Гиперактивность.
ДетиДля себя или, как выжить с Каримкой.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
6. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
8. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
9. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
10. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
12. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную память.
13. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
14. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
15. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
16. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)
17. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
18. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов.
19. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазине, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.
20. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
21. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
22. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.
23. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, т.к. дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель переодически контролирует ход работы на каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
11. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность.
12. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
- Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
- Об истечении
времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник,
кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
- Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
- Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
- Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
- Отвлечь ребенка от его капризов.
- Задать неожиданный вопрос.
- Не приказывать, а просить ( но не заискивать ).
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом ( пошутить, повторить действие ребенка ).
- Выслушать то, что хочет сказать ребенок ( в противном случае он не услышит вас ).
- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу ( нейтральным тоном ).
- Не читать нотаций ( ребенок все равно их не слышит).
- Оставить в комнате одного ( если это безопасно для его здоровья ).
- Не настаивать на том , чтобы ребенок во чтобы то ни стало принес извинения ).
- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
ТРИ «ЗАПАДНИ»,
КОТОРЫЕ ПОДСТЕРЕГАЮТ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
Западня | Содержание | Пути преодоления |
№ 1 | Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом |
|
№ 2 | Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка |
|
№ 3 | Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом |
|
ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рецепт | Содержание | Пути выполнения |
№ 1 | Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно |
|
№ 2 | Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под влиянием стресса и вас легко вывести из равновесия |
|
№ 3 | Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии |
|
№ 4 | В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить |
|
№ 5 | Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев |
|
№ 6 | К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. |
|
ВОСЕМЬ РЕЦЕПТОВ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рецепт | Содержание | Пути выполнения |
№ 1 | Постарайтесь более позитивно относиться к жизни |
|
№ 2 | Относитесь к людям так, как они того заслуживают |
|
№ 3 | Относитесь к себе с уважением |
|
№ 4 | Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе |
|
№ 5 | Начинайте принимать решение самостоятельно |
|
№ 6 | Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние |
|
№ 7 | Начинайте рисковать |
|
№ 8 | Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр. |
|
КОГДА И КАК НАЧИНАТЬ ПРИУЧАТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ?
Еще недавно многие медики и педагоги были категоричны: как только ребенок начнет сидеть, его немедленно надо начинать „высаживать". Были и более радикальные методы — держать ребенка над горшком чуть ли не с рождения, вырабатывая у него условный рефлекс. Да подобные методы практиковали (и нередко успешно) паши бабушки и мамы. Но с появлением одноразовых подгузников и гуманистически настроенных родителей на проблему стали смотреть уже под другим углом зрения. Приучать ребенка к горшку сочли целесообразным тома, когда он становится достаточно разумен и понимает, чего от него хотят.
Всему свое время: приучение к чистоплотности важно, но не стоит слишком уж торопить события
Первый этап: покупаем горшок
Когда вашему ребенку будет около юла (пли немного раньше). купите горшок и поставьте в детскую. Через несколько дней попробуйте посадить на него малыша в одежде, а еще через день-другой — как полагается. Объясните на словах, что он должен сделать Минут через 5 10 поднимите его и если вам повезло и малыш случайно воспользовался горшком по назначению, похвалите сто (но не слишком бурно). С этой поры продолжайте сажать ребенка на горшок по нескольку раз в день но не переусердствуйте и не спровоцируйте упрямства с его стороны. Этот этап очень важен, если вдруг ребенок невзлюбит горшок (а это часто бывает при форсировании обучения), лучше уберите его на несколько недель, а потом начните все заново. Считайте, что вы добились хорошего результата, если к концу первого этапа — спустя полгода с покупки горшка ваш малыш во время бодрствования:
- ходит по-большому, как правило, в горшок:
- часто, но не всегда, ходит в горшок и по-маленькому. Каждый раз хвалите ребенка за успехи, и тогда он будет стараться угодить вам
Второй этап: днем без памперса
Во время дневною бодрствования перестаньте надевать своему ребенку памперс. Лучше всего переходить к этому этапу летом на даче. Закупите достаточное количество простых хлопчатобумажных трусиков, тортиков, носочков — всего, что вам придется так часто менять.
Теперь ваша первоочередная задача — приучить ребенка днем, во время бодрствования, делать свои дела только в горшок. Для этого выполняйте несложные- правила: 0 Всегда держите горшок на видном месте.
- Не ругайте малыша за оплошности . но вот укоризненное ..ай-яй-яй" не помешает.
- Поощряйте его проситься самостоятельность, но, скорее всего, положиться на него в этом вопросе можно будет еще нескоро. Поэтому не теряйте бдительность, сажайте ребенка на горшок каждые час-полтора.
Одновременно (если дело происходит летом) приучайте, его мочиться на прогулке „под кустик".
В холодное время года надевайте на улицу памперс. В конце этого этапа (примерно к двум годам) трусики у крохи во время бодрствования должны оставаться сухими.
Третий этап: послеобеденный сон
Если ваш малыш уже долгое время просыпается днем сухим, значит, пришла пора отказаться от памперса на время дневного сна. Делать это раньше нет смысла. Если подгузник еще тяжелый, значит, мочевой пузырь вашего ребенка пока не настолько окреп, чтобы он мог терпеть 2-3 часа послеобеденного сна. И еще одна задача третьего этапа – приучить малыша самостоятельно вспоминать о горшке. Впрочем, специальных тренировок для этого обычно и не требуется. Многие мам отмечают, что после двух лег дети начинаю: проситься сами. Главное — держать горшок на виду.
Четвертый этап: заключительный
К 2.5-3 годам пора будет совсем отказаться от памперсов. Не давайте малышу после ужина много пить. Кроме того, возможно, вам придется несколько раз за ночь поднимать его, чтобы посадить на горшок. Можете на этот период надевать малышу специальные „учебные" непромокаемые трусики, а когда необходимость в них отпадет, переходите на обычные.
Кстати,
осваивать горшок ваш ребенок будет не без фокусов. Затяжные периоды
упрямства (ничего не сделал в горшок, но потом сразу намочил или
испачкал штаны), забывчивости, ночных „аварий" и прочих регрессов будут
повторяться не раз. Не теряйте терпения и юмора, это все, что можно
поделать в такой ситуации. Ведь однажды наступит момент, когда вы с
удивлением поймете: «А ведь за последний месяц он ни разу не
описался!»
КАК ВОСПИТАТЬ ИЗ РЕБЕНКА ЛИЧНОСТЬ
- Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
- Чаще вспоминайте себя в его возрасте.
- Имейте терпение и мужество отвечать на вопросы ребенка честно.
- Предоставляйте ребенку жизненное пространство.
- Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
- Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если он еще не закончил занятия. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
- Покажите ребенку, что его любят и принимают таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
- Поручайте своему ребенку посильные дела.
- Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
- Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
- Помогайте ребенку общаться и находить общий язык с ровесниками.
- Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
- Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с НИМ."
- Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.
- Приучайте вашего ребенка мыслить и действовать самостоятельно.
- Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
- Со вниманием относитесь к его потребностям.
Фото: Карикатура Виктора БогдановаКто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым, уверенным в своих силах? Все это обещают дать малышу различные методики раннего развития ребенка и детские центры, где их практикуют. Однако существует мнение, что вовсе не уроки английского языка, танцы, музыка или спорт играют ключевую роль в развитии малыша. Гораздо важнее привязанность к родителям или людям, которые их заменяют
Теория пошла в жизнь
Основоположником теории привязанности является английский психотерапевт Джон Боулби, который уделял особое внимание роли семьи в психическом развитии ребенка. После Второй мировой войны он написал доклад о синдроме лишения матери, из положений которого и выросла целая теория. Поскольку она выходила за рамки психоаналитического подхода, поддержки в научных кругах в то время она не получила. За полвека ученые провели достаточно исследований, которые так или иначе подтверждали основные постулаты теории привязанности. А в 2004 году канадский психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Мате написали книгу «Не упускайте своих детей», которая и стала новым этапом в распространении теории привязанности. Основная мысль теории альфа-родительства — только удовлетворив свою потребность в привязанности, ребенок может нормально развиваться и самовыражаться. В противном случае всю свою энергию он будет тратить не на развитие, а на поиск и удержание контакта и близости со взрослыми людьми или ровесниками.
В широком понимании привязанность — это стремление к приобретению и сохранению близости: физической, эмоциональной и психологической. С самого рождения малышу важен физический контакт. Ежедневно ему приходится сталкиваться с массой новых впечатлений и информации, что создает огромную нагрузку на психику. Для того, чтобы ребенок хорошо развивался, ему необходимо чувствовать себя в безопасности, знать, что рядом есть человек, которому он доверяет и который в любой ситуации придет на помощь.
Некоторые психологи считают, что человек, о котором не заботились в детстве, сам вряд ли сможет по-настоящему заботиться о своих детях.
Потому что мы –команда!
Ольга Писарик, психолог, мама четырех детей, считает, что ситуация поправима:
— Чтобы быть для ребенка надежной скалой и безопасной гаванью, не надо особой зрелости. Нужно просто прочувствовать, что вы — большой, а ребенок — маленький. Что вы — ответ на все его нужды и чаяния, что вы без него проживете, а он без вас — нет. А зрелость придет в процессе.
