для любителей таблиц развития от 3 до 5
полезное о развитии
очень адекватные списки того, что надо уметь и на что обратить внимание) переводные. вытащила вот тут http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=92630
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте трех-четырех лет?
С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период "ужасных 2-х лет" и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» - от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
Развитие мелкой моторики и движений рук
копирует квадратные формы по образцу рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела пользуется ножницами рисует круги и квадраты начинает срисовывать по образцу большие буквы
Развитие языковых навыков различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой») совершенствует основные грамматические навыки говорит предложениями из 5-6-ти слов говорит достаточно чётко - так, что его понимают даже незнакомые люди рассказывает истории
Развитие процесса познания правильно называет некоторые цвета имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел подходит к проблемам со своей точки зрения начинает обретать чувство времени выполняет просьбы, требующие совершения трех действий вспоминает части рассказа различает понятия «одинаковое» и «разное» Играет в фантазийные игры
Социальное и эмоциональное развитие с интересом относится ко всему новому объединяется и взаимодействует с другими детьми играет в "маму" или "папу" проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр сам одевается и раздевается с ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации становится более независимым представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребёнок развивается по-своему, индивидуально, невозможно точно сказать, когда или как ваш ребёнок усовершенствует то или иное качество. Достижения развития, описанные здесь, помогут вам получить общее представление о том, каких изменений вы можете ожидать, но не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Однако, поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития для его возрастного уровня.
не может подбрасывать мяч не может подпрыгнуть на месте не может кататься на 3-х колёсном велосипеде не может держать мелок (каркандаш) в пальцах с трудом рисует каракули не может поставить 4 кубика один на другой по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия игнорирует других детей не общается с людьми которые не являются членами его семьи не использует фантазию в играх сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается не может нарисовать круг по образцу не использует предложения больше чем из 3-х слов неправильно употребляет слова «я» и «ты»
Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?
Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.
Посмотрим на некоторые другие достижения.
Двигательное развитие
Развитие мелкой моторики
Копирует треугольники и другие геометрические фигуры Рисует человека с телом Пишет некоторые буквы Одевается и раздевается без помощи Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож Обычно сам заботится об использовании туалета
Развитие языковых навыков Вспоминает часть рассказа Произносит фразы более чем из пяти слов Использует будущее время Рассказывает длинные истории Называет свое имя и адрес
Развитие процесса познания
Может пересчитать десять и более предметов Правильно называет не менее четырех цветов Лучше представляет себе понятие времени Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
Социальное и эмоциональное развитие Хочет радовать друзей Хочет быть похожим на своих друзей Легче соглашается с правилами Любит петь, танцевать и разыгрывать представления Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей Знает о различии полов Может отличить фантазию от реальности Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребенок развивается своим, особенным образом, невозможно предсказать, когда именно или как ваш дошкольник достигнет совершенства своих навыков. Достижения в развитии, указанные здесь, дадут Вам лишь общее представление о переменах, ожидаемых по мере взросления ребенка, но не беспокойтесь, если его развитие идет немного другим путем. Тем не менее, обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в этом возрасте. Ведет себя очень испуганно или робко Ведет себя очень агрессивно Не может расстаться с родителями без сильного протеста Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше пяти минут Мало интересуется игрой с другими детьми Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно Редко использует воображение или имитирование в игре Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени Не интересуется новыми видами деятельности Избегает или сторонится других детей и взрослых Не выражает широкого диапазона эмоций Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета Не может различать фантазию и реальность Выглядит необычно пассивным Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном») Не может правильно назвать свои имя и фамилию Не использует в речи множественное число и прошедшее время Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях Не может построить башню из шести-восьми кубиков Испытывает неудобство, держа карандаш Испытывает трудности, снимая одежду Не может эффективно чистить зубы Не может вымыть и вытереть руки