Задержка речевого развития
ИнформацияПонравилась статья, оставляю в закладки. 
В моей практике клинического логопеда, работающего в детской неврологической больнице и имеющего опыт приёма в частной клинике, всё чаще встречаются практически не говорящие дети в возрасте 2 – 3,5 лет. Их родители, впервые столкнувшись с подобной проблемой, часто испытывают чувство растерянности, не зная норм и законов развития речи, а дети часто активно общаются, но не с помощью речи, а жестами и эмоционально окрашенными голосовыми реакциями.
Сегодня, замещая коллегу, веду приём в поликлинике при нашей больнице. На приёме мама с мальчиком, которому недавно исполнилось 3 года и 4 месяца. Жалоба вполне стандартная – задержка речевого развития (ЗРР).
Начинаю со сбора анамнеза и общего наблюдения за пациентом. Первые слова у ребёнка появились по норме, к году, а вот предложения – только после трех лет. Сейчас мальчик говорит в основном отдельными словами (лепет), изредка соединяя два из них в примитивную фразу. Есть у мальчика и неврологические проблемы: он импульсивен в поведении, внимание неустойчивое. При этом с речевыми мышцами у ребёнка всё в порядке, с этой стороны нечему помешать развитию его речи. Обращённую речь он понимает, инструкцию выполняет, активно взаимодействует со мной и мамой, интеллектуальное развитие примерно соответствует возрасту.
После беседую с мамой и, никак не вмешиваясь, внимательно наблюдаю за её взаимодействием с ребёнком в ходе обследования. Становится понятно, что главный в паре – он. Мама всячески подстраивается под мальчика, кормит его с ложки и понимает каждый жест. Мальчик смотрит на игрушку, затем – призывный взгляд на маму, и та называет за него всех животных. Маленькому пациенту остаётся лишь кивать головой и переходить к следующему заданию.
В таких случаях стоит вспомнить этапы речевого развития, выделенные А.Н.Гвоздевым, который наблюдал за своими детьми. Первый этап – «Однословное предложение», соответствующий возрасту 1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев. Это время, когда ребёнок общается при помощи единичных слов.
Затем, примерно в 1 год 8 месяцев, ребёнок должен перейти на следующий этап – «Предложение из двух слов – корней», здесь малыш начинает связывать два слова в простую фразу, например: «Мама, дай!». В конкретном случае этого пациента понятно, что мальчик лишь не так давно, после трех лет, перешел на второй этап. Налицо задержка речевого развития.
Что стоит в таком случае делать родителям? Первым делом – действовать, так как в развитии ребёнка есть . Сензитивный период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Это время, заложенное природой для интенсивного формирования той или иной психической функции, после окончания которого повлиять на её развитие становится всё сложнее. Сензитивный период для формирования каркаса речи, её основной структуры, заканчивается, по данным А.Н. Гвоздева и С.Н. Цейтлин, в три года. Поэтому точно не стоит ждать до трех, а то и до пяти лет, как иногда советуют родителям. Один визит к логопеду и неврологу (пусть даже на всякий случай, чтобы убедиться, что всё в порядке), лучше, чем напряженная работа в попытке догнать ушедшее время.
Более того, после двух лет отсутствие речи или её недостаточная сформированность могут негативно повлиять на психологическое развитие малыша. Ведь, как показывает в своей книге «Мышление и речь» выдающийся психолог Л.С.Выготский, мышление и речь тесно связаны, их линии развитии после двух лет пересекаются и речь становится осмысленной, а мышление – речевым.
