Раннее развитие... для кого зло, а для кого добро...
Я раньше была противницей всего, что называлось «ранним развитием». Я видела много передач и статей, даже примеров в своей жизни, когда гениальные дети потом превращались в совершенно обычных детей. По сути у меня был вопрос: «Ну и зачем все это, если результат будет один?»
Очень сильно у меня изменилось представление после того, как моя старшая дочка в 2 с небольшим годика плохо разговаривала, я начала искать варианты занятий с ней, чтобы простимулировать речь. Я очень много чего изучила, остановилась на трудах Глена Домана. Его принцип «Научить чему-то ребенка в 1 год легче, чем в 2, а в 2 легче, чем в 3» меня сразил. В подтверждение тому на Ютюбе куча роликов, как груднички 2-4 месяцев прекрасно умеют плавать под водой и при поддержке это умение сохраняется, никуда не исчезает.
Много примеров, как детки, научившиеся в 2-3 года читать и считать по методу Домана – Маниченко, так же сохраняют эти умения и в школе они очень быстро справляются с нагрузками, не тратя сумасшедшее количество времени на уроки дома.
Еще один потрясающий для меня пример – это лучший в России ансамбль эстрадного танца «Экситон», который тренируется у нас в Ульяновске. Моя дочка Стася (3г.) имеет склонности к танцам – она подвижна, пластична, гибка, я очень хотела, чтобы она попробовала себя в танцах. Я обзвонила ВСЕ коллективы нашего города, в один мы даже сходили на просмотр, но везде нам отказали, сказали приходить через годик, когда ей будет минимум 4, а лучше – 4,5 или 5 лет. Ребенка даже никто не смотрел. Наша система обучения считает, что ребенок в 3 года не понимает, не может повторять и слушать педагога. «Экситон» объявил кастинг для 3хлеток. Мы, конечно, пошли. Из 90 детей, отобрали они 30, нам повезло, Стасю тоже взяли!
Мне очень понравилось, что сказала нам на собрании создатель и руководитель этого коллектива, Елена Кировна Барткайтис. Она отметила, что настаивает на занятиях с детьми именно с 3 лет, т.к. они нагрузки воспринимают намного проще, они легче привыкают к ритму занятий. Несмотря на то, что с ними на занятиях не играют в обычном смысле, все равно они воспринимают как игру для себя. И это прекрасно! Нагрузка увеличивается у них плавно и постепенно. Большое внимание уделяется правильному подходу к тренировкам – они не форсируют события, а плавно, но методично, укрепляют мышечный корсет вокруг хрупких косточек, поэтому по такой методике у них никогда не будет проблем с суставами.И вообще их подход очень похож на подход Глена Домана или Масару Ибука (в книге "После 3 уже поздно"). Мне это очень нравится, я им полностью доверяю.
Мы пришли на 1 занятие, параллельно в соседнем классе занимались детки на годик старше, т.е. им сейчас уже 4 года, они уже 1 год в «Экситоне». Я была сражена, насколько это ДРУГИЕ дети. Они ростом почти не отличаются от наших «новичков», но то, какие они самостоятельные, рассудительные, удерживающие внимание, собранные, разумные, меня сильно удивило! Я уже не говорю о том, что они уже умеют делать со своим телом – гибкость, прыгучесть, выносливость, сила... При этом они игривые, веселые, как обычные детки, которых нужно также угомонить, прежде, чем начать занятие )). Мне просто не верилось, что разница с моей дочкой всего 1 год! Я еще раз убедилась воочию, что раннее развитие, и умственное и физическое, поднимают в ребенке такие ресурсы, о которых мы даже не мечтали.
МЫ ВСЕ способны на ТАКОЕ, что просто в голове не укладывается. Начиная заниматься детьми в «обычном» возрасте, т.е. в 5-6 лет (как все кружки), мы не развиваем огромный пласт ресурсов, заложенных в них. И еще один пример в подтверждении того, что наша обычная система образования не видит огромных ресурсов в ребенке.
На канале «Трэвел» я увидела передачу про город в Китае Гуанчжоу. Там корреспондентка общалась с местными, изучала разные местные особенности. В том числе она попала в начальную школу, где дети примерно 7-8 лет. Шел урок математики. Задание дали такое: детям показывали ряд 2х и 3хзначных цифр, всего 10. потом дети должны были его воспроизвести. Так они тренируют зрительную память. Как только педагог заканчивал показывать в классе был лес рук, т.к. все хотели заработать баллы на этом «легчайшем» для них задании. Но это ладно… это даже не про математику, а про зрительную память… Дальше было вот что: педагог показывает на мониторе им пример такой: 232+456-88+120+556-334=? Дети что-то перебирают на пальцах и как только учитель заканчивает зачитывать последнюю цифру, как в классе опять ЛЕС РУК!!! И дети тут же правильно дают ответ.
Девушка – корреспондент сидела в шоке, ведь она успела сложить только 2 первые цифры за это время, а дети смеялись над ней: «Вы что и вправду не можете решить быстро такой простой пример?». Детки считали особым способом, соединяя пальчики в какую-то последовательность. Да, китайцы молодцы, они разработали определенную систему обучения, чтобы поднять все возможные ресурсы детского мозга, ведь я уверена, у них таких «фишек» еще очень много, в передаче бы не поместилось. И это у них обычная система обучения, ничего особенного. Дети в той школе в игре обучаются таким вещам, которые нам, воспитанным в нашей системе, кажутся нереальными. Для наших детей, а точнее, для родителей – это что-то фантастическое, чуждое и воспринимается как «ломка бедного ребенка», а у них это обычная норма! Более того, как только продвинутые системы приходят в нашу страну, они натыкаются на шквал негатива и неверия…это отдельная тема…Я теперь еще больше понимаю, почему Китай за короткий срок стал одной из самых сильных держав планеты.
Я этой заметке я лишь хотела привести примеры, почему умелое раннее развитие – не что-то чуждое и вообще не акт насилия над мозгом и телом ребенка, а умелое использование того, что дано нам природой. А на свой вопрос «Ну и зачем это все, если результат один – развитые дети становятся обычными детьми?» я уже быстро нашла ответ. Действительно, так и есть, если в какой-то момент расслабиться и перестать заниматься с ребенком, надеясь на его талант. Тут что угодно перестанет развиваться. Это уже выбор родителей, есть ли у них на это время, силы, желание и деньги или нет. Но про это я напишу отдельную заметку – «Как понять, надо ребенка заставлять заниматься или нет? Вред или пользу могут принести занятия?»
Я сама с дочками занимаюсь по некоторым системам и с интеллектом и с физическими данными, мы начали заниматься в "Экситоне". Я не претендую, что они у меня вырастут супер-развитыми, но я стремлюсь к этому, т.к. мне очень жаль, что я могу упустить драгоценное время и не помочь своим детям развить максимум их физических и умственных способностей. Я верю, что именно так я дам им больше возможностей, больше выбора, чем заниматься в жизни,т.к. они будут уметь МНОГО ЧЕГО.
А как у вас с ранним развитием? Как вы относитесь к нему?