Отрывок из книги "Воспитание сенсорных эталонов" - ранний возраст.
Cенсорика Венгера
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ
( ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ПОСТ!)
При воспитании маленьких детей традиционно почти все внимание
взрослых направлено на своевременное кормление, организацию сна малыша,
прогулок. Во время бодрствования ребенка кормят, проводят различные
гигиенические процедуры, что совершенно закономерно. Но достаточно ли для малыша
только осуществление гигиенического ухода и кормления? Конечно, нет. Чем раньше
взрослые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию
младенца, тем лучше. 
Во время бодрствования малыша взрослые часто разговаривают с ним, улыбаются ему, что способствует, пусть не сразу, появлению ответной улыбки, радостных голосовых проявлений - гуканья, оживленных движений рук и ног. Примерно с недельного возраста полезно класть ребенка на живот - это укрепляет мышцы живота, а когда малыш поднимает голову, укрепляются мышцы спины, шеи.
Ребенок очень быстро привыкает к общению со взрослыми, начинает проситься на руки, так как на руках у взрослого открывается совершенно другой мир - лучше видно окружающее, да и перемена позы очень существенна для малыша, ведь ребенок устает все время лежать, надоедает однообразный вид из кроватки.
Опыт воспитания детей раннего возраста свидетельствует о двух крайностях: ребенка или редко берут на руки, не занимаются с ним, или слишком много держат на руках. При воспитании малыша необходимо соблюдать золотое правило - не делать за ребенка того, что он сможет сделать сам. Перед взрослыми стоит задача - научить ребенка с самого раннего возраста быть активным, относительно самостоятельно добывать интересующую его информацию.
Здоровый ребенок первых трех месяцев жизни при правильном режиме может спокойно бодрствовать от получаса до 1 часа 20 минут. Чем же занято время малыша? Помимо кормления, которое обычно длится 10-15 минут, купания, туалета у ребенка остается свободное от различных процедур время. Его и следует использовать для начала сенсорного воспитания.
Прежде всего надо выделить специальное место для бодрствования ребенка. В детских учреждениях это манеж, а в семье это может быть диван, диван-кровать, но ни в коем случае не кроватка ребенка, в которой он должен только спать. При укладывании на сон в постоянном месте, привычной обстановке, ребенок, как правило, быстро засыпает. Если же малыш в одном месте и бодрствует и спит, то процесс засыпания происходит сложнее, медленнее.
Во время бодрствования взрослые кладут малыша на диван, головой к окну таким образом, чтобы свет не мешал ребенку рассматривать окружающее. Только тогда, когда источник света находится за головой ребенка, малыш может без помех и лишнего утомления рассматривать хорошо освещенную обстановку.
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях ребенка раннего возраста. При целенаправленном обучении двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами, в 3 недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т. д. Малыш в возрасте одного месяца по-разному реагирует на веселую и грустную мелодии: затихает при грустной и оживленно двигает руками и ногами при веселой мелодии. При звучании грустной мелодии у малыша можно наблюдать печальное выражение лица, уголки рта опускаются вниз.
Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.
Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми систематически проводятся игры с предметами, подолгу спокойно бодрствуют, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соответствующие игрушки.
Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, но не очень устал. Лучше всего после кормления, когда ребенка ничто не беспокоит.
7-9-дневный ребенок бодрствует очень мало, но и в эти небольшие промежутки необходимо показывать малышу разнообразные игрушки.
Слежение за перемещением одноцветного предмета (организуется с 4-10 дней жизни)
Дидактическая задача. Учить ребенка следить за перемещением находящихся в поле зрения игрушек.
Материал. Пластмассовые одноцветные кольца диаметром 5-7 см следующих цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца по одному насаживаются на стержень длиной 60-70 см (цв. табл. 1).
Руководство. Первый вопрос, который может возникнуть при организации занятия,- где взять необходимый материал? Можно купить игрушечного петуха, состоящего из пластмассовых колец, нанизанных по типу пирамидки. В кольцах сбоку легко просверливаются ножницами отверстия по размеру диаметра стержня. Затем кольцо надевается на конец стержня, и игрушка для показа готова.
Почему речь идет о кольце на стержне? Дело в том, что ребенку трудно поймать взглядом предмет. Взрослый ему показывает игрушку, а малыш чаще всего смотрит не на показываемый предмет, а на лицо взрослого. Стержень как раз и необходим для того, чтобы в поле зрения ребенка была только игрушка.
Можно ли обойтись без стержня? Можно, но только придется показывать игрушку, вытянув руку, стараясь не отвлекать ребенка.
Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60-70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать кольцо. Амплитуда колебания предмета равна 7-5 см, частота - одно-два колебания в секунду.
Задача взрослого - привлечь взгляд младенца к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание игрушки при перемещении во всех направлениях. Начинать перемещать игрушку следует только тогда, когда малыш ее увидит, т. е. сконцентрирует взгляд на колеблющемся предмете. Тогда взрослый начинает передвигать, слегка покачивая, кольцо вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая его к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5 м от ребенка.
После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют.
Размер игрушек диаметром 5-7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже.
Следует также учесть, что в яркий, солнечный день малыши следят лучше за движением зеленых, синих, голубых, фиолетовых игрушек, в пасмурный день за предметами теплых цветовых тонов - красного, оранжевого, желтого. Предмет перемещается медленно, плавно, так,, чтобы ребенок успевал следить за ним.
