Чтение как леность мысли, или две стороны одной медали.
РазмышлизмыНичто в жизни не имеет однозначно-положительного или однозначно-отрицательного значения, каждое явление обладает совокупностью признаков, которые в определенных обстоятельствах хороши, а в иных - плохи. Недостатки являются продолжением достоинств. Только доза отделяет лекарство от яда. На эту тему можно вспомнить еще с полсотни прописных истин.
Однако глубинное осознание этого феномена приходит далеко не всегда, и в основном касается частных проявлений. Во всяком случае, у меня это так :))) Время от времени всплывают вещи, к которым у меня по сей день "однозначное" отношение.
Скажу еще раз о чтении. С одной стороны, читая мысли умных людей мы сливаемся с неким общечеловеческим разумом, приобщаемся к плодам его деятельности (то же самое, между прочим, происходит и при любом другом общении, там, где сталкиваются две личности, два опыта, два мировоззрения, правда, процесс в разных случаях идет с разной эффективностью). Но это несет и опасность.
Обратимся к биологии. Есть такое понятие как симбиоз - взаимовыгодное сожительство. Но бывает и другая форма сосуществования, паразитирование, когда паразит ничего не производит для блага хозяина, питается его соками и отравляет своими выделениями. Когда баланс в обмене "питательными" веществами смещен, это плохо для обоих сторон. Хозяин не получает того, что он мог бы получить от своего сожителя, а паразиту, на первый взгляд, весьма комфортно: ведь он живет на всем готовеньком!
Но вспомним, во что превращаются паразиты в процессе эволюции: простые организмы, абсолютно зависимые от хозяина, многие ранее существовавшие жизненные системы и функции отмирают за ненадобностью.
Паразитирование на чтении без параллельной усердной работы мысли (без привнесения чего-то своего в организм единого сверхразума) приводит к деградации мышления, некритическому восприятию информации, зависимости от "авторитетов" и "учебников".
Правда, в силу того, что чтение сейчас не является преобладающей формой "приобщения к сверхразуму", основная масса людей, податливых на лозунги и рекламу, берется из паразитирования на других формах: общении, интернете, телевидении.