Очередная статья про школьную систему.
Нашла на сайте В. Леви. Там еще много интересного лежит.
http://www.levi.ru/houses/playground/school/kosmina/kosmina_school.php
<...>Удивительно, почему в школе подсказывание считается преступлением. "За подсказки накажу и тех, и других". То есть и того, кто распят у доски, и тех, кто пытается спасти одноклассника от расправы. Весь класс должен сидеть и наблюдать безучастно-насмешливо, как допрашиваемый корчится под вопросами учителя. Каждый сам за себя. Солидарность наказуема не менее, чем преступление. Это - философия Режима.
А если бы жизнь в школе перевернуть с головы на ноги? Если бы дети ежедневно помогали друг другу? Если бы тот, кто прошел материал, растолковывал бы его следующему? Кажется, потеря времени, кажется, он мог бы за это время в собственных упражнениях подналовчиться, на следующую тему перейти. Так нет же! Зачастую формально, поверхностно понятое, знание стирается, как только закрывается учебник. А растолкуй его кому-то помладше, а то и ровеснику, попутно и сам разберись в деталях, открой неожиданно, что и сам половины недопонял, повтори непонятливому раз-другой, наполни скучные формулы теплом человеческим отношений - поймешь этот материал на другом уровне, построишь, сделаешь свое знание, как говорят в Парке. Так устроен человек, что перенимает он знания лучше всего от человека - не с листа, не с экрана. Эмоциональные зацепки, как гвоздики для картин, держат образы, идеи и формулы в нашей памяти. И эта система взаимного обучения, повторяющая естественный процесс домашнего взаимообучения братьев и сестер языкам, домоводству и ремеслам, была известна сотни лет назад. Почему же мы перестроили ее на скучно эгоистичную идеологию потребления без передачи?
- Самая большая и опасная ошибка школы - отнятие у детей права отдавать. Отдавать не тем, кто проверяет, а тем, кто еще не знает, - говорит Ольга Леонтьева. - Выучил параграф, пересказал его учителю, получил отметку, но ни для кого не стал более значимым, ценным человеком. Другое дело, когда один ребенок чему-то научился, а другой попросил объяснить. Они становятся интересными друг для друга людьми, объясняющий чувствует себя значимым человеком.
Такие живые взаимоотношения старших и младших, естественные в семье, были разрушены очень давно, с появлением классно-урочной школы. Их нужно заново создавать. Не для того, чтобы старшие присматривали за младшими, а для того, чтобы каждому ребенку дать шанс стать для кого-то помогающим, мудрым, опытным старшим... Детям так важно испытывать это чувство! Когда в Парке появляются новенькие, на них просто набрасываются многочисленные "старенькие" опекуны, и новички теряются - не от травли, как обычно, а от сверх-интереса и гиперопеки.
- Возможно, ошибка традиционной системы обучения лежит именно в установке на то, что учащийся должен что-то взять... Ведь зачем учиться, если это никому, кроме тебя, не нужно? Картины пишут, чтобы на них смотрели другие, стихи - чтобы их читали. Доктором становятся, чтобы лечить людей, а поваром - чтобы вкусно кормить. Если это так, то школу мы должны создавать не как место, где можно получать образование, а как возможность расширения своей нужности для других. Ведь ясно, что главное в жизни - найти место, где ты кому-то нужен. Только тогда и будешь счастлив.<...>
P.S. Из другой статьи, про отличников:
"В 10-12 лет вообще трудно выбрать направление развития - интересно и то, и се, хочется попробовать себя во всех областях человеческой деятельности, а если в начальной школе познавательная активность подменена тщеславием - самоопределение невозможно. Даже когда такие дети начинают заниматься спортом, танцами или музыкой, их интересует только результат в виде признания, а не процесс творчества, не преодоление себя и творческий результат.
При теперешнем подходе к образованию, когда для окончания девятого класса школы ребенок должен знать на память "правильные" ответы на все вопросы по 15 предметам, включая теоретический курс физкультуры и кулинарии, о нормальном развитии не может быть и речи. Уже сейчас в 6-7 классах гимназий и лицеев по восемь уроков в день, так как сократить курс химии или физики в гуманитарной гимназии и за счет этого увеличить количество часов на изучение языков школа не имеет права. Ей предписан "базовый компонент", т.е. изучение всех предметов в полном объеме.
На выходе из школы мы получаем нелюбопытных, измученных бесконечным выполнением бессмысленных требований, набитых бесполезными знаниями людей. По инерции они поступают в вузы, часто "престижные", так как все время учебы в школе им внушали, что это и есть заветная цель всех усилий, а количество поступивших повышает статус школы. Часто, опять же по инерции, они хорошо в этих вузах учатся, но, окончив наконец учебу, не могут понять: а дальше-то что? Творческий импульс убит, познавательная активность - тоже, осталась привычка к похвалам преподавателей и родителей и к труду - благородная, на мой взгляд, лишь тогда, когда труд осмыслен и радостен. И эти бывшие медалисты со скукой в глазах, ждущие указаний от мамы (от наставников) - стандартный продукт наших самых тщательных и упорных педагогических усилий."
Точнее не скажешь!
Пора заводить цитатник, и копипастить туда избранное, ибо забудется.