Вправо и влево игрушку передвигают на такое расстояние, при котором ребенок сможет повернуть голову вслед за ней (практически на расстояние вытянутой руки взрослого). Таким же образом определяется расстояние при перемещении игрушки вверх (малыш, следя за ней, запрокидывает голову) и вниз (опускает, прижимая подбородок к груди).
Не беда, если ребенок при первом показе проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении. В третий-четвертый раз ребенок будет следить за игрушкой, движущейся во всех направлениях.
Показ длится 1-2 минуты, повторяется два раза подряд, проводится один-два раза в день. Не следует заниматься с ребенком перед сном и более двух раз в день. Это может привести к переутомлению.
Различение предметов разного цвета (организуется с 20-го дня жизни)
Дидактическая задача. Обогащение ребенка цветовыми впечатлениями, развитие способности различать цвета.
Материал. Несколько игрушек разного цвета. Игрушки должны быть одинаковыми по величине и по форме, достаточно насыщенного цвета.
Руководство. Вначале над ребенком, лежащим на спине, помещают зеленую игрушку. С этой целью высоко над постоянным местом бодрствования можно протянуть в горизонтальном направлении леску, белую нитку либо тонкий шнур, а к ней привязать на нитке игрушку и спустить ее вниз таким образом, чтобы она находилась на расстоянии 60-70 см от груди ребенка.
Привлекая внимание малыша к игрушке, взрослый приводит ее в движение, вращает, потряхивает. С того момента, как ребенок начинает рассматривать игрушку, можно зафиксировать по секундной стрелке часов продолжительность рассматривания. Если ребенок рассматривает игрушку более 5 минут, лучше отвлечь его от этого занятия, чтобы избежать переутомления.
С каждым последующим показом малыш все меньше и меньше времени смотрит на игрушку. Взрослый проводит показ два раза в день, но игрушка все время находится над ребенком, и во время бодрствования он ее может рассматривать самостоятельно.
Примерно через три-четыре дня после того, как малыш перестанет обращать внимание на зеленую игрушку, ее заменяют красной. Взрослый, сконцентрировав внимание малыша на игрушке нового цвета, фиксирует продолжительность ее рассматривания ребенком.
Разница продолжительности рассматривания зеленой игрушки на четвертый день и красной при ее первом предъявлении свидетельствует о различении ребенком этих цветовых тонов.
Дело в том, что на третий-четвертый день малыш почти не задерживает взгляда на хорошо знакомой и уже надоевшей ему игрушке, а идентичный предмет нового цвета рассматривает несколько минут. При этом ребенок широко раскрывает глаза, а нередко и рот, затаив дыхание, затем вскидывает руки по направлению к игрушке нового цвета.
Игрушка красного цвета висит над ребенком три дня. Специальный показ ее проводится, так же как и с прежней игрушкой, два раза в день, в течение 3-5 минут каждый раз.
Через каждые три-четыре дня можно вводить новые игрушки, меняя их цвета (игрушки могут быть желтыми, оранжевыми, синими, фиолетовыми).
Рассматривание погремушек (организуется с 1 месяца)
Дидактическая задача. Приучать ребенка рассматривать высоко подвешенные игрушки, колеблющиеся при движениях самого ребенка.
Материал. Одна новая разноцветная красочная погремушка и одна хорошо знакомая, уже не привлекающая внимания малыша .
Руководство. Над грудью ребенка, лежащего на спине, размещают в 60-70 см новую погремушку, с которой соединена лентами шириной 2-3 см старая погремушка, находящаяся в 7-10 см от груди. Взрослый покачивает новую, высоко подвешенную погремушку, привлекая к ней внимание малыша. Вначале ребенок смотрит на нее, широко открывая глаза, а иногда и рот, затихает, затормаживая движения, рассматривает ее несколько секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку.
Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее пристально. После затишья наступает новый всплеск двигательной активности ребенка, и он снова задевает руками за низко подвешенную погремушку, приводя в движение верхнюю.
Таким образом ребенок может заниматься 5 минут, затем взрослый поднимает вверх нижнюю погремушку, забрасывая ее на леску, рядом с верхней.
Важно помещать внизу знакомую игрушку, которая ребенка уже не интересует, чтобы его внимание было привлечено к новой, размещенной на удобном для рассматривания расстоянии.
Игру можно проводить два-три раза в день в течение одной-двух недель, меняя верхнюю погремушку каждые два-три дня.
Захватывание низко подвешенных погремушек (организуется с 1 месяца 10 дней)
Дидактическая задача. Стимулировать у ребенка стремление рассматривать и захватывать игрушки.
Материал. Используются разные погремушки.
Вверху на расстоянии 60-70 см над грудью лежащего на спине ребенка помещают яркую многоцветную погремушку и колокольчик. К погремушке с помощью двух лент шириной 5 см прикрепляют вторую погремушку и подвешивают ее на расстоянии 7-10 см от груди ребенка. Концы лент остаются свободными .
Руководство. Ласково разговаривая с лежащим на спине ребенком, взрослый поглаживает его руки с тыльной стороны, вызывая раскрытие ладоней, и подводит концы лент к пальцам рук малыша. Ребенок захватывает концы лент, радостно двигает руками, приводя в движение высоко подвешенные игрушки и колокольчик.
