Для себя на заметку
Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;
Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;
Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;
Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;
Но в то же время:
Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения
***
★ Игрушки для младенца от 6 до 9 месяцев ★
Игра младенца в возрасте от 6 до 9 месяцев становится более энергичной. Уже недостаточно просто показать ему игрушку. Младенец решительно хватает игрушки и другие попавшиеся под руку предметы, трясет их с энтузиазмом, бросает и снова подбирает.
В этом возрасте ребенок может играть двумя игрушками одновременно, комбинируя их по своему усмотрению. Перемещения рук становятся настолько точными, а движения пальчиков настолько ловкими, что младенец может с легкостью поднять изюминку с пола.
В 6-9 месяцев младенец начинает понимать, что игрушки никуда не исчезают, когда пропадают из вида. По этой причине малыш не сразу забывает о выпавшей из рук игрушке, а начинает активно ее искать.
Игра в «ку-ку» - любимая. Кроме того, в этом возрасте младенцы осваивают азы перемещения в пространстве – учатся ползать, что тоже нужно учитывать в выборе игрушек.
Рекомендуемые игрушки для младенцев от 6 до 9 месяцев
► Активный центр: Многих младенцев восхищают активные центры, потому что позволяют потренировать их ручки нужными упражнениями. В активных центрах много разных деталей, которые можно покрутить, повертеть, потянуть, потрясти, открыть и, в конце концов, просто погрызть.
► Игрушки из ткани: В этом возрасте у младенцев развивается сильная привязанность к определенным игрушкам или вещам. Чаще всего любимыми предметами становятся тканевые игрушки, мягкие и приятные на ощупь. Позаботьтесь о том, чтобы игрушки были достаточно легкими и не содержали много мелких деталей, которые могут отпасть (пуговицы, пластиковые глаза, ленточки и т.д.).
► Мячики: Мячики, в принципе, нравятся детям в любом возрасте. Младенцам от 6 до 9 месяцев больше всего подойдут мягкие легкие мячики из ткани, с ними легко ползать, схватив крохотным кулачком. Можно купить мячики разных размеров и учить понятия больше-меньше.
► Предметы домашнего обихода: Кухонные принадлежности, в частности, деревянные ложки, пластмассовые тарелки и мерные чашки становятся предметом обожания в этом возрасте и могут занять ребенка на длительный период.
► Кубики из дерева или ткани: Просто покажите младенцу, как нужно выстраивать из кубиков башню и как можно потом ее развалить, и он сразу же подхватит идею.
► Двигающиеся игрушки: Как только младенец начнет ползать, он станет уделять особое внимание игрушкам, которые могут двигаться. Приобретите машинку на батарейках, чтобы понаблюдать, как быстро и забавно малыш будет ее догонять.
► Книги: Младенцы в возрасте от 6 до 9 месяцев воспринимают чтение книг как интересную забаву, в которую можно играть вместе с мамой или папой. После чтения книгу из ткани или плотного картона можно дать крохе, чтобы она занялась пристальным «изучением»: училась переворачивать страницы, разглядывать картинки и описывать увиденное на своем, понятным только ей, языке.
***
★ Что такое магические слова в общении с детьми ★
Мои родители любят меня, верят в меня - эта уверенность нужна ребенку как воздух. Но она не возникает сама по себе. Дети хотят и должны снова и снова получать позитивные "послания" от своих родителей. Не нарочитые, а соответствующие обстоятельствам, К примеру, заявление "Ты лучше всех" а момент, когда сын или дочь только что проиграл (а) какое-то соревнование, вызывает недоверие: дети довольно хорошо оценивают свои способности и всегда чувствуют, что им лгут.
► "Я рада, что ты у меня есть"
Маленькие дети верят, что именно они двигают мир, делают так, чтобы что-то происходило. Они думают, что солнце всходит потому, что они так хотят, и точно так же они считают себя - со своей точки зрения - ответственными за все остальное, например, за семейные заботы, несчастные случаи, ссоры. Тем более ребенку нужна уверенность в том, что вы счастливы оттого, что он у вас есть. Ни в коем случае нельзя позволять себе высказывания типа: "Из-за тебя я должна от всего отказываться",
► "Я тебя люблю"
Дети должны верить в то, что их любят ради них самих, Поэтому ни в коем случае нельзя связывать это чувство с какими-нибудь условиями ("Сперва убери в комнате") или с тем, что ребе нок делает (-Ты мне наврал, теперь я тебя больше не люблю"). Ребенку будет понятно, если ему скажут: "Я тебя очень люблю, но то, что ты бьешь братика это нехорошо."
