Метод естественных последствий в воспитании детей

Что это такое? Вашему вниманию предлагается концепция воспитания, разделяемая в настоящее время многими отечественными и зарубежными семейными психологами. Согласно этой концепции, не существует наказаний как таковых, а есть лишь последствия тех или иных поступков. Последствия могут быть двух видов - естественные и логические. Естественные последствия происходят сами собой, "это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме себя самого". Так коротко и точно охарактеризовала естественные последствия непослушания Юлия Борисовна Гиппенрейтер.
Ваш расшалившийся малыш не обращает внимания на ваши упреки и ведет себя за столом так, что, в конце концов, опрокидывает тарелку с едой на себя. Не спешите хватать ребенка, мыть его и переодевать (конечно, если вы уверены, что еда не горячая и не принесет вреда!). Пусть он побудет в таком вот виде – дискомфорт от мокрой испачканной холодной одежды запомнится гораздо лучше, чем родительские слова и заставит в другой раз быть аккуратнее и послушнее.
Что необходимо сделать, чтобы естественная последовательность начала работать? Прежде чем позволить событиям развиваться самостоятельно, надо задать себе несколько вопросов: "Что случится, если я не буду вмешиваться?", "Что может случиться самого страшного, если я не буду вмешиваться?". Если вы получаете не такие уж пугающие ответы и готовы пережить результаты своего невмешательства, то можно приступать к работе:
# Перестаньте напоминать ребенку, что нужно сделать.
# Не говорите ребенку, каким будет последствие, пусть все произойдет само.
# Ни в коем случае не злорадствуйте, когда наступит естественное последствие.
Для наглядности приведем конкретный пример.
Ребенок разбрасывает игрушки ровным слоем по полу своей комнаты и, вопреки всем Вашим просьбам и требованиям, отказывается их собирать.
Первый шаг. Что может произойти самого страшного, если вы не вмешаетесь?
1. По детской комнате будет сложно перемещаться. Это комната ребенка - ему там и перемещаться.
2. Вернувшийся с работы папа будет бурчать по поводу беспорядка в квартире. Беспорядок только в комнате ребенка, а не во всей квартире.
3. Случайно зашедшая в гости бабушка может сказать, что ее внука плохо воспитывают, в ее время все было иначе... Во-первых, бабушка может и не зайти, а во-вторых, вряд ли в ее время все было иначе...
Второй шаг. Вы не напоминаете ребенку о том, что игрушки надо время от времени собирать. Это трудно, но выполнимо.
Третий шаг. Не говорите ребенку, каким будет последствие, пусть все произойдет само. А что, собственно, может произойти? Что в этой ситуации может стать естественным последствием? Например, ребенок может нечаянно наступить на игрушку и сломать ее или потерять что-нибудь. Любой из этих вариантов может стать для ребенка серьезным естественным последствием, который побудит его навести порядок в комнате - это будет самостоятельным решением вашего ребенка. Здесь очень важно, приложив максимум усилий, сдержаться и выполнить четвертый шаг.
Четвертый шаг. Не злорадствуйте. Сюда относятся не только выражения откровенной радости при виде сломанной игрушки, также высказывания типа: "А я тебе сколько раз говорил...", "Этого и следовало ожидать" и т.д. Такое высказывание вполне может переключить внимание ребенка с осознания происшедшего и установления причинно-следственных связей на чувство обиды, возникшее в результате ваших слов. В этом случае естественная последовательность не будет работать.Но метод естественных последствий тоже имеет свои особенности для применения его в воспитательных целях. Так, вы должны четко оценивать эти самые возможные последствия - они должны быть, хоть и неприятны, но безопасны для ребенка и окружающих. Кроме того, они не должны быть отдалены по времени от самого проступка, иначе у маленького ребенка не возникнет причинная связь. Но, чем старше становится ваш ребенок, тем больший возможен интервал.
Наблюдая, как ребенок мучится, например, в мокрой грязной одежде или расстраивается по поводу пропущенной экскурсии, не нужно злорадствовать или смеяться. Если он у вас совсем маленький, просто скажите ему, что вам сейчас некогда заняться «ликвидацией» последствий его поступка, неаккуратности, непослушания - пусть он немного подождет. Более старшему ребенку нужно объяснить, чем чревато то, что он сделал (или, наоборот, не сделал), и чего вы хотите добиться; не кидаясь сразу же ему на помощь.
Не стоит сопровождать такое наказание для ребенка занудливыми нравоучениями он и так все видит, чувствует и понимает. И, самое главное, вы должны быть абсолютно убеждены, что ваш ребенок действительно был в состоянии избежать наступивших последствий, если бы вел себя иначе, прислушавшись к вашим словам и советам.
Существует ряд ситуаций, когда естественные последовательности заведомо работать не будут, более того, иногда естественные последовательности могут быть опасны для ребенка. Поэтому мы не используем естественные последовательности (ЕП) в следующих случаях:
# Когда ЕП может быть опасна для ребенка. Так, например, не стоит пользоваться ЕП, когда ребенок выезжает на проезжую часть на велосипеде.
# Когда следствием поведения ребенка может быть нарушение прав окружающих. Например, ребенок, окунув руки в краску, с интересом исследователя наблюдает за тем, какие пятна можно оставить на одежде окружающих.
# Если для срабатывания ЕП нужно много времени, и ребенок не свяжет причину и следствие. Например, ребенок в первом классе не хочет учиться, не считает обучение важным и интересным. Такого ребенка не вдохновят мысли о том, что в далеком будущем он не сможет стать грамотным человеком. Отпускать эту ситуацию в надежде на решение ее с помощью естественных последствий не стоит, ребенок не свяжет эти события между собой.
# Если ЕП никак не затронет ребенка, и проблема для него не станет явной. Например, ребенок выдергивает из клумбы цветы, недавно высаженные бабушкой-соседкой. Если ребенок при этом достаточно мал, то скорее всего последствия наступят для мамы, которая ничего не сделала, чтобы остановить маленького разрушителя.
В каждом родительском багаже найдутся ситуации, которые регулярно становятся конфликтными, хотя могли бы легко и свободно разрешиться методом естественных последствий.
Когда метод уместен?
Если Ваш ребенок сломал игрушку, испортил какую-то вещь, не старайтесь сразу компенсировать ему потерю. Пусть он обойдется какое-то время без любимого мяча или велосипеда – это научит ребенка быть бережливее. Разные возникают ситуации, но суть одна – ребенок должен на себе, путем неудобств или лишений прочувствовать последствия своего поступка или поведения.
Как-то моя дочь потеряла уже второй зонтик и стала приставать, чтобы я купила очередной. Я предложила ей попользоваться старым зонтом, совсем немодным и некрасивым, сославшись на отсутствие денег и другие причины, отметив, что с той скоростью, с которой она теряет зонты, мы не успеваем и не имеем возможности их покупать снова и снова. Поскольку это случилось в дождливый сезон, деваться было некуда, и старый зонт пошел в дело, но третий, купленный ей зонтик, «жив» до сих пор.
Подобный педагогический прием, до которого интуитивно доходят многие родители, рекомендовал еще великий философ-гуманист Жан-Жак Руссо. Он даже имеет в детской психологии особое название - метод естественных последствий.
Этот метод служит не только наказанием за проступки, но и помогает скорректировать характер, привычки, поведение ребенка. Например, если из-за своей несобранности ребенок опоздает на интересную экскурсию, в кино, то в другой раз воспоминания о потерянном удовольствии заставят его быть организованнее и следить за временем.