девочка, у которой не было границ
ГонзалесК. Гонзалес, "Расти в любви"
"Марта нежится в постели. Но мама зовет ее, она должна вставать. Почему она не может полежать еще полчасика? Или, еще лучше, вообще не ходить в школу? Пусть всегда будут каникулы! Она бы каждый день ходила на пляж и каталась на велосипеде. А лучше на лошади! Она кормила бы лошадь сахаром и морковкой, ездила бы на ней совсем одна и открывала бы новые земли... Ну ладно, не одна, вместе с Изабель, ей уже восемь лет...
Крик матери обрывает ее мечты.
Да, уже встаю... Как скучно мыться каждое утро, а вода такая холодная! И это мыло ужасно воняет. У Изабель дома мыло пахнет так вкусно. Это платье мне вообще не нравится. И кроссовки "Рибок", какой позор, у нас все девочки в классе носят "Найк". Но папа твердо сказал, что не купит мне новых кроссовок, пока можно носить эти...
Марта уже давно не просит налить в молоко побольше какао, маме никак не объяснить, что молоко должно стать совсем темным. Круглые кексы? А я люблю квадратные. Чистить зубы после завтрака? Но, мама, мои подруги чистят зубы только перед сном! Ладно, ладно... Паста щиплет язык, почему у нас никогда нет клубничной пасты?
Нужно нести портфель с книгами. Нужно идти в школу. Мама не хочет возить меня на машине, потому что говорит, что из-за 200 метров она не будет выводить машину из гаража. Марта останавливается, чтобы посмотреть на витрину магазина игрушек, просит купить ей электрическую железную дорогу, "Купим на рождество" - рывок за руку. Она задерживается, чтобы пройти по бордюру - рывок за руку. Она пинает камушек - рывок за руку. Она замирает, чтобы посмотреть на собаку, задравшую лапу под стеной - рывок за руку. Она ступает в лужу - рывок и выговор.
Школа - такая чепуха! Нельзя встать, когда хочется, нельзя сидеть рядом с Изабель, нельзя разговаривать, нельзя смеяться, нужно смотреть на учительницу, нужно ее слушать. Сдай домашнее задание, открой книгу, достань тетрадь, диктант, сиди прямо, разве ты не видишь, что пора заточить карандаш? Сделайте упражнение на странице 30, нарисуйте корову, на завтра все, что осталось на странице 42... Посмотрим, Марта, сколько будет три умножить на... С каких пор трижды шесть у нас 19? Посмотрим, кто-то может сказать Марте, сколько будет трижды шесть? Изабель говорит, что больше не хочет с тобой дружить, она видела, как ты играла с Соней. Тогда скажи Изабель, что она глупая, с кем хочу, с тем и играю. Посмотрим, о чем же таком важном говорят эти девочки, что это не может подождать до конца урока? Почему вы не скажете этого громко, чтобы мы все услышали?
Опять горох на обед! И эта дура Изабель не хочет сидеть со мной. Надо же, болтает с Анной, только чтобы позлить меня. Фууу, рыба!
Дорого домой полна разочарований. Рывок за руку возле кулинарии ("Никакого шоколадного круассана!"), возле магазина игрушек ("Никакой электрической железной дороги!"), возле компьютерного магазина ("Никакой новой игры!"), возле киоска с газетами ("Никакой жвачки!") "Довольно уже, Марта! Сегодня ты меня очень нервируешь!" (Да, сегодня - и вчера - и каждый день.)
Перед тем, как играть, нужно переобуться. Нужно сделать уроки перед тем, как смотреть телевизор. Нужно немедленно выключить телевизор, и идти ужинать, хотя передача такая интересная. Перед ужином нужно помочь накрыть на стол. Перед этим нужно еще помыть руки. Я тебе уже 20 раз говорила, что нужно мыть руки! Посмотри на свои руки! О нет! Снова горох! Они сговорились. Мама, а яичницы не будет? Чтооо? Рыба?
Фрукты или шоколадный крем? Сначала ты должна поесть фрукты. Я не люблю фрукты. Они полезны для здоровья. Я не хочу. Съешь грушу. Нет, никаких груш, а бананов нет? Нет, грушу или яблоко. Я не хочу, я хочу шоколадный крем. Прекрати спорить с матерью! АААААА!!!
Ладно, бери свой крем и успокойся!
Вообразите себе эту картину. Вызовите полицию! Видите, что случилось в конце? Марта взорвалась. Она хотела заставить мать плясать под свою дудку. Это типичная девочка, которая ВСЕГДА получает то, чего хочет. И все потому, что родители не поставили ей границ. Они дают ей ВСЁ, о чем она просит. Чем больше ей дают, тем больше она добивается своего и в будущем у нее возникнут серьезные проблемы, считают некоторые психологи.
Нет, не бойтесь, с Мартой не случится ничего плохого, если она один раз "добилась своего". Напротив, иногда полезно выполнять желания своих детей, чтобы они не чувствовали себя игрушкой в руках судьбы, а понимали, что их решения тоже влияют на что-то. Потому что, как и все дети, Марта уступает и слушается десятки, сотни раз в день. Когда Марта настаивает на шоколадном креме, она учится выражать свои желания и требовать уважения к ним. Когда она вырастет, то сможет это делать без слез и криков, и это обернется в очень полезное свойство. Матери лучше всего было бы не кричать на нее, а спокойно сказать: "Хорошо, если ты хочешь крем, ешь крем".
Значит ли это, что мы должны давать детям все, чего они хотят? Конечно, нет. Но не из тех соображений, чтобы они научились сдерживать свои желания, a только лишь потому, что это невозможно.
Детей, у которых нет границ, не бывает. Ваш ребенок не умеет летать, он не всегда выигрывает у друга, он не может предотвратить дождь, который портит день на пляже.
Есть границы, которые вы ставите ребенку ради его благополучия (или, по крайней мере, считаете так, в других семьях могут придерживаться иного мнения на этот счет) и, без сомнения, нет таких детей, которые каждый день не сталкивались бы с ними.
Кстати, почему мы считаем, что ребенку для счастья нужны границы? У нас, взрослых, обычно все наоборот, границы делают нас несчастными (безответная любовь, отпуск, который нельзя взять, слишком дорогая машина), а, достигнув цели, мы обычно довольны.
Я не против границ вообще. Я против только искусственных, неестесвенных границ. Если ребенок просит нас о чем-то, что не вредит его здоровью, не разрушает окружающую среду, то, что мы в состоянии оплатить, то, на что у нас есть время, не будем запрещать ему этого только потому, что "нужно поставить границы" или из опасения "разбаловать" его. Разве ребенок заболеет лепрой, если искупается не сегодня, а завтра? Настанет конец света, если мы пойдем гулять только после того, когда закончится его любимый фильм? Он умрет от холода, если не наденет теплую куртку?
Но если мы твердо решили что-то (нужно ходить в школу, делать уроки, выключить телевизор), как мы сможем сохранить наш авторитет без того, чтобы выглядеть тиранами? Как нам выдвинуть наши условия без того, чтобы кричать и ругаться, как нам не ожидать от ребенка, что он послушается с улыбкой, как хорошие детки в фильмах, а не будет разочарован? Этому тоже нужно учиться."