Дальше следует помнить о том, что в психологии речь – это деятельность, имеющая свою структуру. Первым элементом, который запускает всю дальнейшую программу деятельности, является, по А.Н. Леонтьеву, потребность. Без этого фундамента не на чем будет строить здание речи ребёнка, его просто не будет. А потребность, в свою очередь, не возникнет, если мама будет по первому жесту ребёнка предоставлять ему требуемое и работать «переводчиком» для остального мира. Ребёнку очень удобно в этой ситуации, ведь ему не нужно пытаться совершить тонкое и сложное движение языком, когда достаточно просто протянуть руку. Сам малыш вряд ли захочет покинуть эту зону комфорта, его нужно переводить оттуда на речевое общение именно маме. Именно она в данной ситуации должна быть главной и определять направление воспитания ребёнка, а не подстраиваться полностью под него. Ребёнок должен понять, что речь ему необходима, что без неё он не получит желаемое, только тогда у него будет стимул перейти от эмоционально – жестового общения со взрослым (в норме такое общение происходит до 12 – 13 месяцев жизни) к речевому.
Это сложно, трудно, ведь неизбежны конфликты, да и по затратам времени проще накормить ребёнка самой, что-то за него сказать, чем ждать, пока это сделает сам малыш. Но сделать это необходимо, ведь иначе не будет такого нужного фундамента для развития речи. Со стороны всех членов семьи к ребёнку всегда должны предъявляться одинаковые, простые и чёткие требования относительно и речи, и поведения. Нужно создать коридор, помогающий малышу эффективно и гармонично развиваться, а родителям – проще взаимодействовать с малышом.
Ещё один важный момент: в таком случае ребёнку необходимо лечение у невролога, которое поможет скорригировать поведение и подготовить базу для работы других специалистов – логопеда и психолога, которая без медикаментозной коррекции будет не столько эффективной. И, разумеется, на стоит опускать руки: при комплексном наблюдении ребёнка специалистами различного профиля и соблюдении их рекомендаций прогноз по развитию речи благоприятный!

В моей практике клинического логопеда, работающего в детской неврологической больнице и имеющего опыт приёма в частной клинике, всё чаще встречаются практически не говорящие дети в возрасте 2 – 3,5 лет. Их родители, впервые столкнувшись с подобной проблемой, часто испытывают чувство растерянности, не зная норм и законов развития речи, а дети часто активно общаются, но не с помощью речи, а жестами и эмоционально окрашенными голосовыми реакциями.
Сегодня, замещая коллегу, веду приём в поликлинике при нашей больнице. На приёме мама с мальчиком, которому недавно исполнилось 3 года и 4 месяца. Жалоба вполне стандартная – задержка речевого развития (ЗРР).
Начинаю со сбора анамнеза и общего наблюдения за пациентом. Первые слова у ребёнка появились по норме, к году, а вот предложения – только после трех лет. Сейчас мальчик говорит в основном отдельными словами (лепет), изредка соединяя два из них в примитивную фразу. Есть у мальчика и неврологические проблемы: он импульсивен в поведении, внимание неустойчивое. При этом с речевыми мышцами у ребёнка всё в порядке, с этой стороны нечему помешать развитию его речи. Обращённую речь он понимает, инструкцию выполняет, активно взаимодействует со мной и мамой, интеллектуальное развитие примерно соответствует возрасту.
После беседую с мамой и, никак не вмешиваясь, внимательно наблюдаю за её взаимодействием с ребёнком в ходе обследования. Становится понятно, что главный в паре – он. Мама всячески подстраивается под мальчика, кормит его с ложки и понимает каждый жест. Мальчик смотрит на игрушку, затем – призывный взгляд на маму, и та называет за него всех животных. Маленькому пациенту остаётся лишь кивать головой и переходить к следующему заданию.
В таких случаях стоит вспомнить этапы речевого развития, выделенные А.Н.Гвоздевым, который наблюдал за своими детьми. Первый этап – «Однословное предложение», соответствующий возрасту 1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев. Это время, когда ребёнок общается при помощи единичных слов.
Затем, примерно в 1 год 8 месяцев, ребёнок должен перейти на следующий этап – «Предложение из двух слов – корней», здесь малыш начинает связывать два слова в простую фразу, например: «Мама, дай!». В конкретном случае этого пациента понятно, что мальчик лишь не так давно, после трех лет, перешел на второй этап. Налицо задержка речевого развития.
