Развитие зрительной компетенции. Ч2 (с 1-2,5 мес) по Доману
Развитие по Доману. До 2,5 мес"Иллюстрации 12.1 Мария с интересом рассматривает пол в виде шахматной доски, который ее родители сделали, чтобы обеспечить отличный визуальный контраст.
Когда ребенок находится в мире серых или пастельных тонов, он становится слепым, глухим и нечувствительным. Наша работа состоит в том, чтобы создать такую среду, которая говорит ребенку - «Эй, проснись, открой глазки! Тут есть на что посмотреть, что послушать и потрогать!»
Малышам нужно много времени на сон, это правда. Но также правда то, что детки мам, которые им позволяют скучать и не дают им нужной стимуляции, спять гораздо дольше чем детки, с которыми занимаются.
Помните - дети чрезвычайно любопытны, но настолько же беспомощны. Они нуждаются в вас. Если вокруг ребенка не на что смотреть, нечего слушать или трогать, он быстро сникает и засыпает. Если мы создадим интересную и богатую для него среду, ребенок проявит свое природное любопытство и энергию, что обострит его зрительную, слуховую и осязательную восприимчивость.
Мы помогаем ребенку, используя контрастную стимуляцию нужной частоты, интенсивности и продолжительности.
ЗРИТЕЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ
На Ступени 2 матери необходимо начать стимулировать восприятие малышом контуров, в дополнение к усиленной стимуляции светового рефлекса. На этой ступени ребенок начинает видеть черные объекты на светлом фоне.
Контраст остается по-прежнему крайне важным для ребенка. Ему нужно дать возможность часто смотреть на темные объекты, или формы, на светлом или белом фоне. Это может происходит один раз в течение дня, случайно, но мы хотим дать ребенку много возможностей в течение дня, чтобы он тренировал свой зрительный канал и начал хорошо видеть - чем раньше, тем лучше.
Задача: Стимулировать, улучшать и усиливать способность ребенка видеть контуры.
Цель: Стимулировать восприятие контуров
Часть I-Контрастная среда
Необходимые материалы:
• 2 больших листа белого пенопласта (30" x 40")
• 12 квадратов самоклеящейся черной бумаги (10" x 10" каждый)
Частота: Каждый раз как малыш проснется
Интенсивность: 10" на 10" черно-белых шашек
Продолжительность: Каждый раз как малыш проснется
Обстановка: Хорошо освещенная комната, либо угол комнаты.
Возьмите два больших листа пенопласта, примерно 30 на 40 дюймов и с помощью черных квадратов сделайте шахматную доску. Пенопласт послужит прекрасным белым фоном, и вам не придется наклеивать дополнительно белые квадраты, чтобы получилась черно-белая шахматная доска. Яркость подсветки доски должна быть в два раза интенсивнее яркости естественного освещения комнаты. Свет не должен падать ребенку в глаза, но должен быть направлен на область, где расположена доска.
Предпочтителен свет, исходящий от лампы накаливания. ( см. иллюстрацию 12.2)
Иллюстрация 12.2 Большая шахматная доска обеспечивает визуально контрастирующую окружающую среду.
Способ выполнения: Данные листы следует переносить туда, где в данный момент находится ребенок, т .е. они должны путешествовать вместе с ним. Листы легкие и их легко переносить. Если малыш лежит на полу в гостиной, листы следует поместить рядом с ребенком под правильным углом, создавая, таким образом, угол из листов. Данная шахматная доска создает контрастную среду, и обеспечивает малыша прекрасной зрительной стимуляцией. Белая стена, или стена пастельных тонов не создает такой контрастной среды, и малышу трудно разглядеть что-либо (см. иллюстрацию 12.3).
Иллюстрация 12.3 Две больших шахматных доски, помещенные под прямым углом, обеспечивают большее визуальное стимулирование.
Если малыш собирается заснуть в своей комнате, надо перенести листы туда, чтобы он мог смотреть на них, когда засыпает и сразу же после пробуждения.