Выпустив концы лент из рук, малыш радуется, глядя на раскачивающуюся над ним игрушку и колокольчик, двигает руками, снова наталкивается на низко подвешенную игрушку и концы лент и снова приводит в движение всю систему игрушек.
В ходе игры взрослый два-четыре раза приближает концы лент к пальцам ребенка, стимулируя их захватывание.
Общая продолжительность игры 5-6 минут. Важно чередовать всплески активности малыша с паузами, не побуждая ребенка к новым действиям.
Игра проходит успешно, если малыш захватывает ленту, задевает руками погремушку, рассматривает высоко подвешенную погремушку.
В течение дня игра может проводиться два-три раза, в первую половину каждого отрезка бодрствования. При смене игрушек по мере развития движений рук малыша игра остается интересной и полезной для ребенка до 3 месяцев.
Показ двух одинаковых игрушек с изменением расстояния между ними (организуется с 2 месяцев)
Дидактическая задача. Упражнять детей в активном прослеживании движений предметов.
Материал. Используются две одинаковые игрушки на подставках, например пара медвежат высотой 12- 15 см.
Руководство. Перед лежащим на животе ребенком в центре на расстоянии 1 м взрослый ставит рядом две игрушки. Сконцентрировав на них внимание ребенка, он начинает отодвигать одну игрушку от другой, приговаривая: «Идет мишка, топ-топ». Ребенок, наблюдая за перемещающейся игрушкой, поворачивает голову, а затем и весь корпус в том же направлении. Отведя таким образом медвежонка на расстояние 80-100 см от центра, взрослый переключает внимание малыша на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинает ее отодвигать точно так же в другую сторону. Таким образом, ребенок поворачивает голову, а затем и весь корпус вслед за перемещающимися игрушками то в одну, то в другую сторону. Далее взрослый передвигает поочередно обоих медвежат к центру, вызывая у ребенка активные движения головы, туловища, прослеживание взглядом.
Задание выполняется ребенком два-три раза подряд. С малышом можно заниматься по два-три раза в день. При замене игрушек игра остается интересной для детей длительное время.
Продолжительность игры-занятия 2-3 минуты.
Предложенные игры приучают ребенка наблюдать за предметами, дотрагиваться до них, формируют активность, необходимую при поиске новых впечатлений.
Научившись следить за перемешаемыми предметами, малыш самостоятельно подолгу рассматривает рисунок ковра, висящего на стене, посуду в серванте, рисунок на шторах и т. п., следит за входящей и выходящей из комнаты матерью. Обратите внимание на то, как он прислушивается к голосам взрослых, звучащей мелодии, улыбается, услышав знакомый голос или увидев радостное лицо кого-либо из близких людей.
Описанные игры могут быть успешно дополнены, с учетом конкретной обстановки и опыта воспитания в каждой семье.
Ребенок первых месяцев жизни гораздо восприимчивее к окружающей действительности, чем принято считать. Но если взрослые не успели начать игры в указанные нами сроки, их можно проводить позднее, соблюдая при этом установленную последовательность. Более старшие дети будут усваивать задания в более сжатые сроки.
К 2,5-3 месяцам дети бодрствуют гораздо дольше, чем в предшествующий возрастной период. Длительность каждого периода бодрствования достигает полутора, а к 5 --6 месяцам двух часов.
Для этого возраста очень важным является развитие движений рук. В 2,5 месяца малыш при правильном воспитании впервые начинает активно захватывать предметы. С этого момента необходима целенаправленная работа по развитию движений. Если в семье она не ведется, то и в более старшем возрасте руки у ребенка остаются пассивными. Многое зависит и от обстановки, в которой находится малыш. Его следует окружить разнообразными, соответствующими возрасту предметами, игрушками. В противном случае, даже при изобилии внимания со стороны взрослых, должный развивающий эффект не будет достигнут. К тому же дети, привыкшие к постоянному общению со взрослыми, непрерывно требуют внимания к себе, просятся на руки, не умея себя занять.
Своевременное развитие движений рук способствует и формированию общих движений. Научившись брать игрушки, ребенок стремится взять не только те, которые находятся непосредственно в поле досягаемости, но и неподалеку от него. Так, увидев интересную игрушку справа или слева, малыш поворачивается к ней всем корпусом, а позже старается к ней приблизиться, подползти.
Очень рано, в возрасте от 20 дней, дети уже могут различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы. С полутора-двух месяцев дети впервые начинают практически действовать с предметами и постигать значение их свойств. Накопление чувственного опыта при ознакомлении малыша с цветом, формой, величиной предметов мы обозначаем как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют последующему формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.
Подбор дидактического материала, необходимого для проведения следующих игр, осуществлен с учетом условий современного быта. Деревянные ложки с хохломской росписью, жостовские подносы, ленты или тесьма с декоративными народными узорами, валдайские колокольчики, имеющиеся почти везде, не относятся к разряду игрушек, но обладают живописной гаммой, способной вызвать глубокий эмоциональный отклик у малышей.
Наталкивание на низко подвешенные ленты и их захватывание (организуется с 2,5 месяцев]
Дидактическая задача. Развивать согласованные действия руки и глаза.
