Гузель Яхина. Дети мои
книги / музыка / фильмы
Дочитала (на самом деле, дослушала) "Дети мои" Гузель Яхиной.
Язык автора, без сомнения, заслуживает уважения. Настолько подробное прописывание деталей, настолько яркие иной раз детали, что перед глазами появляются живые образы, а собственный язык кажется косным и деревенским..
Однако, сильного восторга книга у меня не вызвала.
Я специально не читаю ни аннотации, ни отзывы до самостоятельного прочтения. Всё, что влияет на моё восприятие - это манера чтеца. В отличие от Зулейхи, в этот раз читал мужчина. Мягкий, успокаивающий голос, ассоциирующийся теперь с голосом самого Баха (даже вздрогнула, когда вдруг у детей в плеере услышала этот же голос, повествующий о Пчёлке Майе).
Так вот поначалу книга увлекла, завязка показалась интересной, но потом поймала себя на мысли, что всё время хочется поторопить автора, опустив часть ненужных подробностей - например, прорисовывание мёртвых телят.. Да, художественная прорисовка и всё такое, я понимаю.. Но за этими мельчайшими подробностями иной раз не угадывалась, терялась суть. Возможно, я утратила сноровку распознавать мораль, но после некоторых глав хотелось сказать - к чему это было? Наверное, у автора была какая-то задумка, и всё в книге не просто так, но мне кажется, иногда автор слишком увлекалась и уводила читателя далеко не в ту степь.
Я не поняла, к чему был морок в саду Удо Грима, к чему эти намёки на то, что сказки Баха сбывались - т.е. вся вот эта вот чертовщина, с одной стороны, и с другой - сцены с вождями, сначала с умирающим одним, потом - с другим. Кто есть кто, понятно. Но к чему там они? Ради метафоры и параллели, что политика играет жизнями людей, как бильярдными шарами? Как-то слишком просто. И ради этого вряд ли стоит столько страниц прописывать сцены со Сталиным...
Однако, сама история мне понравилась. Мне понравилась борьба внутри главного героя, понравилась тема "отпускания" сначала маленького, а затем взрослого ребенка, тема принятия чужого ребенка (обоих детей). Чуть менее понравилось как прописана история взаимоотношений Баха и Клары. Почему они сбежали? почему не поженились? почему, сбежав, имели такие странные отношения (зачем, спрашивается, тогда сбежали?) Однако, поразмыслив, находишь ответы на многие вопросы - се ля ви. Такая жизнь и никто не виноват, что иногда происходит так, как происходит. Вот Зулейха не умерла в родах благодаря доктору, а Клара - умерла. И мы не знаем, что было бы, если бы они остались в Гнадентале. Возможно, умерла бы всё равно...
Однако, я с трудом понимаю, как он мог какое-то время хранить у себя в сарае, пусть и в кадке со льдом труп человека, пусть и любимого.. Гротеск.
Я честно говоря, ожидала, что Бах вспомнит своё учительское прошлое (всё-таки навыки профессии остаются с человеком навсегда), оказавшись в детдоме, и заговорит, и окажется полезным, и восстанет из стариков. Ан нет. Не вышло. Уже не вышло.
Таким образом, книга-то неплохая, но на мой взгляд, немного сыроватая, и могла бы быть отличной, почисти её автор от излишне затянутых сцен, ненужной мистики, сцены со Сталиным связав с судьбами людей.. Получилось бы не так скучно, как сейчас. Но автор решила оставить так, как решила. В любом случае, чувствуется огромный труд и за это спасибо!