Если вы везете ребенка к бабушке, возьмите с собой один из листов. Это поможет малышу наслаждаться новой средой еще больше, так как новая среда отличается от привычной и ее трудно рассмотреть. В новом окружении малыш может часто плакать или заснуть, но наша шахматная доска будет тем предметом, который он действительно сможет видеть. Эта стимуляция и уже знакомая малышу среда обрадуют его еще больше.
Подсветка листов крайне важна. Чем интенсивнее освещение, тем легче для ребенка рассмотреть черно-белые квадраты. И наоборот, чем приглушенней свет, тем труднее для ребенка увидеть контраст. Светильники с изменяемым направлением света очень хорошо подходят для нашей цели, так как вы можете направлять свет на нашу шахматную доску и делать ее более освещенной и видимой для малыша.
Пожалуйста, обратите внимание: Также, можно наклеить 10-ти дюймовые вертикальные белые полоски по бокам трека для ползания ( см. иллюстрацию 12.4), что даст ребенку еще одну возможность развивать зрение. Когда он ползет по такому треку, он уверен, что двигается вперед, так как видит меняющиеся черно-белые полоски. Это буквально поможет ему сделать одно из важнейших открытий в жизни - он двигается!
В неконтрастной среде, в среде с обычным рассеянным светом, ребенок не увидит практически ничего. Зрительно он не будет уверен в том, что двигается вдоль трека.
Связь между подвижностью и зрением всегда крайне важна на всех ступенях развития, но на данном этапе жизни она важна как никогда.
Иллюстрация 12.4 Изольда интересуется контрастом светлых и темных полос на ее треке для ползания
Часть II-Находим точечку света
Необходимые материалы:
• ручка-фонарик (указка)
Частота: 10 раз в день
Интенсивность: свет такой, как у ручки - указки либо небольшой яркой лампы
Продолжительность: 1 минута
Количество: 6-10 стимуляций
Обстановка: Полностью затемненная комната
Способ выполнения: Если родители проводят занятия вместе, лучше всего одному родителю держать ребенка на руках, в то время как другой родитель использует свет.
Если занятие проводится одним родителем, лучше положить ребенка на спинку на пол, так, чтобы ему было удобно.
Выключите свет, чтобы комната погрузилась в темноту. Включите фонарь на ручке и направьте свет на свою раскрытую ладонь или другую отражающую поверхность, но не больше расстояния в 18 дюймов от лица малыша ( см. иллюстрацию 12.5). Не направляйте свет в глаза ребенку! Этот свет более яркий, чем свет от фонаря, который мы использовали в исходной сенсорной программе. Держите точку света на своей спокойной ладони, пока ребенок ее не увидит. Это может занять некоторое время, будьте терпеливы.
Иллюстрация 12.5 Калеб определяет свет, сияющий на руке своей мамы в темной комнате.
Вы можете сказать ребенку - Найди точечку света! Когда малыш повернется к свету, скажите ему - Молодец, нашел!
Дайте малышу посмотреть на свет в течение нескольких секунд, а затем выключите его. Подождите в темноте две -три секунды, прежде чем переместить точечку света в другое место. Опять включите фонарик на ручке, и скажите ребенку - Найди свет! Каждый раз, когда малыш делает успехи, радостно хвалите его. Проведите столько стимуляций, сколько возможно за одну минуту, и затем завершите занятие.
Пожалуйста, обратите внимание: Поначалу ребенок может ничего не увидеть, но вы не торопитесь. Мы хотим, чтобы у ребенка появилась эта способность. Не проводите занятия, если малыш голоден или устал. Выбирайте удобное для малыша время дня. Вы можете заметить, что иногда малыш видит освещенный объект очень хорошо, иногда хуже. Это нормально для ребенка, который только начинает различать конктуры. День за днем его способность будет улучшаться, если вы продолжите занятия. У вас может появиться желание подвигать подсвеченным объектом в поле зрения ребенка, чтобы привлечь его внимание. Не делайте этого. Ребенку сложнее обнаружить двигающуюся цель, чем неподвижную. Когда ребенок сможет уверенно различать подсвеченные объекты, вы можете слегка передвигать их и позволить ребенку следить глазами за объектом."
(с) Гленн Доман "Насколько умён ваш малыш"