Материал. Высоко подвешенная игрушка, соединенная с лентами шириной 2 см мягкого, спокойного цвета (
Руководство. Над ребенком, лежащим на спине, размещается знакомая погремушка-гирлянда, к концам которой приклеплены две ленты, спускающиеся к рукам ребенка. Взрослый привлекает внимание малыша к погремушке, стимулируя радостные движения и вокализации. Оживленно двигая руками и ногами, малыш случайно наталкивается на концы лент. Соприкосновение с новым объектом вызывает затормаживание, а потом новый всплеск двигательной активности.
Соприкасаясь руками с лентой, ребенок случайно схватывает предмет. Не умея сразу выпустить ленту из рук, малыш размахивает руками, дергает ленту и приводит в движение высоко подвешенную погремушку.
Если малыш не захватывает ленту сам, то взрослый, прикасаясь к тыльной стороне ладони, вызывает раскрытие ладони и подносит ленту к ней в тот момент, когда малыш разожмет кулачок. Закрывая ладонь, ребенок захватывает ленту в кулак.
Выпустив ленту из рук и чувствуя ее прикосновение, ребенок сжимает и разжимает кулачки, снова захватывает ленту пальчиками, дергает ее, приводя в движение игрушку.
В начале игры ребенок активно двигает руками и ногами, радостно гукает. При рассматривании лент и игрушек он становится более спокойным, захватив ленту, затихает, рассматривает ее сверху вниз и снизу вверх.
Если ребенок пытается взять ленту в рот, взрослый отводит руку малыша вместе с лентой в сторону, вызывая натяжение ленты и приводя в движение весь комплекс игрушек.
Продолжительность игры от 5 до 10 минут при условии чередования спокойного рассматривания с захватыванием предметов, сопровождающимся ярко выраженной двигательной активностью.
Старшие дети не нуждаются в стимулировании захватывания. В возрасте от 3 месяцев они сразу начинают захватывать, дергать ленты, рассматривать их.
Захватывание игрушек из рук взрослого (организуется с 3 месяцев)
Дидактическая задача. Развивать зрительно-двигательную координацию.
Материал. Погремушки с ручкой для захватывания, но лучше использовать деревянные ложки с хохломской росписью . Конструкция ложки сходна с конструкцией погремушки с рукояткой, а художественные качества хохломской росписи несоизмеримо выше оформления пластмассовых погремушек.
Руководство. Ребенку, лежащему на спине, показывают красивую ложку, которую взрослый держит таким образом, чтобы рукоятка была свободной. Взрослый, медленно покачивая ложку, привлекает внимание ребенка и держит ее на расстоянии 20 см от груди ребенка.
Как только малыш сделает попытку взять ложку (раскроет ладонь и слегка направит руки в сторону предмета), взрослый приближает ложку к раскрытой ладони ребенка, позволяя ее захватить.
Если малыш выпускает игрушку из рук, взрослый снова берет ее в свои руки и снова показывает ребенку.
При схватывании игрушки ребенком взрослый обращает внимание на амплитуду движения предплечья и плеча ребенка. Если малыш захватывает предмет только ладонью, не направляя предплечье ему навстречу, то после захвата взрослый берет ложку за черенок ниже руки ребенка и, слегка оттягивая ложку к себе, передает мышечное усилие руке ребенка.
На первом этапе обучения ребенок при виде игрушки рассматривает ее внимательно, раскрывает ладонь и делает слабое, едва заметное движение навстречу предмету, а после захвата удерживает его в руке несколько секунд.
На последующих этапах малыш активно направляет руку к предмету и схватывает игрушку, находящуюся над его грудью. Игра сопровождается неторопливым, спокойным разговором, поощрением ребенка, ласковым поглаживанием его.
Занятие будет интересным малышу длительное время, если использовать разные по расцветке ложки. Ребенок с удовольствием рассматривает ложку, которую самостоятельно держит в руке, приближая ее и удаляя.
Игра проводится два раза в день. Ее продолжительность 3-5 минут. Постепенно удобная для захватывания ложка может быть заменена другим, менее удобным для захватывания предметом, но сформированный навык схватывания позволит ребенку успешно манипулировать разнообразными игрушками.
Схватывание предметов разной величины (организуется с 3-3,5 месяцев)
Дидактическая задача. Упражнять ребенка в приспособлении движений руки к величине схватываемого предмета.
Материал. Большие и маленькие кольца от деревянной пирамидки (диаметром 4,5-5 и 3 см). Толщина колец0,5-1,5 см
Следует помнить, что ребенку в руки даются предметы размером не менее 3 см, так как более мелкие предметы малыш может проглотить, засунуть в ухо, нос и т. д.
Желательно в распоряжение ребенка предоставить три больших и три маленьких кольца.
Руководство. В ходе игры-занятия взрослый помещает перед малышом, лежащим на животе, большое кольцо и наблюдает, что будет с ним делать ребенок. Скорее всего ребенок схватит его и потащит в рот. Задача взрослого - помешать малышу это сделать. Мягким движением высвободив кольцо, взрослый опять кладет его перед ребенком, предоставляя возможность схватить предмет снова.
После того как малыш поиграет с большим колечком, перед ним размещают маленькое колечко и снова дают возможность схватить предмет. Взрослый наблюдает за действиями ребенка: рассматривает ли малыш кольцо или же сразу схватывает его и тащит в рот? Маленькое колечко используется также два раза подряд.
