А Лиза к невыговариванию относится философски. Надеваю ей кофту, в руках стручки гороха.
- Осторожно, мой горошек! - восклицает Лиза.
Горошек произносит, естественно, без "р".
- Держи свой "гаошик", - отвечаю ей я.
- Ну мама, - возмущается ребенок. - Разве ты, когда была маленькая, сразу все красиво выговаривала?
А ведь и правда... :))
А еще Лиза очень забавно не дружит со временем. Ей тяжело ответить, давно или недавно было то или иное событие, постоянно она путается в порах года, во времени суток, в прошлом и будущем.
- Лиза, собирайся на улицу, - зову я.
- Не хочу, - отвечает она. - Завтра надо было со мной гулять.
Имеется ввиду "вчера". И так всегда :)
