Мама – главный помощник АВА-тераписта. Статья Е. Жестковой
статьи (аутизм)

Сегодня интервью для сайта СимМама дает Жесткова Екатерина Борисовна, педагог-психолог, специалист по проведению коррекционно - развивающих занятий по системе АВА. Данный вид терапии направлен на обучение и адаптацию детей с РДА и расстройствами аутистического спектра. Согласно зарубежной статистике, в мире диагноз "ранний детский аутизм" ставится каждому 110-му ребенку. Это фактически масштаб эпидемии.
Расскажите вкратце, что такое АВА-терапия, для кого она подходит. Каких результатов можно добиться с ее помощью?
АВА-терапия или Прикладной анализ поведения – направление в психологии и педагогике, имеющее статус самостоятельной научной дисциплины. За рубежом процедуры и методы АВА успешно применяются уже около 50 лет для коррекции нарушений поведения и развития. Основное направление – коррекция нарушений поведения у детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра. Однако принципы, заложенные в основу АВА, всеобщи, и относятся ко всем живым организмам (детям, взрослым, лабораторным мышкам). Результаты, которых можно достигнуть, применяя процедуры АВА, зависят от приложенных усилий. В АВА существуют документированные истории успеха, когда при условии раннего вмешательства и большой интенсивности вмешательства удается достичь полной компенсации отклонения в развитии и включения ребенка в среду сверстников.
Расскажите о вашем опыте работы? Какое образование вы получили? Сколько лет работаете с методикой АВА-терапии?
Я получила образование по специальности педагог-психолог, об АВА узнала впервые четыре года назад, тогда же и начала работать с использованием элементов этой методики как терапист. Сейчас я продолжаю работать в этом направлении, изучать АВА, и имею статус старшего тераписта – то есть человека, который может руководить работой терапистов, вносить изменения в программу обучения, но по-прежнему работает под наблюдением (супервизией) более опытного специалиста. Мой супервизор – Юлия Михайловна Эрц, член Израильской Ассоциации Сертифицированных Аналитиков Поведения (IACBA) и Международной Ассоциации Поведенческого Анализа (Affiliate Member of ABAI), город Петах-Тиква, Израль. Юлия Михайловна - высококвалифицированный специалист и просто очень хороший человек, который много делает для популяризации АВА в России. Подборку материалов по прикладному анализу поведения на русском языке можно почитать в ее блоге ___http://www.autism-aba.blogspot.com/__.
Под руководством Юлии Михайловны я приступила к длительной подготовке к сертификационному экзамену в Международной сертификационной комиссии, чтобы в дальнейшем (если все будет хорошо) получить статус супервизора.
Могут ли мамы, воспитывающие ребенка с диагнозом расстройство аутического поведения, самостоятельно применять методы АВА-терапии? Если да, какое обучение необходимо для этого пройти?
Расстройство аутистического спектра – это первазивное (то есть всепроникающее, затрагивающее всю жизнедеятельность ребенка) расстройство, способное привести к полной дезадаптации. Ни один специалист в течение долгого времени не сможет постоянно находиться рядом с ребенком, поэтому помощь мамы необходима ребенку и педагогам как воздух. Без сотрудничества с семьей, участия мамы любая коррекционная работа теряет большую часть своей эффективности. Идеально, когда работает команда специалистов – есть старший терапист, есть его помощник. Хорошо, когда в команде работают логопед, нейропсихолог. И мама, обязательно мама! за деятельностью команды наблюдает супервизор, советует, указывает основное направление приложения усилий специалистов.
Такая организация работы – идеальна, но почти недостижима и с финансовой точки зрения и с организационной. Потому в упрощенном варианте работает терапист под наблюдением супервизора (это обязательно!), а мама берет на себя такое наиважнейшее направление работы, как подбор и обновление мотивационных стимулов, работа по бытовой адаптации, закреплению и генерализации навыков, то есть применению обученных в классе навыков в бытовых, житейских ситуациях. Это наиболее распространенный вариант работы, встречающейся в моей практике.
В случае, если ребенок живет в небольшом населенном пункте, где нет специалистов, мама может заниматься с ребенком сама, обращаясь за уточнением программы и супервизией один-два раза в месяц. И такие варианты работы тоже дают очень хороший эффект, главное здесь – упорство мамы.
Какие ошибки чаще всего допускают родители, самостоятельно занимающиеся с ребенком?
В коррекционной работе, как и в любой другой деятельности, возможны разнообразнейшие ошибки, которые могут допускать как родители, так и специалисты, особенно, когда речь идет о неречевом ребенке со сложной структурой дефекта. Я, просматривая свои записи первых лет работы, периодически хватаюсь за голову и с высоты уже имеющегося опыта не понимаю, как мы могли так ошибаться.