Что стоит в таком случае делать родителям? Первым делом – действовать, так как в развитии ребёнка есть . Сензитивный период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Это время, заложенное природой для интенсивного формирования той или иной психической функции, после окончания которого повлиять на её развитие становится всё сложнее. Сензитивный период для формирования каркаса речи, её основной структуры, заканчивается, по данным А.Н. Гвоздева и С.Н. Цейтлин, в три года. Поэтому точно не стоит ждать до трех, а то и до пяти лет, как иногда советуют родителям. Один визит к логопеду и неврологу (пусть даже на всякий случай, чтобы убедиться, что всё в порядке), лучше, чем напряженная работа в попытке догнать ушедшее время.
Более того, после двух лет отсутствие речи или её недостаточная сформированность могут негативно повлиять на психологическое развитие малыша. Ведь, как показывает в своей книге «Мышление и речь» выдающийся психолог Л.С.Выготский, мышление и речь тесно связаны, их линии развитии после двух лет пересекаются и речь становится осмысленной, а мышление – речевым.
Дальше следует помнить о том, что в психологии речь – это деятельность, имеющая свою структуру. Первым элементом, который запускает всю дальнейшую программу деятельности, является, по А.Н. Леонтьеву, потребность. Без этого фундамента не на чем будет строить здание речи ребёнка, его просто не будет. А потребность, в свою очередь, не возникнет, если мама будет по первому жесту ребёнка предоставлять ему требуемое и работать «переводчиком» для остального мира. Ребёнку очень удобно в этой ситуации, ведь ему не нужно пытаться совершить тонкое и сложное движение языком, когда достаточно просто протянуть руку. Сам малыш вряд ли захочет покинуть эту зону комфорта, его нужно переводить оттуда на речевое общение именно маме. Именно она в данной ситуации должна быть главной и определять направление воспитания ребёнка, а не подстраиваться полностью под него. Ребёнок должен понять, что речь ему необходима, что без неё он не получит желаемое, только тогда у него будет стимул перейти от эмоционально – жестового общения со взрослым (в норме такое общение происходит до 12 – 13 месяцев жизни) к речевому.
Это сложно, трудно, ведь неизбежны конфликты, да и по затратам времени проще накормить ребёнка самой, что-то за него сказать, чем ждать, пока это сделает сам малыш. Но сделать это необходимо, ведь иначе не будет такого нужного фундамента для развития речи. Со стороны всех членов семьи к ребёнку всегда должны предъявляться одинаковые, простые и чёткие требования относительно и речи, и поведения. Нужно создать коридор, помогающий малышу эффективно и гармонично развиваться, а родителям – проще взаимодействовать с малышом.
Ещё один важный момент: в таком случае ребёнку необходимо лечение у невролога, которое поможет скорригировать поведение и подготовить базу для работы других специалистов – логопеда и психолога, которая без медикаментозной коррекции будет не столько эффективной. И, разумеется, на стоит опускать руки: при комплексном наблюдении ребёнка специалистами различного профиля и соблюдении их рекомендаций прогноз по развитию речи благоприятный!
