Физическое развитие. Сесиль Лупан.
Статьи и ссылкиЗачем ускорять физическое развитие ребенка?
В своем подходе к физическому развитию детей Сесиль Лупан является последовательницей американского нейрофизиолога Глена Домана, который, на основе многолетнего опыта реабилитации детей с тяжелыми нарушениями работы центральной нервной системы, сформулировал и подтвердил универсальное для всех детей правило: чем активнее взрослые стимулируют развитие двигательных навыков малыша, чем больше нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни, тем быстрее идет формирование и созревание коры головного мозга, тем более высокоразвитым будет его интеллект.
Как научить ребенка ползать?
Для того чтобы научить ребенка ползать как можно раньше, его нужно чаще выкладывать на живот на большой гладкий матрац или на пол и раскладывать перед ним яркие игрушки. Можно взять гладкую доску или специальный желоб примерно метр на полтора, один конец слегка приподнять (сантиметров на двадцать). Тогда центр тяжести у помещенного на таком наклоненном желобе ребенка сместится вперед и ему будет легче сделать первые движения и поползти вниз, используя силу гравитации. Ребенок сможет частично сползти, частично съехать вниз. Низ детской кроватки также должен быть сконструирован в форме желоба: находясь внутри, малыш будет ощущать каждое свое движение, упираясь и отталкиваясь от его стенок. Можно положить малыша на животик на гимнастический шар Бобаса (резиновом шаре с «рожками» диаметром 60-80 сантиметров) и покатать в разные стороны.
Кроме ускорения физического развития такие упражнения тренируют вестибулярный аппарат, укрепляют мышцы; а тактильный контакт со взрослыми позволяет ребенку чувствовать себя любимым, формируя базовое доверие к миру.
Как стимулировать хождение на четвереньках?
Нужно по возможности не ограничивать пространство ребенка и свести к минимуму его пребывание в кроватке или манеже. Большое безопасное пространство необходимо малышу для свободы физического и интеллектуального развития. При малейших попытках ребенка встать на четвереньки следует помочь ему, поддержать, дать почувствовать равновесие.
Как учить ребенка ходить?
Когда ребенок научится ползать, следует поставить рядом с ребенком какие-либо крупные предметы, например стул или тумбочку, на которые он мог бы опереться, вставая на ноги и за которые мог бы придерживаться во время первых самостоятельных шагов. Затем эти предметы можно отставить несколько дальше друг от друга, чтобы ребенок переходил от одного к другому, делая один или два шага, и так далее. Можно водить малыша, держа за обе руки – для безопасности и удобства не следует поднимать руки ребенка выше уровня его плеч. Можно позволить ему взбираться по лестнице под наблюдением взрослого. Для развития равновесия нужно учить малыша ходить по прямой – например, по уложенной на пол планке шириной около десяти сантиметров.
Какие еще упражнения можно делать с ребенком до года?
Одно из самых полезных упражнений, которые можно начинать уже в этот период – это брахиация, то есть перемещение по горизонтальной лестнице-«рукоходу», вися на руках, с перехватом по очереди каждой рукой следующей перекладины. «Рукоход» представляет собой аналог шведской стенки, размещенный на уровне от метра до полутора от пола, параллельно ему или с небольшим наклоном. Упражнение развивает объем грудной клетки и улучшает снабжение мозга кислородом. Разумеется, поначалу необходимо крепко держать ребенка, когда он перехватывает перекладины, однако при регулярных занятиях ребенок сможет самостоятельно делать это упражнение уже к трем годам. В этот период можно также учить малыша кувыркаться (непременно научив его – во избежание травм – делать это правильно: поджимать голову, группироваться); ходить с ним на руках, держа за ноги – и так далее. К ежедневной зарядке и занятиям на мяче можно добавить элементы динамической гимнастики для развития вестибулярного аппарата малыша.
Как заниматься с ребенком, когда он научился ходить?
Как только ребенок более-менее уверенно без поддержки может перейти комнату, нужно всячески поддерживать и развивать это его новое умение. Стоит по возможности отказаться от использования коляски и совершать с малышом только пешие прогулки. Гуляя, можно петь песенки малышу, рассказывать истории, а если он попроситься на руки – не возражать, но через несколько метров опять поставить его на землю. Желательно, чтобы домой ребенок всегда возвращался пешком. Начинать нужно с коротких маршрутов, постепенно увеличивая расстояние. К полутора-двум годам тренированный малыш может пройти пять-шесть километров. Постепенно можно начинать учить ребенка быстро ходить, а потом – и бегать, чередуя ходьбу с короткими пробежками во время ежедневных прогулок. В это же время можно учить ребенка прыгать – например, с нижних ступенек лестницы к вам в руки, или через порог в квартире.
Есть ли противники у методики раннего физического развития Сесиль Лупан?
Многие педиатры и специалисты по раннему развитию полагают, что физическое (как и любое другое) развитие совершенно не нужно насильственно ускорять, поскольку это не дает ребенку в полной мере пережить каждый период своего развития – сформировав определенные умения и навыки, выработав те или иные шаблоны поведения и т.д. Кроме того, предпосылки для перехода ребенка к следующему этапу развития должны созреть на предыдущем этапе, и на это ребенку необходимо достаточно времени.
Каждый из этапов имеет свое значение для развития ребенка – и дело не только в укреплении опорно-двигательной системы и тренировке мышц. Например, этап ползания крайне важен для формирования у ребенка пространственных представлений. Дети, "проскочившие" его в своем развитии, с большей вероятностью будут иметь в дальнейшем трудности в ориентировке в пространстве, в правильном написании букв (наиболее характерно для них «зеркальное», повернутое в неправильную сторону изображение букв), в решении задач на движение.
Статья предоставлена сайтом