Хронология
КнигиВ очередной раз убедилась: с рождением Димы фраза «лучший подарок - книга» стала для меня еще актуальнее. Не знаю, выйдет ли в этом году что-то более масштабное для меня, нежели «Хронология» Петера Гюса. Но пока именно она будет носить гордое звание «книга года». У меня так много эмоций, что мой рассказ обещает быть еще более сумбурным, нежели обычно. Но я все же попробую собраться. Для удобства в этот раз даже выделю «части» ))))


Повествование начинается еще до титульного листа. Неудивительно, автор труда с таким громким названием как "Хронология" несомненно ставил перед собой серьезные задачи (во всех изданиях принято говорить о Питере Гюсе, в российском фигурирует "автор текста "- Сильвия Ванден Хиде, во избежание недоразумений и до выяснения обстоятельств часть оваций адресована и ей).
Так с чего же все начинается? С Большого взрыва, конечно же.

А что дальше? Все то, о чем вы слышали еще на школьной скамье: Древний мир, Средние века, Новая и Новейшая история. XX век разобран более детально, оно и понятно, чем дальше, тем насыщеннее.

"Все то, о чем вы слышали", но в том виде, которого вы никогда прежде не видели!
Всего в книге чуть больше 70 страниц. Каждая из них состарена, чтобы ощущалось то самое прикосновение к истории, которое необходимо во время чтения таких фолиантов.
Большой формат объяснить весьма просто: событий за всю историю человечества произошло столько, что другого просто быть не могло.
В левом нижнем углу традиционный спичечный коробок, чтобы вы понимали, к чему готовиться, посмотрите повнимательнее, он там точно есть =)

Почему такой стиль? В одном из интервью автор книги признался, что именно хронологические таблицы помогали ему усваивать предмет в школе. Просто настало время сделать их более современными и наглядными. На первый взгляд история - предмет крайне хаотичный. Казалось бы, запомнить все эти события, даты, термины просто невозможно. Хронологическая таблица действительно несколько облегчает участь интересующегося. А если уж она выполнена в такой манере, то еще и обеспечивает интерес, что для усвоения материала крайне важно.
Если вы хотите узнать больше о том, что занимало автора во время создания книги, ознакомьтесь с его интервью (на английском языке), оно весьма любопытно - http://blog.picturebookmakers.com/post/134324069746/peter-goes


Есть вероятность, что после изучения этой книги, в нашей семье станет одним историком больше. По крайней мере, я поймала себя на мысли, что была бы не прочь пройти путь еще раз, и начать рассуждать с ребенком на эти темы.
Оказалось, что уже сейчас в 3,5 года нам есть о чем поговорить с первых же страниц!
Например, о динозаврах:

Обязательно отдельно о том, почему они вымерли:

Или о мамонтах и первобытных людях (эту тему впервые нам подарила книжка про бизона Тоби):


А еще о птице додо:

Воздушных шарах:



Это так приятно листать достаточно взрослую книгу с маленьким ребенком и находить моменты, о которых он уже в курсе. Я намеренно знакомилась с "Хронологией" вместе с Димой, хотя был соблазн не спать ночами и наслаждаться в тишине в гордом одиночестве. Но я люблю ставить такие эксперименты. Интересно открыть издание вот так вот без обоюдной подготовки, ловить искренние эмоции друг друга, задавать неожиданные вопросы.
Поэтому ночами оставалось досконально изучать уже просмотренные странички. И делать записи, конечно же. О темах, которые можно было бы развить уже сейчас. Среди прочего в этом списке под кодовым названием «такие разные»...
- дома:



- пирамиды:


- корабли:



- воины разных эпох:



А еще я с удовольствием погружалась в собственные воспоминания. Нет, я не такая древняя, но связана с историей пожизненно. Вот вы когда-нибудь встречались с мегалитами? А мы с Мишей специально разъезжали по Тульской губернии в поисках нечто подобного, нашли ))

А гуляли ли вы ночью вблизи Римского форума? Мороз по коже даже летом, уверяю вас! Просто от осознания того, что тут такоооое творилось.


Итак, книгу можно просто разглядывать:

Просто читать:

А можно и разглядывать, и читать:

Кстати, подписи к картинкам очень полезны. Они предвосхищают вопросы почемучки: «а кто?», «а зачем?», через пару лет к ним наверняка присоединятся «где?», «когда?» и многие другие. Ура, у меня сразу будут на них ответы!
Правда, с Димой не соскучишься. Его очень заинтересовали реки Междуречья: Тигр и Евфрат. «Тигр» в первую очередь как вы понимаете, пришлось обратиться к этимологии слова.