Одна из наиболее распространенных ошибок – вера в так называемый «пассивный словарь» ребенка. Как это выглядит: аутичный ребенок, погруженный в себя, ходит по кругу и вертит палочку, за ним по кругу ходит взрослый и постоянно что-то объясняет: «Вовочка, смотри: вот цветочек, он красный, весной вырос, а сейчас лето и он цветет, пчелки на него прилетают, жжжжжжжжж, потом полетят в свой домик – улей называется, – и будут делать мёд, а потом мы в магазин пойдем, там на полочке мед возьмем и на кассе денежки заплатим, которые нам папа даст. А папа сейчас на работе, денежки на мед зарабатывает…» Ну и так далее. При этом взрослые искренне верят, что ребенок вычленяет из их речи отдельные слова, соотносит их с предметами и явлениями окружающей среды, и запоминает – пополняет пассивный словарь. И потом он там, внутри своей головы, скомбинирует слова, поймет, что ветер дует не от того, что деревья качаются и в один прекрасный день скажет: «Суп пересолен». Мне эта тактика обучения представляется малоэффективной в случае нарушений развития по аутистическому типу. Я бы определила понятия, которые на данный момент наиболее функциональны, то есть, нужны. Пусть, к примеру, это будет мед и пчелка. Сначала я бы разбила задачу обучения на множество шагов и начала бы последовательно обучать ребенка шаг за шагом. Подготовила бы карточки с изображением цветка, меда, пчелы, улья и обучила ребенка различать на слух эти слова. 3атем подготовила бы серию карточек с изображением тех же предметов, но в другом ракурсе, другой расцветки, на другом фоне и проверила, может ли ребенок различать эти понятия на другом стимульном материале. Параллельно я бы обучала ребенка глаголам: собирать, расти, цвести, лететь. Потом я бы делала соотнесение: «Что может цвести? Правильно, цветок», «Кто может лететь? Правильно, пчела». И так далее, пункт за пунктом.
Вторая фатальная и очень распространенная ошибка – неверная трактовка термина «психологический возраст». Иногда специалисты проводят тестирование, оценивают текущий уровень развития навыков и психических функций и в конце пишут фразу, к примеру: «психологический возраст ребенка соответствует уровню 1 год 2 месяца». Это означает, что развитие ребенка на данный момент примерно соответствует этой точке. И вовсе не значит, что ребенку «как будто бы годик». Это большая ошибка - относиться к ребенку с хронологическим возрастом 5-6 лет так, «как будто бы ему годик», не предъявлять требований (ведь годовалому ребенку никто не предъявляет требований), не привлекать к посильному участию в жизни семьи и вообще, «не мучить лапочку». Ребенок растет, очень хорошо понимает свое привилегированное положение, что конфета есть и можно ее добиться криком и падением на пол, стучанием об пол головой, и потом, когда он уже маме по плечо и весит 45 кг, сделать педагогу «хоть что-нибудь» очень сложно. Одна очень мудрая мама написала в нашей группе АВА на фейсбуке: "Чем меньше мы жалеем его сейчас, тем легче ему будет жить в будущем" - мой изначальный лозунг, его и придерживаемся до сих пор»… Достойно уважения…
Как стимулировать интерес ребенка к обучению?
Мне сложно сказать, как стимулировать интерес – ведь ребенок не сундук, его не откроешь и не посмотришь, есть там интерес или нет. И потом интерес вещь непостоянная, он может возникнуть на 3 минуты при виде новой карточки, а потом опять пропасть. Я за то, чтобы установить с ребенком сотрудничество в процессе обучения. Для этого существует ряд правил, которым нужно следовать. Вот некоторые из них:
- обучать ребенка функциональным навыкам (тем, которые он может использовать);
- использовать активные методы обучения, исключить ситуацию «взрослый говорит -ребенок смотрит в стену»;
- ставить достижимые цели;
- выстраивать задания по «принципу бутерброда»: в начале обучающего сета легкие задания, в середине сложные, в конце опять легкие;
- ввести жетоны и объяснить ребенку принцип: собрал все жетоны – получил приз;
- использовать быстрый темп работы и частую смену заданий;
- чаще менять стимульный материал;
- вести записи фактов нежелательного поведения и отслеживать их частоту. Если частота увеличивается или сохраняется на прежнем уровне – искать «усилители» плохого поведения, записывать видео уроков и смотреть вместе с супервизором;
- постоянно в процессе урока подбадривать и поощрять ребенка похвалой;
- постоянно создавать ситуации успеха для ребенка.
Список можно продолжить Рекомендую прочесть у Юлии Эрц цикл статей «7 шагов установления сотрудничества».
Расскажите, насколько развито направление АВА-терапии в России?
Первыми в России работать в методиках АВА начали специалисты Общества помощи аутичным детям «Добро» в городе Москве. Прекрасный специалист Светлана Сергеевна Морозова перевела ряд пособий на русский язык, написала собственные книги.
В настоящее время процедуры и методики АВА активно используются российскими специалистами, множество материалов переведено на русский язык, работают регулярные курсы обучения специалистов, практические тренинги. Наибольшее распространение система получила, конечно же, в Москве, основная площадка внедрения АВА в Москве - реабилитационный центр «Наш солнечный мир». В Самаре в мае прошли семинары и консультации Юлии Эрц, следующий обучающий блок намечен на октябрь 2012 года.
Как, согласно советам АВА-тарапии, составить распорядок дня ребенка, чтобы добиться наибольших результатов? По сколько часов в день необходимо заниматься с ребенком?
Классическая процедура АВА длиться порядка 30-40 часов в неделю. Чтобы набрать такое количество часов, мы занимаемся с ребенком в два подхода: 3 часа утром и 2-3 часа вечером с одним выходным днем. Не обязательно заниматься АВА в таком объеме, возможно решать конкретные поведенческие проблемы за меньшее количество часов, тут все индивидуально.