Что и как развивать в период с 9 - 12 мес.
Полезная информацияМожет кому пригодится.
Воспрятие.
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Совершенствовать зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Предлагать послушать звучание барабана, дудочки; гладить, мять предметы из разных материалов; учить различать холодную и теплую воду. Учить понимать что шарик катится, проваливается в другую лунку (интересно каким способом), что на кубик можно поставить другой кубик и т.п.
Игры: Прдлагать озвученные взрослыми или "говорящие" игрушки ("Чудесный мешочек"), проводить игры-развлечения ("Ладушки", "Прятки").
Развитие речи.
Расширять ориентировку в окружающем, способность понимать речь взрослого. Закреплять умения находить предмет в разных местах комнаты; определенную игрушку среди других игрушек (с 9 мес); выполнять простые поручения ("Найди куклу", "Покорми собачку"); понимать, что одно и тоже слово может обозначать предметы, отличающиеся по разным признакам: куклы в разных платьях, собачки разного размера и т.п. (к 11- 12 мес.)
Активизировать выполнение одного и того же действия с разными игрушками (укладывать спать куклу, мишку, зайца и т.д.)
Учить узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом. вызывать эмоциональный отклик на художественное оформление картинок. Учить понимать смысл слов можно - нельзя, хорошо - плохо.
Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым словам (10 месяцев), пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий (собачка - ав-ав, спит - бай-бай) и первыми полными словами (мама, папа, дядя, баба и т.д.).
Игры: Организовывать показы сюжетны игрушек в различных действиях, наблюдения за живыми объектами (котенок, цыпленок) (интересно где их взять). давать детям поручения ("Возьми мячик!" и т.д.). Способствовать укреплению дружелюбного отношения ко взрослым и детям, вызывать радость от восприятия живого объекта. Формировать предпосылки эстетического отошения к игрушкам и предметам.
Развитие движений.
Совершенствовать ранее освоенные движения. К 10-11 месяцем учить ходить, придерживаясь за предметы, переходить от одного предмета к другому; ходить при поддержке за обе руки, подниматься и спускаться по лестнице и с горки, приседать на корточки, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать и опускаться.
Игры: закреплять умение детей стоять и ходить, ориентироваться в окружающем пространстве ("Найди по голосу (кошку)", "Достань с горки игрушку", "Собери раскатившиеся шарики", "Догони собачку" и др.).
Поддерживать и закреплять чувство удовлетворения от совмествных действий , радостного сопереживания.
Развитие действий с предметами.
Способствовать достижению определенного результата в действиях с предметами: вкладывать один полый предмет в другой, открывать и закрывать коробки, выдвигать и задвигать ящики, снимать и нанизывать кольца на стержень, накладывать кубик на кубик, втыкать грибки в отверстия специального столика. Организовывать игры с дидактическй коробкой.
Учить выпонять первые игровые действия с сюжетными игрушками: "Покачай, покорми, потонцуй...".
Развивать движения пальцев, предлагая собрать кусочки ваты, бумаги и т.д. катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни. Предлагать действия с предметами разного размера.
Игры: эти же задания предлагать для игр.
Музыкальное восприятие.
Способствовать возникновению у детей чувства удовольствия при восприятии вокальной и инструментальной музыки. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (веселая-спокойная, быстрая- медленная). Побуждать интерес к звучанию маталлофона, флейты, пианино и др.
Побуждать подражать отдельным певческим интонациям взрослого (а-а-а..), откликаться на песенно-игровые действия взрослых ("Кукла пляшет", "Сорока-сорока", "Прятки"), по-разному реагировать на музыку плясового характера, состоящую из двух контрастных частей (медленная и быстрая). Побуждать детей активно и самостоятельно прихлопывать в ладоши, помахивать рукой, притопывать ногой, приплясывать, ударять в бубе, играть с игрушкой, игрушечным роялем.
Примерный музыкальный репертуар:
"Весело-грустно", муз. Л.Бетховена; "Ласковая просьба", муз. Г.Свиридова; "Смелый наездниик", муз. Р. Шумана; "Верхом на лошадке", муз. А. Гричанинова; "Колыбельная", "Петушок", муз. А. Лядова; "Колыбельная", муз. Н.Римского-Корсакова; "Полька", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неополитанская песенка", "Игра в лошадки", "Мама", муз. П.Чайковского; "Зайчик", муз. М.Старокадомского; "Зайчик дразнит медвежонка" муз. Д.Кабалевского. Рус.нар.песни: "Петушок", "Ладушки", "Идет коза логатая", "Баюшки-баю", "Ой, люлюшки, люлюшки"; прибаутки, скороговорки, пестушки и игры. "устали наши ножки", муз. Т.Ломовой и т.д.
Источник: "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой.