развитие
1 месяц
Реагирует на свет; слышит звуки, вздрагивает от резкого шума; чувствует запахи.
Плавно следит за движущимися предметами.
Фиксирует взгляд на мамином лице и смотрит ей в глаза.
Прислушивается к голосу взрослого и улыбается в ответ на разговор с ним.
Поворачивает голову к источнику звука.
Крепко держит мамин палец.
Лежа на животе, старается приподнимать головку.
2 месяца
Узнает маму, радуется ей и осознанно улыбается.
Гулит, агукает, издаёт отдельные звуки.
Лежа на животе, поднимает и удерживает голову.
Быстро поворачивает голову в сторону взрослого, отвечает ему улыбкой.
К концу месяца держит голову в горизонтальном и вертикальном положении.
Подолгу рассматривает предметы, расположенные перед ним.
Несколько секунд удерживает погремушку, вложенную ему в руку.
3 месяца
Проявляет эмоциональность и активность в общении с взрослыми.
Удерживает погремушку одной или двумя руками, тянет её в рот.
Активно двигает руками и ногами.
Лежа на животе, опираясь на предплечья, приподнимает голову и грудку.
Начинает переворачиваться со спины на бок.
Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.
Тянется к висящим над ним игрушкам и непроизвольно бьет по ним ручками.
В вертикальном положении сосредоточенно разглядывает обстановку и предметы.
Крепко упирается ножками при поддержке подмышки.
4 месяца
Узнает маму, протягивает к ней ручки, предпочитая ей всех остальных.
Различает голоса знакомых и не знакомых людей.
Реагирует на своё имя.
Лежа на животе, высоко поднимает головку и грудку и даже немного приподнимает тело.
Переворачивается со спины на живот и любит это положение.
Много смеется, радостно гулит, оживленно двигает ручками и дрыгает ножками.
Бьет ручками по развешенным над ним игрушкам и берет руками игрушки.
Поворачивает голову к невидимому источнику звука и находит его.
Крепко держит голову в вертикальном положении.
5 месяцев
Громко смеется, подолгу и певуче гулит.
Встает на четвереньки, пытается менять положение своего тела.
По-разному реагирует на интонацию голоса и музыкальные мелодии.
Лежа на животе, хорошо упирается на локти или ладони выпрямленных рук.
Свободно переворачивается со спины на живот и обратно.
При поддержке подмышки переступает ножками.
Придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Обращает внимание на мелкие детали и предметы.
6 месяцев
Смеется, радуется, громко визжит, возмущенно кричит.
Внимательно вслушивается в речь взрослого, имитирует услышанные звуки и лепечет слоги.
Остерегается незнакомых людей.
Берет игрушки из рук взрослого, перекладывает их из одной руки в другую.
Размахивает погремушками и роняет игрушки.
Пытается ползать ползком, особенно по мягкой поверхности.
Если подтянуть малыша за ручки из положения лежа на спине – немного посидит, удерживаясь за мамины пальцы.
Может есть с ложки полугустую пищу, пить из поильника или чашки.
7 месяцев
Подолгу занимается игрушками.
Понимает смысл некоторых слов, отыскивает знакомые предметы, если спросить «Где…?» и показывает на них пальчиком или взглядом.
Встает на коленки, хорошо ползает ползком и немного на коленях.
Лепечет, повторно произнося одни и те же звуки «га-га», «ма-ма», «да-да».
При поддержке хорошо опирается на ножки и сам пытается вставать, держась за опору.
Учится садиться из положения лежа и сидит без поддержки или опоры.
Бросает игрушки и наблюдает за падающими предметами.
Беспокоиться, если мамы нет рядом.
Ест руками.
8 месяцев
Произносит отдельные слоги, повторяет их за взрослым.
Садится из положения стоя, а затем ложится.
Держится за барьер и переступает бочком или ходит за две руки.
Подражает действиям взрослого, стучит игрушками, размахивает, бросает.
Понимает и выполняет просьбе взрослого: «Дай руку», «Иди ко мне», «Пей».
Боится посторонних и разлуки с мамой.
Пугается резких неожиданных звуков.
Быстро ползает.
9 месяцев
Имитирует звуки животных: мяу, му, ку-ку и выговаривает первые облегченные слова «на», «ба».
Осознанно обращается к маме «ма-ма».
Выполняет просьбы взрослого: принеси (ложку, пирамидку, книжку), покажи (нос, рот, глаза)., покажи «пока-пока» (машет ручкой).
Поднимает мелкие предметы, исследует щели и отверстия.
С игрушками играет в зависимости от их назначения (помнит, как в них нужно играть).
Учится стоять, придерживаясь за стену.
Ходит за две руки или держась за стены.
Сопротивляется одеваниям – раздеваниям, настойчиво что-то требует.
10 месяц
Радуется играм – забавам и общению с взрослыми.
Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, манеру его речи, интонации, движения.
Играет сразу в несколько предметов, разнообразно действует ими, сознательно исследует (вставляет стаканчик в стаканчик, разбирает и собирает пирамидку).
Очень подвижен, забирается на диван, слезает с него, открывает дверки шкафов, выдвигает ящики.
Понимает слово «нельзя», но реагирует на него бурным протестом.
Стоит, сидит, ползает на коленях, ходит с опорой, катает машинки, толкает мяч.
Пытается есть ложкой и пить, держа поильник за ручку.
11 месяцев
Произносит простые слова «мама», «папа», «бах» и др.
С удовольствием выполняет просьбы взрослого.
Понимает разговоры родителей.
Кивает головой «да», мотает головой «нет».
Интересуется книгами.
Свободно ходит и хорошо стоит.
Изображает мишку косолапого, строит рожицы, меняет интонации.
12 месяцев
Знает названия многих предметов и понимает основные просьбы.
Понимает «можно» и «нельзя».
Произносит 6-10 слов и повторяет новые за родителями.
Показывает, что он хочет.
Встает, ни за что не держась.
Самостоятельно пьет из чашки.
Помнит, что было раньше.
Ходит, переступая через преграды, бегает.
Рассматривает книги и фотографии, узнает изображения.
Разнообразно играет в игрушки – катает, кормит, вынимает, расставляет и т.д.
Ищет общения с другими детьми и людьми.
Реагирует на свет; слышит звуки, вздрагивает от резкого шума; чувствует запахи.
Плавно следит за движущимися предметами.
Фиксирует взгляд на мамином лице и смотрит ей в глаза.
Прислушивается к голосу взрослого и улыбается в ответ на разговор с ним.
Поворачивает голову к источнику звука.
Крепко держит мамин палец.
Лежа на животе, старается приподнимать головку.
2 месяца
Узнает маму, радуется ей и осознанно улыбается.
Гулит, агукает, издаёт отдельные звуки.
Лежа на животе, поднимает и удерживает голову.
Быстро поворачивает голову в сторону взрослого, отвечает ему улыбкой.
К концу месяца держит голову в горизонтальном и вертикальном положении.
Подолгу рассматривает предметы, расположенные перед ним.
Несколько секунд удерживает погремушку, вложенную ему в руку.
3 месяца
Проявляет эмоциональность и активность в общении с взрослыми.
Удерживает погремушку одной или двумя руками, тянет её в рот.
Активно двигает руками и ногами.
Лежа на животе, опираясь на предплечья, приподнимает голову и грудку.
Начинает переворачиваться со спины на бок.
Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.
Тянется к висящим над ним игрушкам и непроизвольно бьет по ним ручками.
В вертикальном положении сосредоточенно разглядывает обстановку и предметы.
Крепко упирается ножками при поддержке подмышки.
4 месяца
Узнает маму, протягивает к ней ручки, предпочитая ей всех остальных.
Различает голоса знакомых и не знакомых людей.
Реагирует на своё имя.
Лежа на животе, высоко поднимает головку и грудку и даже немного приподнимает тело.
Переворачивается со спины на живот и любит это положение.
Много смеется, радостно гулит, оживленно двигает ручками и дрыгает ножками.
Бьет ручками по развешенным над ним игрушкам и берет руками игрушки.
Поворачивает голову к невидимому источнику звука и находит его.
Крепко держит голову в вертикальном положении.
5 месяцев
Громко смеется, подолгу и певуче гулит.
Встает на четвереньки, пытается менять положение своего тела.
По-разному реагирует на интонацию голоса и музыкальные мелодии.
Лежа на животе, хорошо упирается на локти или ладони выпрямленных рук.
Свободно переворачивается со спины на живот и обратно.
При поддержке подмышки переступает ножками.
Придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Обращает внимание на мелкие детали и предметы.
6 месяцев
Смеется, радуется, громко визжит, возмущенно кричит.
Внимательно вслушивается в речь взрослого, имитирует услышанные звуки и лепечет слоги.
Остерегается незнакомых людей.
Берет игрушки из рук взрослого, перекладывает их из одной руки в другую.
Размахивает погремушками и роняет игрушки.
Пытается ползать ползком, особенно по мягкой поверхности.
Если подтянуть малыша за ручки из положения лежа на спине – немного посидит, удерживаясь за мамины пальцы.
Может есть с ложки полугустую пищу, пить из поильника или чашки.
7 месяцев
Подолгу занимается игрушками.
Понимает смысл некоторых слов, отыскивает знакомые предметы, если спросить «Где…?» и показывает на них пальчиком или взглядом.
Встает на коленки, хорошо ползает ползком и немного на коленях.
Лепечет, повторно произнося одни и те же звуки «га-га», «ма-ма», «да-да».
При поддержке хорошо опирается на ножки и сам пытается вставать, держась за опору.
Учится садиться из положения лежа и сидит без поддержки или опоры.
Бросает игрушки и наблюдает за падающими предметами.
Беспокоиться, если мамы нет рядом.
Ест руками.
8 месяцев
Произносит отдельные слоги, повторяет их за взрослым.
Садится из положения стоя, а затем ложится.
Держится за барьер и переступает бочком или ходит за две руки.
Подражает действиям взрослого, стучит игрушками, размахивает, бросает.
Понимает и выполняет просьбе взрослого: «Дай руку», «Иди ко мне», «Пей».
Боится посторонних и разлуки с мамой.
Пугается резких неожиданных звуков.
Быстро ползает.
9 месяцев
Имитирует звуки животных: мяу, му, ку-ку и выговаривает первые облегченные слова «на», «ба».
Осознанно обращается к маме «ма-ма».
Выполняет просьбы взрослого: принеси (ложку, пирамидку, книжку), покажи (нос, рот, глаза)., покажи «пока-пока» (машет ручкой).
Поднимает мелкие предметы, исследует щели и отверстия.
С игрушками играет в зависимости от их назначения (помнит, как в них нужно играть).
Учится стоять, придерживаясь за стену.
Ходит за две руки или держась за стены.
Сопротивляется одеваниям – раздеваниям, настойчиво что-то требует.
10 месяц
Радуется играм – забавам и общению с взрослыми.
Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, манеру его речи, интонации, движения.
Играет сразу в несколько предметов, разнообразно действует ими, сознательно исследует (вставляет стаканчик в стаканчик, разбирает и собирает пирамидку).
Очень подвижен, забирается на диван, слезает с него, открывает дверки шкафов, выдвигает ящики.
Понимает слово «нельзя», но реагирует на него бурным протестом.
Стоит, сидит, ползает на коленях, ходит с опорой, катает машинки, толкает мяч.
Пытается есть ложкой и пить, держа поильник за ручку.
11 месяцев
Произносит простые слова «мама», «папа», «бах» и др.
С удовольствием выполняет просьбы взрослого.
Понимает разговоры родителей.
Кивает головой «да», мотает головой «нет».
Интересуется книгами.
Свободно ходит и хорошо стоит.
Изображает мишку косолапого, строит рожицы, меняет интонации.
12 месяцев
Знает названия многих предметов и понимает основные просьбы.
Понимает «можно» и «нельзя».
Произносит 6-10 слов и повторяет новые за родителями.
Показывает, что он хочет.
Встает, ни за что не держась.
Самостоятельно пьет из чашки.
Помнит, что было раньше.
Ходит, переступая через преграды, бегает.
Рассматривает книги и фотографии, узнает изображения.
Разнообразно играет в игрушки – катает, кормит, вынимает, расставляет и т.д.
Ищет общения с другими детьми и людьми.