вера
вообще все это моя больная тема тоже..прочитала я твои переживания и сказать ничего не могу,сама такая же...и страшно ждать это время,до 2 лет,до 2,5,3.а если что то упустишь...и не нужны утешения,нужно руководство к действию.пока я для себя вижу что надо говорить,постоянно говорить с ними.логопед говорила не надо мудрить,а открываешь книгу и простые слова проговариваешь все все все что видишь
04.08.2013
Ответить
Ирина
Вер, вот и получается, что до 3-х лет логопеды вообще не берутся за детей (хотя должны же быть какие-то приемы по постановке речи). А после трех приходишь и слышишь, что же это вы, мамаша, ребенка совсем запустили :)
04.08.2013
Ответить
вера
Дальше следует помнить о том, что в психологии речь – это деятельность,
имеющая свою структуру. Первым элементом, который запускает всю
дальнейшую программу деятельности, является, по А.Н. Леонтьеву,
потребность. Без этого фундамента не на чем будет строить здание речи
ребёнка, его просто не будет. А потребность, в свою очередь, не
возникнет, если мама будет по первому жесту ребёнка предоставлять ему
требуемое и работать «переводчиком» для остального мира. Ребёнку очень
удобно в этой ситуации, ведь ему не нужно пытаться совершить тонкое и
сложное движение языком, когда достаточно просто протянуть руку. Сам
малыш вряд ли захочет покинуть эту зону комфорта, его нужно переводить
оттуда на речевое общение именно маме. Именно она в данной ситуации
должна быть главной и определять направление воспитания ребёнка, а не
подстраиваться полностью под него. Ребёнок должен понять, что речь ему
необходима, что без неё он не получит желаемое, только тогда у него
будет стимул перейти от эмоционально – жестового общения со взрослым (в
норме такое общение происходит до 12 – 13 месяцев жизни) к речевому."!!! и это так и есть-я не могла перешагнуть этот этам,потому что мне было жалко илюшу...я его просила скажи-дай,или хочу или назови что тебе надо скажи пить,хлеб ну и тд,а он на это все - УУУУ,я опять просила,на что начиналась дикая истерика и конечно я давала/делала....этот этап он перешагнул с гошиной мамой!!!!она этого от него добилась и пошел процесс
04.08.2013
Ответить
Ирина
У нас Сашка это практикует сейчас)) Первый раз, когда я увидела, не могла не вмешаться. Настя просила сделать ей молока в своей обычной манере, т.е. принесла пустую бутылочку, притащила Сашку за руку в кухню и тычет пальцем в шкаф со смесью. Дело было утром, сразу после подъема. И слышу, как Сашка требует, чтобы она сказала словами, что ей надо. Она максимум говорит "мммм", "аааа" и вроде даже у ней получилось сказать "мо". Его не устраивает, он начинает напирать, давай мол по слогам "мо-ло-ко". Она ему: "мо-ко". Он вместо того, чтобы похвалить, начинает перегибать палку, говорит "НЕТ", давай дальше её пытать. Ребенок уже вопит. Тут я вмешалась, как пошла в разнос, что, мол, ты мучаешь её. Букву "л" не выговаривают и куда более старшие дети. Надо хвалить уже за два слога, а ты требуешь от неговорящего ребенка сразу трехсложные слова да еще с буквой "л", которую сам в тридцать лет не выговариваешь. Да еще и над голодным ребенком устроил тут воспитание, даже животных на голодный желудок не дрессируют. В общем, я была в ярости. Такие дела. Пришлось разъяснять кое-что о детском языке. И договорились, что учим все же не на голодный желудок дитя, чтобы это не было похоже на то, что ей приходится со слезами еду вымаливать.
04.08.2013
Ответить
вера
и я об этом!!мне всегда было жалко илюшу,я так же как ты набрасывалась на гошу или свою маму,НО именно после того как его свекровь стала просить \требовать сказать то что ему надо,он начал стараться и говорить и процесс пошел!!!мы очень любим своих малышей,может это иногда им во вред?
14.08.2013
Ответить
вера
сейчас потребуешь-да поступишь жестко(Я ТАК сделать так и НЕ СМОГЛА,но мне помогли и я очень благодарна)но ты же понимаешь что это только во благо!!не писала бы так,если б не увидела результат на своем ребенке.подумай о всей этой истории с другой стороны
14.08.2013
Ответить
Ирина
Да я и сама прошу её говорить, но понимаю, что некоторые звуки типа "л" и "р" просто еще неподвластны ей. У нас "молоко" так и осталось "моко" и я не требую от неё большего. Вот, кстати, только вчера наткнулась на статью про звуки, так всё верно, они появятся позже:http://letidor.ru/article/rebyenok_ne_rychit_kogda_idti__56815/
14.08.2013
Ответить
Наталия
Вывод из статьи прост: все проблемы с речью (не имеющие в базе связи с патологией здоровья) идут оттого, что мама слишком много прыгает вокруг чада, чем и тормозит его развитие. Как в анекдоте про мальчика 5 лет и чай.
