Интересно...
моя семьяКак воспитывать мальчиков.
Мальчик – не девочка.
Трудно быть мужчиной? Мужчина за все в ответе: за семью, за дом, за Родину. Трудно быть мальчиком: хочется быть за все в ответе, быть защитником и заступником. А приходится все время оправдываться. То сделаешь не так, это не так. Все время тебя поправляют, ругают и обижают. Говорят: «Мал еще, не твое дело, не дорос». Или: «Вот вырастешь – будешь самостоятельным. А пока ты никто и будь послушным». Главное – «Будь послушным», «Сделай, что велят». Все мальчики знают – будешь всех слушаться – таким и вырастешь, и никто не будет тебя уважать. Они ведь мудры, мальчики. Они не спорят со взрослыми. Они думают: «Не хотите, чтобы мы дрались, считайте, что мы уже осуждаем драчунов. Ну что же с вами спорить».
Мальчики – это заступники и защитники. Каждый из них защищает свое (дом, друзей, Родину), каждый готов заступиться за обиженного и слабого.
Один мальчик, сын врача, попал однажды в трудную ситуацию. Соседский мальчик, намного старше и сильнее, стал его задирать: «Мой папа сильнее твоего, он твоего отца может запросто побить». Как такое снести? А как защитить отца? Мальчик не стал драться. Он сказал: «А мой папа может твоего вылечить».
Мальчики – не герои. Им страшно, когда их ругают. Хвалите мальчика каждый раз, когда он кого-то защитил, за кого-то заступился. Кто не радуется, когда встречает повзрослевших мальчиков, которые говорят: «Сколько я могу тянуть с родителей деньги? Я пойду работать сам и сам себя буду кормить».
Мальчики – заступники, защитники, кормильцы. Хвалите их.
Уважаемые папы, помните!
ü ü Мальчик хочет быть хорошим, но не любит, когда его прямолинейно воспитывают, его раздражают слова! Воспитывайте делом и личным примером!
ü ü Если отец всегда недоволен, нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать неуверенность и неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков.
ü ü Мальчику необходим опыт успеха. Приобрести его он может с вашей помощью. Создавайте, придумывайте ситуации для сына, где он, несомненно, добьется успеха. Замечайте успех сына, хвалите почаще.
ü ü Если вы хотите чего-то добиться от своего сына, надо ему это привить, а значит, лучше всего «заразить» своим делом. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
ü ü Мальчики не меньше девочек нуждаются в родительской ласке и телесном контакте с ними. Отец может похлопать подростка по плечу, потолкаться с ним, побороться. Дети, которые регулярно видели проявления любви и привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней безопасности.
ü ü У отца с сыном должны быть свои мужские секреты. Совместные прогулки, увлечения, рыбалка и т. п. дают почувствовать сыну, что он «свой парень».
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕВОЧКУ.
СОВЕТЫ ПАПАМ
У вас есть шанс поработать над пресловутой женской логикой. Развейте в дочке настоящую - при помощи ребусов, логических задачек, головоломок. Нестандартно мыслящая женщина - находка.
Займите ребенка спортом. Пара приемчиков борьбы и скрипачке не помешает.
На папе девочка может шлифовать свою женственность и репетировать «заботу о ближнем»: разогреть ужин, пришить пуговицу. Отцы от этого млеют. Если дочь сама не догадывается похлопотать около папки, он может деликатно на это намекнуть.
Балуйте свою девочку, и маленькую, и когда она вырастет.
Не бойтесь приласкать дочуру из опасений «растлить» малолетку - вы для нее по определению не сексуальный объект. А вот отсутствие с вашей стороны привычных для нее с детства поцелуйчиков в нос, поглаживаний по голове девушка подсознательно может расценить как неприятие ее изменившейся внешности. В этом возрасте у девочек закладывается представление о себе как о самой обаятельной и привлекательной для противоположного пола. И папа может очень поддержать дочь.
СОВЕТЫ МАМАМ
Учим дочку ухаживать за собой, даем мастер-классы, «как быстро сделать талию тонкой, а косу - толстой».
Полезно вместе играть в «дочки-матери», но наоборот (мама в роли дочки, а дочка в роли мамы), и параллельно мести квартиру или варить борщ. Отличный способ незаметно вовлечь дочь в домашние дела.
Меньше драйте кастрюли. Лучше обзавестись нетрадиционным для женщины хобби (катанием на роликах или верховой ездой). Дайте дочке лишний пропуск в мир мужчин. Умным женщинам не стоит делать вид, что дискриминации по полу не существует.
Главный феминистский тезис «Все мужики - козлы» не для тех, кто хочет обеспечить дочери счастливое супружество. Всячески поддерживаем авторитет отца или любого другого мужчины в семье (дедушки, дяди, брата, друга дома).
Дайте дочке в приданое приличное образование.
О различиях младших школьников, мальчиков и девочек.
Ø Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
Ø Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
Ø Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
Ø С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Ø Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
Не забывайте, то ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
Ø Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы - педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
Ø Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.
Ø Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Ø Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
Ø Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
Ø Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Ø Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Ø Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Ø Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.