Игры с 9 месяцев
Что происходит
В возрасте 9 месяцев малыш умеет садиться из вертикального положения, ползать на четвереньках, хорошо стоит в кроватке, держась за бортики, и пробует стоять без опоры. В 10-11 месяцев делает первые шажки, держась за две или одну руку взрослого, а чуть позже делает свои первые, но уже самостоятельные шаги. Некоторые малыши ходят уже в 10 месяцев, но большинство осваивает этот навык в 11 месяцев, многие идут только в год и даже позже – все зависит от физического развития. Что касается речевого развития, то ребенок еще не говорит в этом возрасте, но понимает многое – чем больше с ребенком общаются, тем больше слов, названий предметов и действий, он знает.
Во что играть
В этот период игрушки должны быть очень разными – по цвету, форме, фактуре. Ребенок интересуется всем вокруг, причем не просто ощупывает предметы, но и с большим удовольствием бросает их и рвет на части. Поэтому стоит разнообразить весь игрушечный ассортимент.
Стаканчики, пирамидки. Стаканчики должны быть разного цвета, лучше еще и с разными краями – гладкими и резными. Стаканчики можно вставлять один в другой, а, перевернув их вверх дном собирать пирамидку.
Пирамидки бывают разные мягкие из ткани, пластмассовые, деревянные, классические, состоящие из колец разных цветов или в виде фигурки животного, например, конусообразные с кольцами разных размеров или с круглым конусом и кольцами одного размера, но разных цветов. Главное, чтобы пирамидка была безопасной – очень острый стержень может поранить ребенка.
Поймите, что собрать пирамидку для малыша чрезвычайно трудно, поначалу он не может даже надеть кольцо на стержень. И только с вашей помощью, после регулярных тренировок ему это обязательно удастся.
Матрешки. Это удивительное пособие для развития. С помощью этой игрушки ребенок учится разбирать целое на детали, собирать части в целое, вкладывать одно в другое, и чуть позже понимать, что больше, а что меньше.
Конструктор. Он может быть пластмассовый или деревянный и даже из мягких кубиков. Научить ребенка строить – задача непростая. Сначала строить будете вы, а он только разрушать. Как только малыш поставит один кубик на другой или вставит одну деталь в пазы другого, уже этот шаг можно считать первым успехом. Поговорка «ломать – не строить» в данном случае не работает, для ребенка разрушение – первый шаг к созиданию.
Сортер. Представляет собой емкость в виде куба, шара или любой другой геометрической формы с прорезями разных размеров и форм. В эти прорези определенной формы нужно вкладывать фигуры соответствующей формы (звездочка в звездочку, квадратик в квадратик и т.д.).
Фигурки животных домашних и диких. Они могут быть деревянные или пластмассовые. По размеру должны соответствовать руке ребенка. Расскажите ребенку, как «говорит» лошадка, собачка, утка, корова, тигр, расскажите, какой большой «носик» у слона и длинная шея у жирафа.
Машинки. Умеренных размеров грузовички то, что надо. Во-первых, их можно просто катать вперед назад, что развивает координацию движений, во-вторых, в кузове можно возить животных и кукол, для чего нужно «посадить» героя в кузов и «доставить» к месту назначения. Машинки пользуются большой популярностью на детской площадке.
Музыкальные игрушки. Нужны для развития слухового восприятия. Стоит остановить свой выбор на бубне, барабане, маракасах, деревянных ложках и ксилофоне. Возможно, в начале знакомства со звуками ребенка могут испугать некоторые из этих инструментов, тогда отложите их до более позднего времени, но в целом они очень полезны, занимательны и обычно без навязывания дети воспринимают их на ура. Трудно будет вам, когда ребенок начнет ежеминутно позвякивать маракасами или извлекать звуки от удара по барабану. Придется потерпеть!
Куклы. Нужны маленькие пупсы размером до 30 см, но не меньше 15 см. Большую куклу даже очень красивую держать ребенок не сможет, а тем более производить с ней манипуляции. Дайте кукле имя (что-нибудь попроще вроде Аня или Катя, во всяком случае, Маргарита или Тамара не годятся точно), покажите, где у нее носик, ротик, глазки, ручки, ножки. Кукол может быть несколько разного размера.
Развивающие центры. Очень хороши те, в которых есть возможность познакомиться с разными животными и звуками. Например, домик с окошками, где «живут» разные животные. При нажатии на кнопки окошко открывается, и ребенок видит животного и слышит мелодию и звук, имитирующий «речь» конкретного животного. Такие вещи дети любят очень, а игрушка прослужит долго.
Как еще играть
Любые взаимодействия с игрушками или деталями игрушек начинаются с того, что вы вкладываете деталь в руку ребенка и производите с ней логические манипуляции – вкладываете кольцо пирамидки в руку ребенка, своей рукой обхватываете руку ребенка и вместе надеваете кольцо на стержень. Точно так же вы учите вкладывать стаканчики один в другой, собирать две детали матрешки, вставлять детали на доске с ячейками.
Очень полезны игры с мячом. Научите ребенка держать небольшой мячик в руках, затем бросать. При этом вы так же вкладываете в руки ребенка мяч, затем обхватываете его руки и делаете бросок вперед. И дальше тоже самое, пока ребенок не освоит навык. Такие занятия нужно проводить ежедневно. Не забывайте катать мячик по полу друг другу.
По-прежнему очень актуальны игры в ванной или в детском бассейне в дачный период. Например, кораблики, моторные лодочки, или просто резиновые животные составят отличную компанию вашему ребенку. Для продвинутого малыша можно предложить водный баскетбол – корзина на присосках вешается на одну стороны ванны, а малыш, сидящий на другой конце ванны, должен забрасывать в корзину мячики. Это очень трудно и без помощи родителей кроха не справится.
Ребят в возрасте около года забавляют разнообразные брызгалки, а жарким летом на даче, они просто необходимы.
Можно купить мягкие игрушки. Сходите вместе с ребенком в магазин и предложите выбрать лисичку, собачку, обезьянку, льва или кенгуру, вполне возможно, что именно эта игрушка станет самой-самой любимой на долгие годы. Мягкую игрушку можно кормить, как куклу, укладывать спать, катать в коляске, можно просто любить и спать с ней.
И еще. Поскольку ребенок учится ходить, ему может потребоваться игрушка-каталка с палочкой (обычно это уточки, собачки, кошечки, реже улитки или клоуны) или устойчивая тележка. Такие игрушки помогают ребенку удерживать равновесие, поддерживают в момент, когда малыш делает первые шаги.
Играйте и творите вместе с малышом – это лучшее время для взаимопонимания!