10 и 11
кое-что забыла дописать из умелок) да и сложно все вспомнить...
- знает, что шухлядой можно прибить пальчик. закрывает осторожно и теперь всегда убирает пальчики. ура!
- каким-то образом понимает, что не все можно тянуть в рот. Точнее, в рот он тянет почти все...но не то, что можно проглотить (крошку, веточку, елочную иголку или монетку)..тоже очень полезный навык!
- одно из любимых занятий сейчас - закрывать и открывать разные баночки, судочки и т.п., причем крышки разные по форме - квадратные, шестиугольные...занимаемся этим в основном во время ужина. Вчера кормлю его кашкой, а он держит крышку от банки с чаем и закрывает ее все время...Решила подбодрить его и каждый раз хлопаю в ладоши и радуюсь "закрыл!!"...ему это стало очень приятно, смеется, но что меня больше всего умилило - каждый раз, когда закрывает банку, наклоняет головку в бок, к плечу, и ждет одобрения)) такая вот кокетка))
- сегодня начал говорить "на", "не", "ня"! звучало это по смыслу как "не-не-не", т.е. это был протест против того, чтоб ему вытирали ручки)
- кстати, иногда обтряхивает ручки от песочка, когда его просят - ну точнее хлопает ручками.
Как и прежде, каждое утро и вечер квартира выглядит так, будто бы тут проводили жесткий обыск. Но уже пару недель иногда наоборот складывает вещи, игрушки обратно...но редко))

Кажется, забыла еще написать, что в 9 мес. он отлично понял значение слов "фу-фу-фу" (не бери в ротик) и "айяйяй" (не трогай, опасно/горячо) - сразу выплевывал или отдергивал руку. Но т.к. мы забыли это практиковать, похоже, уже подзабыл)
То, что он показывает на все пальчиком, очень позитивно (кстати, говорит при этом теперь уже одно слово : "ма!")). Так я не забываю его учить словам. Например, за один день он так запомнил, где у нас шкаф и теперь все время показывает, когда просишь. Понимает и показывает много чего. Правда, случаются и казусы. Например, он хорошо знает, кто такой "котик". А сегодня смотрим книжку и спрашиваю его, где кошка, а он упорно показывает на коляску) Может, похоже звучит?..первый и последний слог одинаковые...
Еще вижу, что он хорошо знает, что такое "гулять", "кушать" и "пить"...Стал гораздо спокойнее и послушнее: давно не плачет, когда его одевают, а наоборот, успокаивается, когда говорю "сейчас пойдем гулять", кушает ВСЁ, открывает рот каждый раз, счастье!! Иногда, правда, не хочет вылазить из ванны, но стараюсь это смягчить, отвлечь или взять с собой игрушку и тогда все ок. К холодильнику уже относительно охладел, плиту тоже не дергает...В общем, вдвоем мы с ним вообще очень мирно общаемся, ни нытья, ни истерик, разве что "мамама") Спит просто прекрасно, правда, днем в коляске (кроватка давно уже стала складом для пеленок и игрушек), а ночью, если просыпается вдруг и меня рядом нет (бывает иду читать на кухне), садится и плачет, пока не приду и снова спит)
Стыдно сказать, до скольки сплю Я..по сути, обычно столько же, сколько и масюська)) т.е. до 11-12...правжа, ложусь в 1-2-3, но все же...никогда так поздно не вставала раньше!
Помню, еще до родов, читая разные книги по раннему развитию, я была твердо уверена, что у меня будет самый лучший и умный малыш. Но мои представления все же были настолько абстрактны и ограничивались в основном какими-то дурацкими представлениями о том, когда он должен уметь читать и считать...В действительности же все настолько интереснее и так непредсказуемо!! Например, я и не знала раньше, что дети могут так танцевать, играть на пианино или что можно начать ходить в 8 мес...
Но самое главное, я не представляла, что можно быть ТАКИМ жизнерастным!! Что можно улыбать практически ВСЁ время, пока не спишь и даже во сне (когда про него говорят или мама поцелует), улыбаться просто всем вокруг!!! Именно это - самое замечательное в моем малыше, и как бы я хотела, чтоб это сохранилось у него на всю жизнь! Если в этом есть и моя заслуга, то это точно самое лучшее, чему я могу его научить!