Екуанство.
В сообщества.
Капитан очевидность
british_kotik
11 марта, 2010
Я совершенно не собиралась писать длинно…Однако, не удержалась. И думаю, что даже в этом случае не затронула массы вопросов и проблем. Стартом для графоманского марафона послужил пост у al1en_nati0n
Если погуглить Ледлофф, то выпадают бесконечные ссылки на «книгу, которая перевернет ваш мир, ваше сознание, вашу жизнь». Это, конечно, пиарный ход такой. Нынче модно «переворачивать сознание». Но, почитав, я подумала: а чей мир должно перевернуть данное творение? Кто из матерей не хочет понимать своего ребенка, сделать его счастливым? Кто из матерей не хочет взаимодействовать со своим ребенком, не хочет слышать его? И что, все мамы считают, что счастье ребенка – это только отсутствие голода, сухой подгузник? И почему нужно думать, что единственный способ «просветлиться» - прочесть именно эту книгу. Ну, или «Звенящие кедры России» из нескольких частей. Тоже увлекательное чтение.
Одна из идей книги – в каждом из нас заложено умение воспитывать ребенка, умение растить его. Именно на нас лежит ответственность за его здоровье и развитие. Но человеку также свойственно двигаться вперед, эволюционировать, искать и выбирать лучшее. По этому пути идет человек. Да, это лишает его некоторой доли счастья…хотя, мне кажется, что понятие счастья – это очень относительно. Екуаны с удовольствием и радостью выполняют работу, они счастливы этим, ничто не омрачает их быт. Я возьму для примера свою работу, потому что знаю её. Я не могу сказать, что счастлива бесконечно и ни разу не омрачаюсь. Но вряд ли екуаны занимаются реанимацией детей весом 600 граммов. Они, екуаны, этим не заморачиваются, что позволяет им оставаться счастливыми. Заморачиваюсь я. Эта морока отнимает у меня часть здоровья и повышает у меня давление, лишает меня свободного времени на себя и близких и элементарно не даёт выспаться. Но счастье от успешного лечения, счастье от того, что я вот здесь и смогу помочь – это - то счастье, которое даётся в счёт мороки. Могу ли я по екуанским меркам быть счастлива – нет. Грустные мысли постоянно отягощают меня. Думается, что ребенок, выращенный «естественно» и выбрав гуманную профессию, например, хирурга-онколога тоже будет несчастлив, согласно принципам екуан. Вряд ли ошибусь, если скажу: любой простой, земной труд более радостен, чем любой другой, в достаточной степени технологичный. Что же остаётся нам? Идти копать огород или носить воду?
Так вот, путь человека – это путь опыта, попытка выбрать лучшее. И, наверное, поэтому в определенный момент появились специальности и профессии, помогающие лучше решить ту или иную проблему. Да, каждый из нас, вероятно, мог построить хижину. Построить хорошую хижину нужно умение, но меньшее, чем построить дом. Поэтому дома строят специально обученные люди. Каждый, быть может, умел выдолбить лодку. Но построить корабль? Да, мы рожаем и растим детей. Мы за них несем ответственность. И в свете этой ответственности мы понимаем, что не в состоянии справиться без специальных знаний с достаточным количеством проблем. Мы можем слышать ребенка, любить его, понимать его нужды. Но мы не можем самостоятельно его прооперировать. Мы можем сами научить его читать и писать (когда сами умеем), но мы не можем самостоятельно хорошо обучить его алгебре и генетике. Что? Ему не нужна алгебра и генетика? От чего же? Откуда тогда возьмутся те, кто сделает вам ЭКО или изобретет новые возможности прооперировать тазобедренный сустав вашей старой бабушке. Хотя, о чем это? У екуан нет проблемы ЭКО, а если их старые бабушки ломают свою шейку бедра, то за ними с радостью ухаживает все племя. Пусть себе лежит. Последователи этого движения считают, что школы уродуют детей. У екуан нет школы, всё на личном примере. Да, научиться копать огород, перекрывать крышу хижины можно таким образом. Но откуда тогда возьмутся люди, могущие издать и отпечатать хотя бы такую книгу, как эта? Полиграфия на собственном примере?
Ребенка отдают в детский сад, школу, он оторван от родителей и не может за ними наблюдать. Это как так? Только родители могут оправдать ожидания ребенка в познании окружающего мира? Помимо своих родителей ребенок должен уметь взаимодействовать с окружающими людьми. Он должен вырабатывать навыки коммуникации. Наблюдать за родителями он может дома. Но он должен быть окружён и другими детьми, людьми. У екуан ребенок находиться в окружении других детей и взрослых. Он не изолирован. Они живут общиной и другого коллектива у них нет. Такой уж у них строй.
Там же говориться, что участвуя во взрослой жизни, ребенок не мешает этой жизни и не ожидает, что мать будет посвящать ему все свое время. Мать ведёт привычный ей образ жизни. Но допустим у меня привычный образ жизни – лечить людей. Это сопряжено с тем, что я хожу на работу. Ребенок не находится со мной и не получает личного моего примера. Однако, мой ребенок видит, как я отношусь к пациентам, за что переживаю, что меня волнует. Это ли не личный пример? Или личный пример заключается лишь в работе руками?
Мне кажется, что ребенок, видя хорошие, добрые отношения родителей и близких ему людей, видя отношение к делу (даже не само дело), ощущая любовь, заботу, будучи выслушанным, не вырастет несчастным.
