Обучение речи. Логоритмика
Развитие речиЯ много слышала и читала о то, что отдел мозга, отвечающий за моторику, находится там же, где и отдел мозга, который отвечает за речь. Следовательно, для развития речи очень полезно делать упражнения на моторику . Развивая одно, мы развиваем другое. То есть, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Поэтому я немного переживала, когда Ева не ползала (Доман вот советует вообще с рождения приучать ребенка к ползанью), но теперь мы занимаемся с ней ежедневно, совершенствуя навык, ведь все это приведет в действие речевой аппарат.
Но есть и обратная сторона развития. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, крупной и мелкой моторики. Очень важно читать детям! Читать с удовольствием и как можно чаще, сейчас детям это пригодится в развитии физическом, потом с воображением и далее со словарным запасом!! И даже если вам кажется, что они вас не понимают и не слушают, они вас все равно слышат! Не обязательно читать только детские стихи. Мой муж вот не любит их и с рождения читал дочке томик Блока))) Хороший слог и ритм помогает выработать правильный темп речи у ребенка, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память.
Недавно я прочитала о логоритмике. Она способствует развитию речи. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Логопедическая ритмика включает в себя:
- ходьбу в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнения на развитие мелкой моторики.
В блоге Алены есть очень интересный пост с упражнениями для самых маленьких ! Продублирую сюда:
"Все упражнения мне подсказала моя подруга, логопед-дефектолог по образованию. Речевой двигательной ритмикой можно заниматься с младенческого возраста.
Вот наши упражнения.
Занятия нужно начинать с гласных в определенной последовательности.
Гласные нужно произносить:
- длительно по времени и громко по звучанию
- кратко по времени и громко по звучанию
и
- длительно по времени и тихо по звучанию,
- кратко по времени и тихо по звучанию (но не шёпотом)
1) «А»
Берем малыша за ручки и разводим в разные стороны по горизонтальной прямой.
Я чередую три длинных и три коротких звука.
Когда «А» тянем «А-а-а-а-а» (в конце немного повышая интонацию голоса) движение руками делаем медленно.
Когда «А» произносим коротко и быстро, движение соответствующие. В данном случае на одно короткое «А» одно движение руками.
Принцип работы с другими звуками такой же.
2) «О»
Ручки малыша разводим в разные стороны и описываем окружность снизу вверх.
Чередуем три длинных и три коротких звука.
3) «У»
При произношения этого звука нужно ручки малыша согнуть в логтях и затем вытянуть вперед. Но, честно говоря, согнуть в логтях у нас не получается, дети активно сопротивляются и нервничают. Поэтому я просто вытягиваю ручки вперед и немного под углом.
Чередуем три длинных и три коротких звука.
4) «Э»
Исходное положение как при «А» через стороны на плечи.
Чередуем три длинных и три коротких звука.
5) «И»
Ручки малыша тянем по прямой вверх.
Чередуем три длинных и три коротких звука.
6) «Ы»
Пальчики сгибаем в кулачки и описываем ручками малыша небольшие круги в воздухе.
Чередуем три длинных и три коротких звука.
Интересно, что, если заниматься регулярно, то в дальнейшем, дети первыми произносят звук стоит начать делать соответствующие движение ручками))
Еще важно, чтобы ваша артикуляция была четкой. Малыш должен смотреть на вас и, по возможности, не отвлекаться. По времени это 1,5-2 минуты максимум, но несколько раз в день, когда будет соответствующие настроение. Со стороны, конечно, все это выглядит презабавно и неподготовленных наблюдателей очень смешит. Папа наш иронизировал, а потом втянулся и теперь занимается с дочками сам)))
Далее идут дифтонги и согласные."
Надеюсь пост оказался вам полезным, мы пошли заниматься, далее буду еще искать упражнения на развитие речи.