развитие ребенка 8 месяцев
развитие ребенка от рождения до 1 года
Восьмимесячный ребенок - это в некотором роде загадка. У него просыпается любознательность, он начинает интересоваться окружающим миром и ищет приключений, уползая от родителей, чтобы обследовать новые территории. С другой стороны - это робкое существо. Малыш побаивается неизвестных людей, с опаской относится к новым местам и с трудом засыпает в незнакомой кроватке. 
На самом деле как возросшая любознательность, так и робость ребенка объясняется ростом его самосознания. Все лучше запоминая происходящее, он начинает отличать новые ситуации от уже известных. Малыш понимает, что можно безопасно совершить побег в незнакомую комнату, поскольку мама где-то совсем рядом и обратный путь ему известен. Новый человек, новое лицо или новая кроватка -- это совсем другое дело. Ребенок не может соотнести новый опыт с тем, что он уже знает, и не в состоянии предвидеть последствия. Он понимает только, что новый человек это не мама и не папа, что в новом месте не видно знакомых предметов и что новая кроватка это не то место, где можно поспать в тепле и безопасности. Малыш криком выражает свой страх, и если мама подойдет к нему проверить, что случилось, он будет прижиматься к ней, ища защиты.
В возрасте семи месяцев ребенка особенно привлекали игрушки из лоскутков или у которых есть ручки, шнурки и другие выступающие части, за которые он мог ухватиться. Хотя этот интерес сохраняется и в восемь месяцев, однако теперь ребенка просто завораживают игрушки, которые разбираются или каким-либо образом вставляются одна в другую. Малыш только начинает понимать, что такое емкость, и приходит в восторг, каждый день открывая для себя что-то новое -- горшочки с землей, собачьи миски с водой, рот, в котором видны зубы, коробки с тряпками и сумочки со всевозможными восхитительными предметами. Теперь самым приятным занятием для малыша становится опустошение баночек и коробочек, а через месяц у него разовьется новый интерес -- заполнять их чем-либо.
Опустошая баночки, сумочки и коробочки и изучая их содержимое, ребенок продолжает исследовать разные свойства предметов. Одна из основных идей, которую усваивает ребенок, заключается в том, что предметы продолжают существовать, даже если их и не видно. Скорее своими действиями, чем словами малыш все время спрашивает: "Когда я залезу рукой в ведерко, будут ли там ключи, которые только что упали в него?" Если на глазах у восьмимесячного ребенка что-нибудь спрятать, он уже может разгадать тайну пропавшего предмета. Накрытого простыней плюшевого мишку можно обнаружить, стянув с него простыню, а маленькую игрушку, исчезнувшую в кармане папиной рубашки, легко достать рукой. Каждый из таких опытов дает ребенку понятие о постоянстве существования предметов.
Однако лучше всего дети узнают об этом свойстве, наблюдая, как уходят и возвращаются родители. В силу особой привязанности ребенка к родителям, он чутко реагирует на любые признаки, свидетельствующие об их дальнейших действиях. Например, ребенок знает, что если мама уже в шляпке, а папа надевает собаке поводок, то они сейчас уйдут.
Находясь дома, малыш тратит много усилий, постоянно наблюдая за родителями. Он все время стремится держать их в поле зрения, но это не всегда ему удается. Взрослые входят и выходят из комнаты, чтобы выключить стиральную машину, поговорить по телефону или сделать другие домашние дела.
Поначалу восьмимесячный ребенок беспокоится и кричит, видя, что рядом нет мамы. Однако постепенно он начинает понимать, что родители дома, если до него доносятся их голоса. Ребенок, научившийся ползать, осмеливается самостоятельно отправиться в соседнюю комнату, а затем вернуться, проверив, тут ли мама и папа. Обнаружив в себе способность передвигаться, он все отчетливее осознает, что люди и предметы продолжают существовать, даже если их и не видно. Ребенок по-прежнему с восторгом играет в "прятки", отыскивая исчезнувшие предметы. Мама прячет голову под простыней, и малыш, стаскивая простыню с маминой головы, радостно смеется, как бы говоря: "Посмотрите, что я сделал. Я заставил мою пропавшую маму вернуться обратно".
Активно исследуя окружающий мир, ребенок все время сталкивается с новыми проблемами. Он пытается потрогать звук в заводной музыкальной шкатулке. Он удивляется тому, что через стекло аквариума нельзя достать золотую рыбку. Ему интересно, что произойдет, если потянуть за шнурок, к которому привязана игрушка, дернуть за волосы старшую сестру или стащить скатерть со стола.