Затем перед малышом размещаются все большие и маленькие кольца, и ему предоставляется возможность брать их по собственному усмотрению в любом порядке. Беря поочередно большие и маленькие предметы, ребенок упражняет руку, пальцы, приспосабливает их к захвату, удерживанию и манипулированию предметами.
Отверстия в кольцах для нанизывания на стержень пирамидки имеют большое значение. Ребенок, попадая пальчиком в отверстие, вынужден придерживать кольцо и другим пальцем. Таким образом развивают мелкие движения руки.
Игра длится 5 минут. В ходе ее взрослый ласково разговаривает с ребенком, не отвлекая его от действий с предметами. В конце игры взрослый, высказывая одобрение, улыбается, хвалит малыша, поглаживая его по головке, берет на руки.
Игра долгое время будет интересной, если использовать кольца разного цвета.
Проводится игра в течение трех-четырех дней. После некоторого перерыва она снова становится привлекательной для ребенка.
Примечание. Вместо колец в дальнейшем могут использоваться другие предметы. Важно учитывать общий принцип их подбора, изложенный выше: размер маленького предмета должен быть не менее 3 см, а разница между большим и маленьким предметами составляет 1,5- -2 см.
Схватывание предметов круглой и квадратной формы (организуется с 3,5-4 месяцев)
Дидактическая задача. Упражнять ребенка в приспособлении движений руки к форме схватываемого предмета.
Материал. Предметы круглой и квадратной формы. Диаметр круглых предметов равен 3 см, стороны квадрата равны также 3 см. Толщина предметов составляет 1,5 см. Можно использовать уже знакомое по прежней игре кольцо пирамидки и деревянный брусок из набора строительного материала. Важно, чтобы цвет предметов был одинаков
Руководство. Перед лежащим на животе ребенком размещаются уже знакомые ему одно-два колечка и предоставляется возможность поиграть с ними. После того как у ребенка снизится интерес к кольцам, перед ним снова помещаются эти кольца и один квадратный брусок.
Взрослый молча, чтобы не отвлекать внимание малыша, размещает дидактический материал и наблюдает за действиями ребенка. Малыш скорее всего возьмет предмет новой для него формы - квадратный брусок.
В процессе игры несколько раз изменяется взаимное расположение предметов разной формы. При первоначальном показе важно, чтобы новый предмет лежал посередине, в дальнейшем он может находиться и справа и слева в ряду. Промежутки между предметами составляют примерно 5 см. При большем расстоянии малышу труднее переводить взгляд с одного предмета на другой, сравнивая их между собой.
Важно, чтобы малыш, знакомясь с предметами, активно обследовал их руками. Предметы разной формы предполагают соответствующие способы действия с ними: разное раскрытие ладони, поворот кисти руки и т. д. Вначале могут наблюдаться неуклюжие попытки захвата предмета, но постепенно ребенок начинает раскрывать ладонь и размещать пальцы наиболее удобным образом для захвата предмета той или иной формы.
Игра длится около 5 минут. Повторяется в течение трех-четырех дней в зависимости от заинтересованности ребенка.
Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы (организуется с 4,5-5 месяцев]
Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущей игре.
Материал. По три предмета треугольной и прямоугольной формы. Каждая сторона предметов треугольной формы равна примерно 3 см, стороны прямоугольных предметов 3 и 4,5 см. Толщина предметов равна 1,5 см (рис. 3).
В качестве дидактического материала можно использовать детали из набора строительного материала, прямоугольные бруски «кирпичики» и треугольные призмы - «крыши».
Руководство. Перед ребенком, лежащим на животе, кладут вначале один прямоугольный брусок. Взрослый наблюдает, что будет делать малыш с предоставленным в его распоряжение предметом. После того как ребенок схватит игрушку, взрослый кладет перед ним еще один прямоугольный брусок. Как правило, дети сразу же оставляют прежнюю игрушку и схватывают новую. Таким образом помещается перед ребенком и еще один «кирпичик».
Игра длится около 5 минут и в течение дня может проводиться дважды. Через день-два среди трех знакомых брусков размещается одна треугольная призма. Постепенно взрослый добавляет к имеющимся в распоряжении ребенка предметам еще две треугольные призмы и фиксирует для себя, каким игрушкам отдает предпочтение ребенок.
Хорошо, если малыш проявляет интерес к предложенному материалу, особенно к предметам новой формы.
Взрослый хвалит ребенка, гладит его по головке, берет на руки, улыбается ему.
Игра проводится в течение трех-четырех дней подряд и может снова заинтересовать малыша после недельного перерыва, но теперь ее целесообразно проводить два-три раза. Продолжительность игры около 5 минут.
Рассматривание декоративных панно (организуется с 5-5,5 месяцев)
Дидактическая задача. Обогатить ребенка впечатлениями при рассматривании яркого живописного изображения.
Материал. Используется жостовский поднос размером 40 X 18 см с изображением цветов .
Руководство. У хорошо освещенной стенки взрослый размещает горизонтально живописный поднос. Ребенок лежит на животе на расстоянии 80-100 см от подноса. Взрослый при этом находится позади ребенка или сбоку, стараясь не попадать в поле зрения малыша, привлекает его внимание к ярким цветам, изображенным на подносе.
После 2-3 минут рассматривания при энергичных попытках малыша приблизиться к изображению взрослый приставляет ладонь к стопам ребенка, создавая таким образом упор для ног. Отталкиваясь ногами от ладони взрослого, малыш приближается к подносу, рассматривает его в новой позиции, трогает руками.
