Любознательность....
Развивательное....Когда родители жалуются мне на подростка (или даже на младшеклассника), которому «ничего не интересно», я понимаю, что в период раннего детства эти же самые родители старательно душили в этом ребенке природную любознательность, с которой он родился и которая для него была естественным состоянием 24 часа в сутки с перерывами на сон...... ( М.Озерова)
Лучший период для развития любознательности
Откуда же берется любознательность, и как не мешать ее развитию? В психологии существует понятие «литического периода» для формирования какого-либо навыка или качества. Это такое время, которое оптимально подходит для развития того или иного. Например, дошкольный период детства – литический для развития творческого мышления. Конечно, можно очень серьезно работать со взрослым человеком, чтобы растормошить его привыкший к шаблонам мозг, но гораздо легче, быстрее и проще научить мозг мыслить креативно именно в дошкольный период жизни. Итак, как раз период раннего детства – литический для любознательности.
Что это означает? Как мы помним, ребенок в это время представляет из себя вечный двигатель по получению и переработке информации от
Мы уже знаем, что раннее детство закрепляет
Правило №1. Ребенок свободно исследует мир
Ребенок свободно исследует мир (свободно не в смысле, что ему нужно позволить упасть с балкона, а в смысле, что не надо орать на каждом шагу «не трогай! упадешь! разобьешь!», лучше убрать драгоценный подарок свекрови на антресоли и поставить заглушки в розетки, а заодно выдать всем приходящим родственникам лошадиные порции валерьянки).
Как мы уже говорили, самое активное поле деятельности для мозга ребенка предоставляет природа, поэтому чем чаще ребенок имеет дело с природными объектами и материалами (поиграйте с листиками и палочками на прогулке, понаблюдайте за жуками в траве), различными настоящими фактурами (песок, кора, камушки), тем лучше подпитывается его стремление к исследовательской деятельности. Исследователи, как известно, любят экспериментировать и получать различные результаты одного и того же опыта.
Я уже писала (…), что запрограммированные игрушки какого-нибудь там поколения не дают ребенку никаких результатов деятельности, кроме изначально заданного. Поэтому чем больше вокруг предметов и дел, в которых ребенок может получать разные результаты, тем лучше (если опрокинуть на себя пустую чашку – результат один, если с чаем – другой, а с вареньем – вообще третий и куда интереснее!). Вообще чем больше у ребенка стимулов для активной добычи знаний, чем больше этих «зон свободного эксперимента», тем более неутомимый исследователь вырастет в дальнейшем.
Не нужно представлять себе это глобально, как и в общении с природой не нужно думать, что ребенку нужен зоопарк. Можно устроить смелые эксперименты и в тесной комнате, выдав ребенку ящик природных материалов или поставив в ванну ведро с водой, а рядом – пакетик мелких вещиц. Главная цель периода раннего детства – найти новый, неизвестный ранее способ манипулирования с известными предметами (поэтому сотовый телефон проходит испытания на плавание в унитазе, а в кастрюлю с супом, пока мама не видит, летят цветные карандаши). Чем больше у ребенка таких предметов, с которыми ему позволительно находить новые действия без особого вреда для окружающих, тем дальше он захочет идти в познании окружающего мира.
Наша задача показать ребенку в этот период, что мир бесконечен и многообразен. Этому, как написано выше, как нельзя лучше способствует природа – ведь каждая былинка неповторима и производит такое количество необычайно интересных действий для кинестетического канала, что можно не заниматься никакими другими «развивающими занятиями». Плюс к этому, ребенок должен делать свои открытия, а не получать уже готовые знания. Понятно, что мы называем для него предметы, но не стоит бежать впереди его любопытства и забивать его механическую память ненужными пока сведениями. Сейчас период
- наблюдения,
- опытов,
- экспериментов.
Подождите следующего этапа – обобщение полученных результатов и выводы обязательно последуют!
Если мы объясняем ребенку, что мир в общем-то довольно шаблонный и скучный (эту кнопку нажмешь – будет только так, все давно уже придумано и разложено по полочкам, от твоих действий ничего не зависит) и пичкаем готовыми, переработанными кем-то знаниями (обязательно зубрить цвета, буквы, слоги, цифры, интегралы в два года) – исследовательским способностям больше нечего делать, они потихонечку атрофируются. Человек привыкает, что для мозга все дается готовым и пюрированным, как детское питание в баночках, и перестает стремиться сделать свои собственные открытия.
Правило №2. Активная позиция «Я»
В конце периода раннего детства ребенок проходит так называемый «кризис трех лет», в результате чего он переходит с позиции объекта (ему, о нем, к нему, для него, и т.п.) на позицию субъекта в этом мире (Я хочу, Я решил, Я сделаю, Я САМ!). Он начинает впервые воспринимать себя отдельной личностью, а не частью мамы (психологически в раннем детстве это именно так). Родителям нужно много мудрости и терпения, чтобы научить ребенка в этот период
- соблюдать границы
- и при этом не погасить стремления к самостоятельности и инициативе.
Вместо «дай я тебе помогу; дай я тебе сделаю; дай мне, ты еще не умеешь» можно учитывать «Я-позицию» и сказать примерно так: «Ты САМ сделаешь вот это и вот это, а я только здесь немножко». Решите, в какой области ваш ребенок может «Якать» и «решать сам», и давайте ему свободу выбора в четко очерченных границах (он может решить, в каких штанах выйти из дому, но выход из дома запланирован вами и не обсуждается). Подумайте, какие иллюзии выбора и свободы решений могут немножко разрядить «кризисную» обстановку в доме. Выделите ребенку такие дела и такие предметы, чтобы он действительно делал, что вздумается в этих рамках (вместо «нельзя прыгать на диване!!!» купите батут, вместо «нельзя разливать воду за столом» дайте ребенку в ванной играть с водой сколько угодно в определенное время, и так далее).
Правило №3. Границы
Именно в раннем детстве ребенок усваивает первую систему запретов. Родители должны продумать каждый запрет, насколько он необходим, и если они имеют четкое представление о системе «можно-нельзя» для ребенка, то должны строго придерживаться выполнения этого, чтобы не было «нельзя, потому что у мамы плохое настроение; можно, потому что папа не хочет крика и нытья».
Границы совершенно необходимы, и именно в этом возрасте. Ведь сейчас
- ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью,
- у него перестраивается модель поведения,
- он переходит на другую ступень по отношению к остальным членам семьи.
Свобода без ограничений невозможна, это уже распущенность. Поэтому в этот период ребенок должен понимать свою свободу действий, и приобрести первые знания о табу.
В раннем детстве закладывается фундамент морально-нравственных основ человека, его будущего отношения к людям. Не надо бить другого по голове не потому, что мама поймает, а потому, что ему больно. В этот период при закладывании границ поведения ребенок начинает учиться эмпатии и осознанию позиции другого человека. То есть, границы раннего детства – первый моральный кодекс человека.