Не всем очевидно, например, что в полтора года ребенку уже пора начинать задавать вопросы, на которые он знает ответ. Я не имею в виду тебя, я не знаю, как у вас было, я просто рассуждаю.
03.08.2013
Ответить
Ирина
Причина, конечно, вряд ли только эта, но почему-то в статье рассмотрели именно её. Наверное, оттого, что с ней под силу бороться дома еще до походов по неврологам и логопедам.У нас тоже есть эта проблема - если ребенок отказывается произнести слово или звукоподражание, то это за него делаю я. Ведь как в таком случае закончить диалог или чтение книги? Не сказал как коровка мычит, значит больше не читаем? Тоже как-то непедагогично... Сначала все твердили, что ребенку надо как можно больше рассказывать и всё называть, а потом вдруг перестать всё называть, что ли? Одно дело, когда ребенок в полтора года говорит "мяу-мяу" и "ав-ав", у родителя в голове радостные мысли: "ура, значит знает как кошка мяукает и как собака лает". А другой ребенок - ни "бе", ни "ме", ни "кукареку", ни сам по себе, ни по просьбе - и родитель без понятия - а понимает ли ребенок вообще что-нибудь! И что в таком случае делать? Перестать ему бекать и кукарекать? Конечно же нет! Вот я и до двух и кукарекаю :) И опять же: нигде и никто не говорит, что, допустим, до полутора лет вы всё-всё называете ребенку, а потом постепенно переставайте. Нигде я такого не встречала. Но зато сразу, когда "поезд уже ушел", начинается "да вы всё за него делаете, вот у него и стимула нет"... В общем, не всё так просто, как в теории))Я даже могу выступить в защиту мамы того ребенка. Хоть нам всего 2 года, а не 3,4 как мальчику:"После беседую с мамой и, никак не вмешиваясь, внимательно наблюдаю за
её взаимодействием с ребёнком в ходе обследования. Становится понятно,
что главный в паре – он. Мама всячески подстраивается под мальчика,
кормит его с ложки и понимает каждый жест. Мальчик смотрит на игрушку,
затем – призывный взгляд на маму, и та называет за него всех животных.
Маленькому пациенту остаётся лишь кивать головой и переходить к
следующему заданию.
""Мама понимает каждый жест" - ну а что еще остается, если слов нет. Волей не волей придется перехватывать взгляд и смотреть, на какую игрушку он упал. Ведь ребенок не скажет даже "му-му" или "ква-ква". Или маме надо начать давить на него в незнакомой обстановке: "скажи словами, скажи словами или ничего не получишь". Мальчик, как помним, ещё и импульсивный, и невнимательный. Значит, сразу последует упертость и вопли, за то, что его не поняли. Потом, значит, или успокаиваем истерику или даём игрушку, чтоб замолчал, что еще хуже с точки зрения педагогики - дали, что хочет под истерику. И весь этот концерт на приеме у врача за счёт маминых денег вместо нормальной беседы. Я, конечно, понятия не имею что такое 3,5 летний ребенок. Возможно, такая ситуация в его возрасте - ужас-ужас, но со своей двухлеткой я вела бы себя также, как и эта мама - быстро заняла бы дитя игрушкой во имя беседы с врачом. Но это же не значит, что дома я не добиваюсь от дочери нормальных слов.
04.08.2013
Ответить
Наталия
Ну..Смотря что за врач. У невролога и логопеда надо сидеть и молчать, чтоб ребенок показал все, что он умеет.Я не сказала, что надо перестать называть предметы и кукарекать, надо начинать задавать вопросы. Читать четверостишия, которые заканчиваются в рифму звуками животных и т.п.Ты права в том, что это лишь одна сторона, но она имеет большое значение.
04.08.2013
Ответить