развитие ребенка 11 месяцев
развитие ребенка от рождения до 1 годаПоследние месяцы первого года жизни - пора интенсивного психического развития ребенка и совершенствования движений. Ваш малыш все заметнее овладевает вертикальной позицией - он довольно устойчиво стоит, держась за опору одной рукой, а другой может свободно действовать - например, доставать игрушки с полок, открывать ящики, дверцы тумбочек. Будьте осторожны! Не оставляйте ребенка без присмотра - ведь и секунды ему достаточно, чтобы потянуть, допустим, скатерть и опрокинуть на себя горячий чайник...
Если он уже научился самостоятельно передвигаться по комнате, вам надо обязательно проследить, чтобы на его пути не было ничего, представляющего опасность: например, открытых электрических розеток, коробок с лекарствами или домашних химикатов, острых и мелких предметов.
Дети этого возраста активно стремятся овладевать ходьбой, любят, когда их водят за ручку. Надо, конечно, доставлять ребенку это удовольствие. Следите только за его осанкой, чтобы он не "обвисал" и не горбился, водите то за правую ручку, то за левую.
Координация движений совершенствуется и в играх. Малыш подолгу сосредоточенно открывает и закрывает матрешку или какую-нибудь коробку, умеет поставить кубик на кубик. Игра очень долго остается для ребенка его первым "университетом", школой жизни. Она же может служить и своеобразным тестом, показателем уровня физического и психического развития малыша. Так что присматривайтесь к тому, как играет ваш ребенок, помогайте ему, играйте вместе с ним. В этом возрасте обязательно вносите в занятия игрушками какой-то простой сюжет: покормите вместе собачку или мишку, искупайте и запеленайте куклу, покажите, как уложить ее спать. Все свои действия с игрушкой "проговаривайте", объясняйте.
Собственный словарный запас ребенка пока еще невелик, но речь родителей он понимает все лучше и лучше. Побуждайте его выражать свои желания не жестами и тем более не криками, а словами: - Скажи "дай!", скажи "Ляля"...
Одинадцатый месяц жизни ребенка.
К КОНЦУ ЭТОГО МЕСЯЦА ВАШ РЕБЕНОК
...должен уметь:
самостоятельно садиться из положения на животе; подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев (к 10 1/4, месяца); понимать слово "нельзя" (но не всегда повиноваться).
Если вам кажется, что ваш ребенок не достиг одного или более из этих основных показателей общего развития, обратитесь к доктору. В редких случаях задержка может указывать на наличие проблемы, но, как правило, это ни о чем не говорит, и у вашего ребенка все будет в порядке. Недоношенные дети обычно достигают основных показателей позже своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту (тот возраст, который они бы имели, если бы родились в срок), а порой с еще большей задержкой;
...возможно, будет уметь:
играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание; ходить, держась за мебель (курсировать);
...может быть, также будет уметь:
аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев; короткое время стоять без посторонней помощи; отчетливо произносить "папа" или "мама", "дай"; произносить еще одно или несколько слов;
...может быть, даже будет уметь:
хорошо стоять без посторонней помощи; выражать свои желания другим способом, кроме плача; "играть в мячик" (катить вам мяч обратно); пить из чашки без посторонней помощи; пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке); произносить 3 (или больше) слова, кроме "мама" или "папа"; отвечать жестом на короткую команду ("дай это мне" - протягивать руку); хорошо ходить.
Моторное развитие ребенка в 11 месяцев
Этот возраст является переходным периодом от горизонтального положения к вертикальному положению (еще недостаточно устойчивому). Усовершенствование происходит постепенно. Горизонтальное положение ребенок принимает в основном только во время сна. Ребенок поворачивается на один бок, на другой бок и приходит в сидячее положение самостоятельно (чаще всего) или с помощью подтягивания.
Положение сидя. Положение сидя ребенок принимает вполне самостоятельно и свободно, сохраняя устойчивое равновесие (как на горизонтальной плоскости, так на руках у матери). Ребенок может опираться и поворачиваться во все стороны.
Становление на ноги. В этом возрасте большинство детей встает на ноги еще при поддержке, и лишь небольшая часть детей может вставать самостоятельно. Некоторым детям удается сделать несколько шагов самостоятельно, без поддержки. Держась за мебель, они ходят сравнительно неплохо. Затем переходят на ползание на "карачках" и передвигаются с большой скоростью.
Стоячее положение и ходьба. В основном малыш уже умеет стоять без поддержки. Ходьба усваивается очень медленно: сначала необходимо, чтобы малыш "созрел" для того, чтобы спонтанно подняться на ноги и попытаться передвигаться, опираясь самостоятельно. Только после этого периода взрослые должны помогать ему шагать (сначала поддерживая за подмышки, а потом за кончики пальцев). Но самостоятельная ходьба появляется у большинства детей только в 12-14 месяцев.
Если одновременно у ребенка отмечается прогресс в речевом развитии, то новоприобретенная способность ходить может исчезнуть. У многих детей может исчезнуть появившаяся речь. Это объясняется тем, что малыш может концентрировать свое внимание на чем-то одном.
Речевое развитие ребенка в 11 месяцев
Помимо "та-та", "па-па", "ма-ма" большинство детей способны произносить несколько слогов или слов, состоящие из 2 слогов. Речь начинает становиться средством общения: личные чувства и желания ребенок выражает простыми слогами.
Многие дети начинают говорить позже (в 12-14 месяцев), они выполняют простые указания, но не произносят слова (т.е. обладают пассивной речью).
Развитие ребенка в 11 месяцев: социальный контакт
В это время усиливается психическая дифференциация. Дети могут выказывать чувство симпатии или предпочтения, отказа или протеста по отношению к окружающим к лицам, игрушкам, еде. Кроме того, можно заметить чувства гнева, зависти, ревности. Свое неудовольствие ребенок выражает активно (протестом или возмущением) или же пассивно, со страхом.
Вас должно насторожить, если к концу 11-го месяца ребенок:
- не может сидеть, вытянув ножки;
- не пытается стоять, держась за опору;
- не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь.