Две цивилизации.
РазмышлизмыДва сосуществующих ныне подхода к детям можно условно обозвать "агрономическим" и "технологическим".
Первый рисует в уме картинку опытного огородника, обеспечивающего своим питомцам нужные им условия (надо еще учесть, что семена, из которых он выращивает растения, ему неизвестны, поэтому заранее об оптимальных условиях он не знает), чутко прислушивается к их потребностям, умеет ждать, верит в то, что всему живому присуще стремление к росту и развитию, а также в то, что любовь может сотворить с огородом чудеса (наша бабушка, например, именно такой огородник, свой участок земли она искренне любит)).
Второй, механистический, технологический подход долгое время был самым распространенным. В нем постулируется, что для того, чтобы у ребенка появилось какое-то желаемое качество, нужно пройти определенный алгоритм по пунктам. Делаем а), б), в), и, если вы все правильно сделали, вуаля, ваш ребенок приобрел желаемое качество. Ребенок в этом подходе воспринимается как объект воздействия. К этому подходу относятся вопросы: "Как отучить ребенка от груди?" "Как приучить к своей кроватке" "Как приучить убирать за собой?" "Как заставить делать уроки?" и вообще все вопросы приучения/отучения. В этом подходе у нас в сознании есть образ желаемого ребенка, которого мы хотим получить на выходе ("чертеж"), и в соответствие с этим чертежом мы, планомерно прикладывая усилия, высекаем из предоставленного "сырого материала" нужное. В "сыром материале" (ребенке самом по себе, до-воспитания), в соответствии с этим подходом, нет никакого внутреннего содержания, однако он, как выясняется, может лучше или хуже подходить под исходный "чертеж". Если материал совершенно не подходит, "деталь", изготовленная по "чертежу" из этого материала, совершенно никуда не годна, что ж, на ходу меняем "чертеж" на более другой, возможно, более подходящий, и действуем уже в соответствии с ним.
В чистом виде подходы, как всегда, почти не встречаются, все мы - та или иная их комбинация, однако тяготение в одну или другую сторону проследить можно.