Затем ребенка опять кладут на живот на прежнем расстоянии от подноса и предоставляют ему возможность снова рассматривать яркие цветы, приблизиться к ним, энергично отталкиваясь ногами от ладони взрослого.
Игра длится 5-7 минут. При этом панно можно размещать как горизонтально, так и вертикально. Важна его хорошая освещенность.
При периодической замене предметов для рассматривания интерес ребенка к игре не пропадает довольно долго. Интервалы в несколько дней, после которых предмет воспринимается ребенком как новый, также поддерживают интерес.
В дальнейшем с промежутками в один-два дня игра может проводиться в течение трех-четырех недель. Продолжительность игры около 5 минут.
Манипулирование гирляндой больших и маленьких предметов (организуется с 6 месяцев)
Дидактическая задача. Накопление зрительного, осязательного опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной величины.
Материал. Кольца от деревянной пирамидки, соединенные шнуром таким образом, чтобы два больших и два маленьких кольца чередовались (рис. 4). Кольца закрепляются в гирлянде на расстоянии 2 см одно от другого. Такое расстояние необходимо для обследования величины и формы каждого кольца в гирлянде. Захватывая большие и маленькие кольца, ребенок всякий раз приспосабливает руку для захвата в соответствии с величиной предмета. Плотное соединение деталей погремушек и игрушек мешает обследованию их формы.
. Руководство. Перед ребенком, лежащим на животе, размещается гирлянда колец разных размеров. Взрослый наблюдает за действиями ребенка. Для захвата большого кольца сверху ребенку необходимо широко раскрыть ладонь, в то время как маленькое кольцо можно захватить пальцами. При захвате колец сбоку за ребро ребенок совершает еще более тонкое движение пальцами. Иногда малыш может взять пальцами шнур, соединяющий кольца.
Вначале, как правило, ребенок шлепает раскрытой ладонью по большому и по маленькому кольцу. Шлепнув ладонью по поверхности кольца и не схватив игрушку, он повторяет движение, меняя при этом движение пальцев таким образом, что достигает желаемого результата, схватывает предмет.
Взяв одно кольцо, малыш затем придвигает другие кольца в гирлянде и, привлеченный ими, берет в руки поочередно большие и маленькие предметы, всякий раз приспосабливая руку для схватывания и удерживания игрушек.
Очень быстро малыш начинает точно направлять руку к предметам разной величины без предварительных примеривающих движений. При манипулировании разнообразными предметами у малыша развиваются движения рук, глазомер. Движения рук начинают контролироваться зрением. В результате совершенствуется зрение и общая сенсорная активность ребенка.
Соединенные в гирлянду кольца позволяют малышу действовать какое-то время самостоятельно. Те же предметы, представленные порознь, раскатываются, и малыш не всегда может их достать.
Интерес к ним быстро снижается. Немаловажен и вес предметов. У малышей достаточно сильные руки, поэтому более тяжелые деревянные (а не пластмассовые) кольца необходимы для обеспечения нормальной мышечной нагрузки.
Внимание ребенка привлекает и звук игрушек. Потряхивая гирлянду игрушек, малыш прислушивается к звукам. Перевернувшись на спину, ребенок продолжает манипулировать игрушками, находя их сбоку от себя или в других местах. Продолжительность игры от 5 до 10 минут.
Манипулирование гирляндой предметов разной формы (организуется с 6-7 месяцев)
Дидактическая задача. Накопление зрительного опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной формы.
Материал. Гирлянда деревянных предметов разной формы: два бруска и два кольца. Размер брусков: ЗХЗХ',5 см; колец: диаметр 3 см, толщина 1,5 см. Бруски и кольца соединены шнуром в гирлянду и отстоят один от другого на расстоянии 2 см
Гирлянду можно также сделать из деревянных шариков и кубиков с отверстиями в центре. Цвет и величина предметов одинаковы.
Руководство. Перед лежащим на животе ребенком размещают гирлянду деревянных предметов и предоставляют возможность манипулировать ею.
Если ребенок не видел раньше среди своих игрушек предметов квадратной формы, то скорее всего его заинтересует квадратный брусок. При первой попытке взять предмет пальцы неуклюже скользнут по квадратному бруску. Тогда малыш возьмет всю гирлянду в руки.
Наблюдая за действиями ребенка, можно увидеть, как он поворачивает в руках квадратный брусок, рассматривает его, держа пальцами обеих рук за углы. При последующих манипуляциях ребенок
будет по-разному подготавливать руку к захвату круглых и квадратных предметов. Схватить брусок сложнее, чем кольцо. Захватывая квадратные предметы, малыш распределяет пальцы по сторонам квадрата. При схватывании круглого предмета пальцы руки держатся гораздо свободнее. Взрослый периодически размещает гирлянду таким образом, чтобы форма предметов была видна ребенку, и наблюдает за способом их схватывания.
Можно сделать гирлянды и из небольших игрушек, деталей от разнообразных погремушек. Именно комплекс игрушек, соединенных между собой, дает ребенку возможность получать разнообразные впечатления, способствующие накапливанию сенсорного опыта.
Продолжительность игры данного типа 5-10 минут в каждый отрезок бодрствования.
Манипулирование бочонком (организуется с 8 месяцев)
Дидактическая задача. Обогащать ребенка впечатлениями. Знакомить с элементарными способами совмещения частей предмета.