Самый очевидный способ стать ближе — проводить с ребенком больше времени. Но не просто физически находясь на одной территории, а занимаясь совместной деятельностью. Родители должны «пригласить» малыша в свою жизнь, позволить ему участвовать в своих делах. Это могут быть даже повседневные заботы — совместное приготовление еды, уборка или стирка. Неважно, что у ребенка не будет что-то получаться, важно, что вы будете вместе. Укреплению привязанности способствуют также семейные традиции и ритуалы — подготовка к праздникам, семейные трапезы, совместные прогулки и отпуск. Привязанность посредством похожести можно развивать при помощи одинаковых аксессуаров в гардеробе и рассказами о том, как малыш похож на маму или папу. И почаще употреблять выражения «Мы — семья» и «Мы — одна команда!»
Я тебя никому не отдам
«Будешь себя так вести, отдам чужой тете!», «Не буду с тобой разговаривать!», «Я с тобой не дружу!», а также оставляния ребенка одного в комнате, пока не успокоится — такие фразы и действия недопустимы. Они отделяют ребенка от родителей. Такой подход, даже если малыш с его помощью перестанет капризничать в конкретной ситуации, только усиливает тревожность и страх разлучения с близкими людьми. Психологи говорят: не стоит ожидать, что отношения будут строиться легко, но нужно понимать, что у ребенка нет цели специально насолить родителям или доставить им неприятности. «Дети хорошо ведут себя с теми, кому доверяют, с кем им хорошо», — говорят специалисты. И предлагают строить отношения посредством укрепления привязанности и поощрения зависимости ребенка от взрослого, а не при помощи наказаний. То есть если ребенок уже умеет завязывать шнурки или самостоятельно есть суп, но просит вас помочь ему в этом деле, то не стоит отвергать его просьбу. Тем более нельзя сопровождать ее обидными высказываниями вроде: «Ты же уже большой! Как тебе не стыдно!».
Интересно, что проблемы с ежевечерним отходом ко сну тоже могут быть связаны со страхом разлучения. Если ребенок по сто раз просит попить, поесть или отвести его на горшок, это, вероятнее всего, означает, что он боится оставаться в комнате один. Поэтому так важно сделать ритуал отхода ко сну. Например, почитать книжки, полежать рядышком с малышом, обсудить прошедший день и составить планы на завтра.
Слезы — это не шантаж
Все родители рано или поздно сталкиваются с капризами и истериками ребенка. Особенно ярко они проявляются с двух до четырех лет, когда малыш очень легко расстраивается по, казалось бы, малейшему поводу. На самом деле то, что взрослому кажется пустяком, может быть для ребенка целой трагедией. При столкновении с обстоятельствами, которые невозможно изменить, именно слезы способны помочь ребенку адаптироваться к ситуации. Например, когда сломалась любимая игрушка, нужно возвращаться домой с интересной прогулки, не получается что-то сделать или надо делать то, что не хочется, негативные эмоции быстро захватывают ваше чадо. Многие родители стараются придумать, как отвлечь ребенка от возникшей ситуации и избежать слез. Тогда как теория привязанности советует не предотвращать слезы, а даже подтолкнуть к ним, проговорив эмоции, которые испытывает ребенок.
«Так грустно, что игрушка сломалась», «Это не то, чего ты хотел», «Я знаю, что тебе не хочется домой», — примеры фраз, которые могут использоваться в разговоре. Задача родителя — помочь ребенку примириться с ситуацией и успокоиться. Психологи говорят, что именно таким способом ваш малыш быстрее поймет, что в жизни есть некоторые ограничения и запреты.
А как же родители?
На первый взгляд может показаться, что теория альфа-родительства предлагает поставить крест на личной жизни и карьере родителей. Но это не так. Конечно, ребенку хорошо, когда мама постоянно рядом, но при условии, что она наслаждается своими материнскими хлопотами, а не принимает их как пытку. Если женщина будет чувствовать себя несчастной, пользы ребенку это не принесет.
На помощь в такой ситуации приходит так называемая деревня привязанностей — друзья, родственники, няни, воспитатели, учителя. Они могут играть роли «заместителей» родителей в то время, когда они не находятся рядом с ребенком.
Все знают, что отношения между супругами — это труд. Но мало кто задумывается о том, что отношения с ребенком тоже требуют внимания, терпения и времени. Но ваши усилия окупятся сторицей, потому что ребенка, который привязан к родителям, растить легко и приятно.