Коля, 4 года
НиколаЧто имеем в преддверии 4-хлетия... 
Навыки самообслуживания:
1) Сам раздевается, полностью (обувь, верхние комбинезоны, курточки шапки, носки, штаны, хорошо тянущиеся кофты и футболки через голову). Время от времени ленится и просит помочь (особенно если Лиза рядом тоже просит).
2) Сам одевает трусики, штаны, футболки через голову, кофты через голову, обувь с несложными застежками. Не различает перед/зад, левый/правый ботинок. Застегивает молнию, но не соединяет. Носки - желание есть, но ловкости не хватает. Не умеет одевать кофты и курточки, которые полностью расстёгиваются - путается, психует и ноет "помочь". Завязки, бантики и шнуровки - это за гранью его моторики.
3)Сам ест ложкой, корявенько. Отвлекается, надо периодически говорить "Коля, кушай!". Суп ест, но ужасно, поэтому пока кормлю в обед я.
4) Сам пьет из кружки или стакана.
5) В туалете - снимает, садится, одевает... умеет писать стоя, если держать хозяйство... Пробовала научить самому держать - но как то плохо ручки у него дотягиваются)))))
6) Сам ложится спать, умеет сам засыпать (время от времени).
7) С августа ночью спит без подгузника. Описался два раза. Несколько раз вставал ночью просился в туалет. В основном спит до утра.
Психическое/социальное развитие:
В целом очень адекватно ситуациям реагирует.
1) Любит ходить с папой в магазины за продуктами, может спокойно подождать некоторое время в магазинах одежды. В магазины игрушек - там конечно договоры/уговоры...
2) Домашние дела - протирает пыль (увлекается), помогает шваброй, помогает пылесосить (не очень интересно), помогает разобрать посудомойку и стиралку (не очень интересно), с трудом собирает игрушки.
3) Не убегает на улице, проверяет все ли идут если забежал вперед, понимает опасность дороги, помогает тащить истерящую Лизу...
4) В целом умеет ждать, но стоит над душой и периодически поднывает и пытается еще понятнее донести то что он хочет (ну на тот случай если я все таки не поняла).
5)Стал понимать свое/чужое, если предмет не сверхважен для него то вполне отдаст поиграть, в крайнем случае поменяться.
6) Плохо реагирует на расстройства (что то забрали, не дали по его мнение несправедливо, обидели и т.п.) - ноет, ругается (лепечет) и опрокидывает стулья, в крайних случаях кидает предметы.
7) Достаточно хорошо понимает запреты... лучше Лизы это уж точно... если нет,нельзя, значит нельзя (пока мама смотрит).
Познавательные/академические навыки:
1) Знает алфавит, любит "читать" по буквам. Знает цифры... но после 12 у него они все одинаково произносятся.... Считает предметы не сбиваясь до 10.
2) Знает цвета радуги, названия животных, частей тела (лучше части лица, остальное иногда подвисает).
3) Складывает пазлы, разрезные картинки.... не знакомые из 9, знакомые - ну пока у нас больше 25 не было... Складывает именно как я показала, с серединки картинки - ищет напр. нос, рот, глазки и т.п. Подбирает не перебором а по картинке, чтоб совпадало.
4)Любит еще складывать картинки из кубиков, тут максимум точно пока только 9.
5) Ну всякие вкладыши, сортеры, формы - очень хорошо.... Ну всякие блоки Деньеша с альбомами и прочие развивашки...
6) Конструирование, тут даже писать нечего. Сейчас у нас три разных конструктора, плюс деревянные для постройки городов лесов и зоопарков.
7) Раскрашивание - тут плоховато. Цвета подбирает адекватные, очень гармоничные кстати. Но границы соблюдать не получается. Обводит вообще страшно. Рисование - рисует круг, линию, дождик, точки и кривущий квадрат, который и не квадрат вовсе. Очень страдает от своего несовершенства и пытается просить меня порисовать или папу...
8) Пластилин - катает шарики, колбаски, раскатывает в лепешку (толстую), вырезает формочками, слепил тут недавно двухмерную машину.
В целом академические навыки так и прут... не знаю правда насколько они соответствуют возрасту....
Речевые навыки:
1) Пассивный словарь существительных большой, очень большой... не знаю правда сколько в цифрах....
2) Действий/глаголов очень мало... в пределах 10... Прилагательных тоже мало, в пределах цветов, грязный, мокрый....Это наш следующий этап.
3) Активный словарь существительных думаю к 100 приближается, тех что использует часто...
4) Указательный жест!!! очень красивый стал, крепенький такой пальчик! А ведь год назад он его даже выпрямить не мог самостоятельно!
5) Произношение... ну тут... понятно только нам и то не всегда (как с этим папопа!).Это тоже следующий этап, но сначала надо научить гимнастике и пальчиковым играм.
6) Из вопросов понимает что это, какого цвета, где. Просьбы односложные - принеси, дай, отнеси, поделись... Из двух сложной просьбы выполняет только первую часть)))))))
7) Повторяет... повторяет слова в целом с энтузиазмом, но после пары повторений к сожалению качество падает до нуля... так что надо еще думать как с этим бороться...
8) Покорили да/нет! не очень четко и иногда еще с подсказкой, но очень редко путается и говорит да в неподходящем случае.
9)И да! вся речь в тему. Игры активно комментирует, просьбы адекватные, что не знает как сказать показывает пальцем или пытается пантомимой (но они у него еще хуже по четкости чем речь
)
10) Совсем свеженькое достижение - чаще обращение мама, папа... Только у него получается папа и я блин не всегда еще понимаю, что он это меня зовет.
Игровые навыки описывать не очень хочу. Пока не понимаю, что важно, а что нет.
В общем и целом конечно он плохо воспринимает свободную речь от какой-нибудь тетеньки на улице. Воспринимает только простую речь, часто надо повторять инструкцию, потому что вроде идет выполнять а смотришь у него внимание рассеялось и он уже не понимает что он ищет или хотел сделать...Перед обращением надо его сконцентрировать на себе и вообще надо постоянно напоминать: Коля, кушай, Коля одевайся, Коля делай давай...
И контакт со взрослыми сам не налаживает... т.е. если взрослый проявил инициативу, если Коля его понял, то будет... а если нет, то игнор.
С детьми ситуация лучше, но я меньше вижу его с другими детьми кроме Лизы... как то все не могу попасть в Мишин сон и посмотреть как он общается в ГКП.
Еще меня удивляет его улавливание сути ситуации, быстрое обобщение (как с паззлами, пару раз показала алгоритм и он его сразу стал использовать).
Год назад я сидела и плакала от того что он знал только формы предметов и все... и я не могла научить его цветам или чему то еще... Инструкцию дай только только тогда начал понимать...
Все же думаю, что мы на правильном пути...