"Блоки Дьенеша" для детей 2-3 лет
Блоки Деньеша, Кубики Никитина1. Игра «Найди меня» (классификация по одному признаку).
Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:
- найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета; найди все фигуры как эта по цвету (показываю фигуру и спрашиваю, какого она цвета);
- найди все фигуры в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника); найти все фигуры как эта по форме (показываю и спрашиваю, какая она по форме);
- найти все маленькие (большие фигуры); найти все фигуры как эта по размеру (показываю и спрашиваю, какая она по размеру – большая или маленькая);
- найти все тонкие (толстые) фигуры; найти все фигуры как эта по толщине (показываю и спрашиваю, какая она по толщине – тонкая или толстая).
Более сложный вариант – найти не такие фигуры: все не красные, не круглые, не тонкие и т.д.
2. «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь круглую (треугольную, квадратную) фигуру; тонкую или толстую фигуру, большой (или маленький) круг (треугольник, квадрат), тонкий (или толстый) треугольник (круг, квадрат).
3.Так же очень хорошо проводить эту игру с использованием маленького«сухого бассейна» для рук. В небольшую емкость – кастрюлю, тазик, отрезанную нижнюю часть большого бутыля из-под питьевой воды, - насыпать промытый и просушенный горох (или фасоль, рис, гречку), в который «закопать» фигуры. Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.
4. Игра «Что изменилось».
Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6), прошу внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» прошу закрыть глаза и убираю одну из фигур. Произношу считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и прошу сказать, какой фигуры не стало. Когда дети уже хорошо справляются с заданием, усложняю его: фигурки не убираются, а меняются местами.
5 «Какая фигурка лишняя».
Выкладываю три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся. Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна – маленькая. Прошу назвать, какая фигура лишняя и почему.
6. «Выложи картинку».
Игры с альбомами.
Игра «Магазин».
Все фигуры раскладываются на «витрине». Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца (покупатель – взрослый) в начале года, и покупателя (продавцом может быть и взрослый, и другой ребенок) в конце учебного года. Взрослый говорит: «Здравствуйте! Я хотела бы купить большое красное круглое печенье. Продай мне его, пожалуйста» Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель».
Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение.
В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 3-4 признака." (с)
Источник - http://triz-plus.ru/logicheskie-bloki-denesha/bloki-denesha-v-rabote-s-detmi-2-3-let
(Сайт мне, кстати, очень понравился, надо покопаться в нем)