общая подвижность
Лежа на спине. Ребенок уже не остается все время в этом положении, а поворачивается то на один бок, то на другой, затем с боку на живот.
Лежа на животе. Малыш хорошо контролирует движения головы, хорошо вытягивает руки, туловище и ноги. Из положения "на животе" переходит в положение "ползание на карачках", вначале еще неуверенно, продвигаясь только на "четвереньках". Некоторые еще вращаются вокруг своей оси, другие - пятятся назад.
Положение сидя. Малыш твердо держится в этом положении без всякой опоры, но еще не может переходить из лежачего положения в сидячее положение. Когда его усаживают, ребенок хорошо держит спинку и контролирует движения туловища и головы. Он двигается вокруг собственной оси и движения хорошо координированы.
Становление на ноги. Лишь небольшая часть детей хватается за опору и самостоятельно встает на ноги. Нормально развивающийся ребенок хорошо в этом возрасте встает, хватаясь за руки матери. В этом возрасте еще нет твердого равновесия, мать подхватывает малыша подмышки, и он начинает шагать, неуверенно широко расставляя ноги для опоры, иногда передвигая вперед одну и ту же ногу. Рефлекс схватывания стопы сохраняется.
Развитие ребенка в 8 месяцев: тонкая подвижность
Ребенок все легче схватывает предметы. Он берет желаемый предмет с большей точностью, хватает его между ладонью и большим пальцем (реже мизинцем).
Новый значительный прогресс: малыш переводит предмет из одной руки в другую и "охватывает" его взглядом. Когда хватает кубик, то держит его таким образом, чтобы иметь возможность хватать и другой предмет (хватает два предмета одной рукой). Смотрит на упавшие игрушки. Намеренно бросает игрушки на пол. Играет во время еды предметами разных размеров и пытается узнать, когда он ими двигает или бросает на пол.
Из любого стабильного положения ребенок протягивает руку, чтобы хватать предметы. Он пытается достигнуть предметов, находящихся вне радиуса его действия. Руки "открыты", и пальцы готовы для более тонкой моторной деятельности. Ребенок продолжает играть с руками и ногами.
Речевое развитие ребенка в 8 месяцев
Ребенок произносит первые двуслоговые звуки "тата", "мама", "папа", "дада". Он имитирует собственные и посторонние звуки, долго и с удовольствием "рассказывает". Ребенок придает произносимым слогам тон торжества, нетерпения и даже ярости. Таким образом, уже недалеко первое слово. Ребенок хлопает в ладоши по команде или играет в "прятки".
Развитие ребенка в 8 месяцев: социальный контакт
Увеличивается контакт с окружающей средой при помощи взгляда, улыбки, звуков.
Вас должно насторожить, если к концу 8-го месяца малыш:
- не может ползти назад;
- не может короткое время стоять при поддержке за руки;
- не может удержать между указательным и большим пальцами игрушку;
- не прислушивается к разговору взрослых.
Во что можно поиграть, если Вашему малышу 8 месяцев?
Если вашему малышу 8 месяцев, вы можете попробовать поиграть с ним в игру "Зоопарк".
Правила игры:
Как только малыш начинает говорить, он обожает произносить различные звуки. Поэтому устройте ему виртуальную экскурсию в зоопарк и расскажите о животных - это будет способствовать развитию его слуха и зрения.
Порядок действий:
Вам понадобятся игрушечные животные или большие картинки с изображением животных и детское кресло.
1. Возьмите различные игрушки или большие картинки с изображением животных.
2. Посадите малыша в детское кресло и сядьте лицом к нему.
3. Держите игрушку или картинку возле своего лица, чтобы ребенок мог видеть ваш рот. Затем произнесите звук, который издает это животное.
4. Пусть малыш попробует повторить этот звук.
5. Возьмите другую картинку или игрушку и издайте соответствующий звук.
6. Повторите это упражнение со всеми игрушками или картинками.
7. Покажите игрушки (картинки) снова, но на этот раз подождите, прежде чем произнести соответствующий звук, - пусть малыш догадается сам.
Вариант. Одни дети лучше воспринимают зрительную информацию, другие слуховую. Если ваш ребенок лучше воспринимает слуховую информацию, то сначала произнесите звук, а затем покадите картинку или игрушку с этим животным.
Внимание! Не произносите звуки слишком громко, чтобы не напугать ребенка.
Во время игры вы развиваете:
- слух;
- речь;
- навыки классификации;
- социальные навыки.