Отдельный разговор про интерпретацию эмоций матери и эмоций младенцев, художественное описание которых можно встретить в книге:
"Все, что он слышит, - вопли других жертв этой невыразимой пытки. Звуки для него ничего не значат. Малыш плачет и плачет; его легкие полыхают обжигающим воздухом, а сердце распирает отчаяние."
"Вдруг он просыпается в этой безумной и пугающей гробовой тишине и неподвижности, вскрикивает. С ног до головы его тело охватывает огонь жажды, желания и невыносимого нетерпения. Хватая ртом воздух для дыхания, дитя кричит и надрывается; пронзительный звук его воплей наполняет голову пульсирующей лавиной. Он кричит до хрипов в горле, до боли в груди. Наконец боль становится невыносимой, и вопли постепенно слабеют, затихают."
"В роддомах врачи отдают ребенка матери не сразу, а через несколько минут или даже часов, когда она уже в состоянии траура и скорби. В результате женщина часто чувствует вину за то, что не смогла "стать хорошей матерью". Описания эти особенно актуальны, учитывая, что автор не переживал роды и не имел детей. И ещё более актуальны, учитывая, что источники информации о внутренних ощущениях младенца отсутствуют. Да и младенцы ведут себя очень по-разному.
Ребенок, играющий на краю обрыва. Каждый сам заботиться о своей безопасности. Если от ребенка не ждать, что он порежется острым ножом, то играть он этим ножом может вполне себе безопасно.
"Природой в ребенке заложена чрезвычайно развитая способность к самосохранению. Жан Ледлофф наблюдала, как младенцы Екуана играют с острыми ножами, беря их за острие и размахивая в разные стороны. При этом они не только не ранятся, но и не причиняют вреда окружающим. Только научившиеся ползать малыши играют безо всякого присмотра на самом краю обрыва. При этом никто не говорит им: "Осторожно, не упади!" или "Отойди от обрыва!" - всем понятно, что дети никогда не упадут. Напротив, если родители берут на себя заботу о безопасности ребенка, то он перестает заботиться об этом сам." И вот я хочу спросить: у кого-нибудь ребенок лазил в розетки и перевешивался через перила балкона? И ожидали ли вы этого от детей? И работало ли у ребенка в этот момент чувство самосохранения? Или превалировал инстинкт исследования и отсутствие опыта?
Похвала тоже не нужна. Т.е. если вы похвалите ребенка за хорошо сделанную работу или рисунок, то он воспримет это не как мамино удовольствие и радость, гордость и поощрение. Он решит, что мать этого ну никак не ожидала...и перестанет рисовать, лепить и пр. Кому же из детей нравиться, когда мать радуется?
Разве забота заключается лишь в том, чтобы не отдать в сад или не сделать прививки? И забота ли это в истинном понимании? И для всех ли это понимание верное и одинаково? Забота и любовь в том, как мне кажется, что бы научить ребенка общению, взаимодействию, конструктивности в общении с другими людьми. Тогда и жить ему будет легче.
Да, кстати, а обратили ли вы внимание, что на расхожей фотографии младенец приверчен к спине другого ребенка? А как же единение с матерью? Ведь только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития. Где мать?
Тем более, как говорят сторонники данного течения, «тем более бесполезно знать, что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать, сколько должен прибавлять в весе за месяц и тому подобное - все такие указания основаны на средних показателях и не имеют никакого отношения к индивидуальности каждого ребенка». Зачем знать? Пусть глухоту выявят тогда, когда малышу будет года два. Это исключит возможность раннего протезирования микрочипом. И мышечная дистрофия счастью не помеха, как и аутизм. Или у них абсолютное здоровье?
И почему речь идет только лишь об этом племени? А соседи? У них тоже есть огород, нет книг, болезни они воспринимают, думаю, стоически, они тоже растят своих детей…
Кому может перевернуть мир эта книга и в какую сторону? Каждая мать хочет хорошего своему ребенку, она настроена на то, что бы его постараться понять и понимать, любить и беречь его. В этом случае она не нуждается в «переворачивании мира». Да, существует специфическая категория матерей, которые не задумываются над подобного рода вопросами. У них специфическое, так скажем, отношение к детям. Будет ли им интересна эта книга? Они вообще узнают о её существовании?
Особо хочу отметить, что эта книга часто стоит рядом с другими, могущими не меньше, если не больше перевернуть мир. Серия «Звенящие кедры России». Характерно.
И ещё: неоднократно видела, что в аннотациях и рекламных посылах книги Ж. Ледлофф позиционируется то как всемирно известный психиатр, то как психотерапевт. Она не является ни тем, ни другим. Как я понимаю, они так и не получила никакого образования.
Каким образом можно понимать книгу Ледлофф и как можно объяснять народу, как именно нужно понимать эту книгу- http://www.samorodok.org/continuum.htm Автор данного труда- представитель Ледлофф в России и СНГ. Выдержки из одиозных "Звенящих кедров России" можно посмотреть здесь же.
А вот это интерпретация книги популярного журнала
Интересно, правда?
Посмотреть ответ на интересный вопрос: А вырастила ли лично Жан Ледлофф счастливого ребенка, прочесть интересный пост, который послужил пусковым механизмом моих измышлений и где изложены еще некоторые любопытные моменты вы можете здесь:
al1en-nati0n.livejournal.com/20392.html
UPD: БОНУС - родственный пост о Лэдлофф -
rem-lj.livejournal.com/819265.html