► "Я тебя понимаю"
Потерял плюшевого мишку, брошен другом, боится темноты - все это для ребенка большое горе. В таких случаях малыш нуждается в сочувствии и утешении Попытки ободрить его словами типа: "Это всего лишь игрушка", "Зачем тебе такой придурок" или "Привидения на самом деле не существуют" - ребенку непонятны. Они - из мира взрослых, основаны на опыте, которого у ребенка еще нет.
► "Ты сильный"
Поощрение и одобрение нужны детям и в отношении того, что родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Слова "Хорошо сделал", "Я знала, что ты это можешь" или "Мы тобой гордимся" воодушевляют малыша. С другой стороны, такие ярлыки, как "плакса", "размазня" "рохля", или заявления вроде "Вечно ты проигрываешь" или "Ты совсем не умеешь дать сдачи" могут надолго подорвать его веру в себя.
► "Ты обязательно справишься"
Исследование мира не обходится без неудач и "аварий". Тогда родители тут же бросаются к своему чаду. Но чтобы стать приспособленными к жизни взрослыми, дети должны учиться самостоятельно находить решение своих проблем. Вместо того, чтобы говорить: -Дай, я сама сделаю", следует ободрять ребенка в случае какой-нибудь неудачи: "Попробуй еще раз, я уверена, что скоро у тебя все получится". Это поднимает его дух, дает моральную опору. Ребенок будет несчастлив, если вы то и дело подрываете его веру в себя словами: "И что только из тебя вырастет?"
► "Я тебе доверяю"
Дети с большим пылом стараются оправдать оказанное им доверие. Только зная, что в них верят, они, в свою очередь, могут испытывать доверие к другим. Если родители постоянно сомневаются в своем ребенке - "Вряд ли что-то получится...", "С тобой никогда не знаешь...", "Ты же этого не сможешь..." - маленький человечек, в конце концов, обиженно замыкается в себе, чувствует себя непонятым, покинутым.
► "Мы всегда с тобой"
Что бы ни случилось, мои родители всегда мне помогут - это знание помогает многое преодолеть. В ежедневной суете не всегда есть возможность отложить все в сторону и заняться исключительно ребенком. Но вы можете его утешить: "Интересно! Сейчас я закончу свои дела, тогда у меня будет время, и ты сможешь подробно рассказать мне обо всем". Ребенку это будет понятнее, чем, если бы вы сказали: "Сейчас я не могу". Правило на все случаи: извиняйтесь, если с языка сорвалась, что по-человечески понятно, какая-нибудь резкость: "Прости, я была не права. Ты же знаешь, что я тебя люблю."
***
Полезные советы родителям
Говорите своему ребенку:
- Я люблю тебя.
- Люблю тебя, не смотря ни на что.
- Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
- Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
- Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
- Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
- Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
- Спасибо.
- Мне понравилось сегодня с тобой играть.
- Мое любимое воспоминание за день, когда мы с тобой *______* (что вы делали вместе).
Рассказывайте:
- Историю их рождения или усыновления.
- О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
- Историю о том, как вы выбирали им имена.
- О себе в их возрасте.
- О том, как встретились их бабушки и дедушки.
- Какие ваши любимые цвета.
- Что иногда вам тоже сложно.
- Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*.
- Какой у вас план.
- Чем вы сейчас занимаетесь.
Слушайте:
- Вашего ребенка в машине.
- Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
- Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
- На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
- Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
Спрашивайте:
- Почему ты думаешь это случилось?
- Как думаешь, что будет если _____?
- Как нам это выяснить?
- О чем ты думаешь?
- Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
- Как думаешь, какое *оно* на вкус?
Выделите время:
- Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
- Чтобы посмотреть на птиц.
- Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
- Ходить в какие-то места вместе.
- Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
- Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
Порадуйте своего ребенка:
- Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
- Положите шоколад в блины.
- Выложите еду или закуску в форме смайлика.
- Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
- Играйте с ними на полу.
Отпускайте:
- Чувство вины.
- Ваши мысли о том, как должно было быть.
- Вашу потребность быть правым.
Отдавайте:
- Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
- Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
- Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
- Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
- Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
- Делайте ванну в конце длинного дня.
- Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.