Материал. Хохломской бочонок с крышкой высотой 12-14 см .
Руководство. Показав ребенку бочонок на расстоянии полуметра, взрослый вызывает у него желание приблизиться к новому предмету. Если малыш подполз к бочонку и пытается взять его из рук взрослого, не следует сразу отдавать ему предмет. Держа крепко в руках бочонок, взрослый предоставляет возможность взяться за крышку и открыть его. Скорее всего это случится со второй или третьей попытки. Но сколько радости принесет младенцу результат его собственных действий!
Получив крышку от бочонка, малыш начинает рассматривать ее, поворачивает то одной, то другой стороной, перекладывая из руки в руку, а возможно, и тянет в рот. Если ребенок выронит круглую крышку, то, покатившись, она снова привлечет его внимание, и он опять потянется к привлекательному предмету.
После непродолжительного манипулирования ребенка крышкой (1-2 минуты) взрослый закрывает бочонок и снова предлагает малышу открыть его. Малыш открывает крышку, может катать бочонок, ползти за ним, когда он откатится. Периодически взрослый закрывает бочонок крышкой, предоставляя ребенку возможность упражняться в открывании. Не сразу малышу удается самостоятельно, без помощи взрослого, открывать его. Ведь для этого надо правильно поставить бочонок, придерживая его одной рукой, другой рукой открывать. Может возникнуть и другой вариант, когда малыш одной рукой прижимает к себе бочонок, а другой открывает.
Если ребенок не пытается открыть крышку, а увлеченно катает бочонок, то взрослый два-три раза отодвигает закрытый бочонок от малыша и держит крепко в своих руках, оставляя ребенку лишь возможность снять крышку.
Игра считается успешной, если малыш рассматривал бочонок, катал его и два-три раза снял крышку. Продолжительность игры от 5 до 10 минут в течение нескольких дней.
Знакомство с формой предметов (организуется с 9 месяцев)
Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.
Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Высота ведерка 10-12 см; размер предметов для вкладывания 3-5 см .
Руководство. Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, показывает предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы (кубик, брусок, пирамидку, грибок), затем катающиеся (цилиндр, яйцо, мячик).
Взрослый предлагает малышу опустить руку в ведерко и достать какую-либо игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!», вызывая у малыша эмоциональный отклик.
Предоставив ребенку возможность рассмотреть кубик, поиграть с ним, взрослый просит малыша положить кубик на стол и обращает внимание на то, что он стоит устойчиво. Затем напоминает, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что-нибудь.
В процессе игры ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. Он пытается наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.
Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко и закончить игру. Вначале взрослый проделывает это сам, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу. Если же малыш пассивен на занятии и не проявляет желания сложить игрушки, взрослый может мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнить все необходимые действия. Важно, чтобы у ребенка при этом было хорошее настроение. Особенно понравившуюся игрушку, например мячик, можно оставить для самостоятельной игры.
Иногда малыш пытается снова достать игрушки. В этом случае игра повторяется. Общая продолжительность игры не должна превышать 5-8 минут.
Игра заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Если ребенок откажется, взрослый делает это сам.
Игра может проводиться с одним и тем же материалом три-четыре раза. При частичной или полной смене игрушек она бывает интересной более длительный период.
Знакомство с величиной предметов (организуется с 10 месяцев)
Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их величину.
Материал. Большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (четыре больших и пять маленьких). Высота большого ведерка 16 см, маленького 10 см. Размер большого кубика -4,5 X 4,5 X 4,5 см, маленького - 3 X 3 X 3 см .
Руководство. Взрослый показывает ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий он хвалит малыша. Когда все кубики будут рассмотрены, взрослый просит ребенка сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости помогает выполнить задание.
Похвалив ребенка, взрослый ставит рядом с большим ведерком маленькое. Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их. Затем взрослый выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много: больших и маленьких.
Он вместе с ребенком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко, оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко.
Если ребенка заинтересовало задание, можно его повторить. В этом случае ему дают оба ведерка. Взрослый следит, как малыш открывает крышки, и при необходимости помогает ему. Ребенок должен раскладывать игрушки на столе, не нагромождая их друг на друга. Взрослый придвигает к ребенку маленькое ведерко и предлагает сложить в него маленькие кубики. После отбора маленьких кубиков ведерко закрывается крышкой, и малыш начинает складывать оставшиеся большие кубики в большое ведерко. Дети охотно действуют с небольшими предметами, так как их удобнее брать.
Возможен и такой вариант, когда взрослый сам складывает большие кубики, а ребенок оперирует с маленькими, более удобными. В этом случае взрослый предлагает малышу отобрать маленькие предметы и сложить их в маленькое, придвинутое ближе к ребенку ведро.
Не следует требовать от ребенка непременно точного отбора различных предметов. Достаточно, чтобы он учился при захватывании игрушек раскрывать ладонь соответственно их величине. Продолжительность игры 5-10 минут.
Знакомство с цветом предметов (организуется «10 месяцев)
Дидактическая задача. Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами.
Материал. Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов (помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, яйцо. жук). Высота ведерка 12 см, размер предметов-вкладышей 3-4,5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности .
Руководство. Показывая ребенку ведерко, взрослый предлагает открыть его и посмотреть, что там.