Потом начались вопросы по древнему Египту: а чем писали в то время, не на чём, а именно чем. И вообще как иероглифами пишется слово «папа». Вот возьми да нарисуй сию секунду.
(еще разочек фото со спичечным коробком, в правом нижнем углу)

Эпизод с великим композитором неожиданно повернул нас к столь избегаемой теме о жизни и смерти. В итоге ребенок сделал вывод: Моцарт умер, а ведь музыка его осталась… не поспоришь…


Страниц в книге не обнаружено. Можно открыть книгу в любом месте и отправиться в путешествие во времени. Вы бы куда хотели отправиться? Мне вот прямо сейчас досталась вот эта эпоха. А что я не против оказаться в XVII веке, ненадолго ))

Любителям спонтанных «тематических недель» подойдет такой подход. Не знаете, о каком периоде и как поговорить с ребенком 3-4-х лет, просто откройте книгу. Допустим, вы решили побеседовать о Древней Греции. Напишите свой список, а потом взгляните на разворот:
Вы точно не забыли Икара?

А спортивные мероприятия?

Театр в конце концов...

Об этом вполне можно поговорить в столь юном возрасте. Не сразу же с Пелопонесской войны окунать ребенка в историю. Все постепенно по мере взросления. Пройдет не так много времени и ребенок сам расскажет вам о каждом фрагментике этой картины:

Устали от истории в чистом виде. Поговорите…о слоне!

омеле

можно и о курах…

или о цветах...


Мне во время обучения десять лет назад не показывали таких картинок, а жаль. Я никогда не представляла себе таким Архимеда

И боялась даже представить таким Авиньонское пленение пап:

А о чем-то я даже не знала:
Оказывается, «воинственные кельты часто обнажались перед битвой»

А «китайцы учили бакланов приносить им рыбу».

По слухам Фидель Кастро "пережил 638 покушений на свою жизнь".

А в 2013 году хитом стала песня Фаррела Уильямса "Happy" =) после того, как я нажму кнопку "опубликовать", непременно послушаю.


Учитывая то, что история - это борьба за выживание, книжка может показаться очень мальчишеской. Воины, сражения, оружие. Всего этого предостаточно, конечно, ибо факты - вещь упрямая.
Это воинственные гунны, например:

Но автору удалось обратить внимание и на другие аспекты прошлого:
Люди не только воевали, но и возделывали землю:

торговали:

читали и писали:

изобретали:

творили:


а сколько путешествовали!

Если же вы хотите все делать в правильном, то бишь хронологическом порядке, обзаведитесь закладкой, в самой книге ее нет, к сожалению. Но все остальное для меня - сплошь плюс, поэтому я готова закрыть глаза на закладку.

Это не исторический труд, изложенный сухим официальным языком, а живая с юмором написанная и нарисованная книга. И относиться к ней нужно именно так, не предъявляя каких-то академических требований. Если бы, к примеру, Петер Гюс углубился в эту тему и начал выяснять, кто прав, кто виноват, то явно не обошелся бы просто одним предложением. Но это была бы уже совсем другая книга.

Относиться с юмором, не подозревая автора в каком-то заговоре против нашей страны только из-за того, что он так изобразил нашего президента:

и не пытаясь увидеть во всем скрытую рекламу:

Лично я не читала ее с красным маркером, пытаясь выявить неточности в формулировках, поэтому получила удовольствие от авторской работы. Единственное, отметила для себя в одном месте политкорректность, уж не знаю кого автора или переводчика:

Это не собрание всех исторических дат, их при всем желании не вместишь в несколько десятков страниц (72 насчитала я =). Но в этой книге вы найдете «штрихи», которые, быть может, позволят пробудить интерес к этой науке, копнуть глубже впоследствии.
Именно из-за этих "штрихов" можно на одной странице увидеть (не прочитать, а именно увидеть, потому что каждое предложение подкреплено картинкой) упоминание о Гарри Поттере, овечке Долли, войне в Персидском заливе, объединении Германии, образовании ЕС и многом другом. В этом смысле весьма интересный, в некотором роде экспериментальный подход, я оценила. Современно.

Ну а пока мы с Димой растем, будем с удовольствием рассматривать картинки, для нас это своего рода «взрослый виммельбух», повод побеседовать на околонаучные темы =)
Вообще о книге можно писать и писать. С ней можно основательно зависнуть, как справедливо отметил Миша. Но, боюсь, тираж (4000 экземпляров) раскупят пока я буду «растекаться мыслию по древу». Поэтому завершу словами М.В. Ломоносова: «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Я лично не знаю, как можно воспитывать человека и не затрагивать с ним исторические темы. Так что изучайте книгу и делайте выводы. Тем более, что последний разворот "2010-е годы" ой какой невеселый...

Но все будет хорошо! Вы ведь не забыли включить песню Happy? ;)
P.S. для мужа…
Миша, это тот самый изобретатель книгопечатного станка, это он во всем виноват ;)

На официальном сайте издательства Манн, Иванов и Фербер