Как представлялась ранняя Церковь внешним
Представьте, что вы швея. Вы работаете в мастерской в солнечном Коринфе, в Греции. Год на дворе, скажем, 56-й. Не 1956-й, а просто 56-й. Ваш сосед, занимающийся выделкой кожи, недавно вступил в новый клуб и хочет рассказать вам об этом. Клуб этот довольно странный. Во-первых, они не встречаются в светлое время суток, а только по ночам или до восхода солнца. Членов клуба немного, они без труда помещаются в гостиной небольшого дома, но тем не менее, они называют себя "всегородским собранием". Вам не до конца понятно, что они делают, когда встречаются. Не похоже, чтобы они поклонялись какому-то известному богу или богине, хотя слово "бог" они и используют иногда, но этот бог не имеет имени и для вас это очень странно. На самом деле, эти странные люди вообще, похоже, не верят ни в каких богов и больше смахивают на атеистов.
Они очень почитают какого-то еврейского преступника, который, по слухам, пытался организовать вооруженное восстание, но был пойман и казнен где-то в Сирии. Ваш сосед утверждает, однако, что этот еврей жив. Более того, что он выкупил вашего соседа, хотя вы уверены, что ваш сосед никогда не был в рабстве.
На своих собраниях участники клуба едят, что довольно обычно - в большинстве клубов есть какая-то еда для участников, но вот название этих трапез какое-то странное: "Ужин хозяина" или, что еще более странно, "Благодарность". В городе поговаривают, что так они маскируют свой каннибализм, поедая человеческую плоть, но это вряд ли, так как все члены клуба вегетарианцы. Ваш сосед говорит, что при вступлении в клуб человека раздевают догола и "окунают", после чего он "выздоравливает". В клубе все друг друга называют "товарищ", и, по слухам, все занимаются друг с другом сексом, причем неважно, мужчина ты или женщина. Ваш сосед даже говорит, что после вступления в клуб вы не мужчина и не женщина. Вот такой клуб появился недавно в славном городе Коринфе.
(Источник - Лекция профессора Йельского университета Дэйла Мартина по Новому Завету. Творческий перевод - мой)