Малыш снимает крышку, достает мелкие предметы и с помощью взрослого раскладывает их на столе таким образом, чтобы они были в поле его зрения и не закрывали друг друга. Взрослый называет те игрушки, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые.
Предметы размещаются на столе в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белое яйцо размещает сам ребенок.
Предоставив малышу рассмотреть игрушки, взрослый предлагает снова собрать их. Придвинув к ребенку ведерко, он сначала сам кладет туда одну игрушку, малыш следует его примеру. Когда все игрушки будут собраны, ведерко закрывается крышкой. Если ребенок проявляет интерес к предметам, то взрослый вместе с ребенком встряхивает ведерко, перемешивая в нем игрушки. Малыш снова открывает ведерко, достает игрушки и размещает их на столе.
Поведение детей взрослый регулирует словами: «открой», «достань», «положи», «закрой». Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: «Молодец!», «Правильно!», «Красивая у тебя игрушка!».
Цель считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и вкладывает предметы в ведерко, открывает и закрывает крышку ведерка, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к игрушкам разного цвета. У многих детей может наблюдаться избирательное отношение к тому или иному цвету. Это зависит от их предшествующего опыта.
Игра длится 5-8 минут, она может повторяться дважды подряд и проводиться три-четыре раза в зависимости от интереса детей.
Надевание колец с большим отверстием на стержень
Дидактическая задача. Учить детей простым действиям с предметами: надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Формировать у детей положительное отношение к занятиям.
Материал. Стержень высотой 20 см, укрепленный на основании, вершина стержня закругленная; пять колец одного цвета диаметром от 3 до 5 см с большими отверстиями, позволяющими свободно снимать и надевать кольцо на стержень .
Руководство. Воспитатель показывает ребенку кольца, одно кольцо дает малышу рассмотреть и поиграть. После этого показывает стержень, который подвигает ближе к ребенку и нанизывает на него кольца. Ребенок, подражая взрослому, пытается выполнить такое же действие. Если малыш затрудняется, педагог мягким жестом берет руку ребенка, в которой тот держит кольцо, и направляет отверстие кольца к вершине стержня. Важно, чтобы ребенок охотно позволял воспитателю руководить его рукой.
В ходе занятия малыш с помощью взрослого надевает еще три кольца. Так как в этом возрасте внимание детей крайне неустойчиво, кольца подаются по одному. Наличие нескольких колец может отвлечь от основной цели занятия.
Когда малыш нанижет все кольца на стержень, воспитатель хвалит его. Затем предлагает снять колечки. Если у детей сохраняется интерес, то задание можно выполнить еще раз. Считается, что малыш справился с заданием, если он снимает и нанизывает кольца самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Указанный уровень характерен для большинства детей только после двух-трехразового повторения занятия (на первом занятии большинство детей нуждается если не в постоянной, то в периодической помощи взрослого).
При повторении занятий кольца заменяются идентичными, но другого цвета.
Продолжительность занятия 5-8 минут.
Примечание. Полученные знания и умения закрепляются в самостоятельной деятельности. С этой целью в групповой комнате или на участке на одном из столов размещают (закрепляют) стержень и комплект легко надевающихся колец разного цвета. Верхний конец стержня должен находиться выше уровня глаз ребенка, чтобы исключить травматизм. Играя самостоятельно, малыши надевают кольца на стержень, как правило, стоя. На занятии задание выполняется сидя за столом под контролем взрослого.
Обучение проходит индивидуально, затем дети объединяются по двое.
Нанизывание колец одинакового размера с маленьким отверстием
Дидактическая задача. Продолжать учить детей действиям с предметами: снимать и надевать на стержень пирамидки кольца. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем, совершенствовать осязание.
Материал. Одноцветные пирамидки из пяти колец одинакового размера из расчета одна пирамидка на ребенка . Цвет пирамидок следующий: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный.
Руководство. Воспитатель показывает детям пирамидку красного цвета, поясняет, что пирамидка очень красивая, вот какая. Сосредоточив внимание на предмете, начинает снимать кольца, предлагая малышам поочередно помочь ему в этом. Затем кольца вновь надевают на стержень. Педагог в случае затруднения помогает детям.
Собранная пирамидка отставляется в сторону как образец, а детям раздается индивидуальный материал для самостоятельной игры.
В ходе игры-занятия воспитатель помогает каждому ребенку, подбадривая: «Правильно!», «Молодец!», «Снимай колечко, а теперь надевай!» и т. д. Эти указания последовательно согласуются с действиями ребят. Несколько иная помощь может потребоваться малышам, недавно поступившим в детское учреждение. Необходимо постоянно сосредоточивать их внимание на задании, оказывать конкретную помощь, координируя методом «рука в руке» процесс выполнения его.
Данное задание может быть выполнено на одном занятии дважды. При этом меняется цвет пирамидок. Варианты возможны самые разнообразные, но нужно учитывать избирательное отношение ребенка к цвету. Если малыш просит пирамидку другого цвета из имеющихся в наличии, воспитатель обязательно должен дать ему этот предмет.
Задание считается выполненным, если ребенок снимает и надевает кольца пирамидки самостоятельно или с периодической помощью воспитателя. Не следует требовать от детей абсолютно самостоятельных действий. Педагог следит за тем, чтобы все дети проявляли эмоционально положительное отношение к цвету предметов, стремление выполнить то или иное действие.
Продолжительность игры 5-8 минут.