Подготовка к школе
В настоящее время большинство детей дошкольного возраста посещают детские ясли-сады. Детское дошкольное учреждение является хорошим подготовительным этапом к жизни ребенка в школьном коллективе. Здесь дети пополняют свои знания, формируют идеи, вкусы. Однако родителям не следует передоверять полностью воспитание ребенка дошкольному учреждению. Именно родители должны быть и всегда оставаться первыми и главными воспитателями ребенка. 
Готовить ребенка к школе, как и к жизни в последующих возрастных периодах, необходимо в игровой манере. Для этого подходит любая правильно организованная игра. Складывание кубиков требует ловкости, конструирование с использованием разнообразного строительного материала развивает столь важное качество, как сообразительность, игра в шахматы приучает к концентрации внимания, тренирует резвость ума. Главная польза игр в том, что они требуют физических и умственных усилий, а с точки зрения формирования характера каждая из них приучает детей стремиться к победе, не унывать при поражении. У современного ребенка очень много игрушек. К некоторым из них он не прикасается месяцами. Вновь приобретенная игрушка быстро надоедает, способна вызвать интерес в лучшем случае на несколько дней, а то и часов или минут. В определенной мере это связано и с тем, что игрушки покупаются бездумно, выбираются по принципу: что дороже, то лучше. А это далеко не так. Дорогостоящая электрическая железная дорога вызовет интерес у ребенка не надолго, так как нажимать на кнопки, чтобы она бегала, процесс не творческий. Гораздо интереснее и полезнее заняться с простыми инструментами и материалами, приобретенными в магазине «Сделай сам» (таких материалов там можно подобрать множество), особенно если с ребенком будет мастерить кто-нибудь из родителей. Поэтому ценными игрушками следует считать только те, которые развивают в детях смекалку, изобретательность, ловкость, творческие возможности.
Когда же начинать готовить ребенка к школе? По данным ученых, даже в крупных городах страны, где дети развиваются быстрее, около 20 % семилетних детей еще не готовы к школьному обучению. В то же время многие шестилетки уже способны усваивать школьную программу. Дело в том, что головной мозг у детей-дошкольников растет очень быстро. К 5-6 годам у 85- 90 % детей он практически достигает конечной массы. Перелом в скорости роста мозга наступает в большинстве случаев в 6 лет, когда замедление его роста совпадает с изменением качества деятельности, он перестраивается на переработку информации, и дальнейшее развитие ребенка нуждается в интенсивном ее поступлении. При недостаточной умственной нагрузке в этот период происходит некоторая задержка психического развития, которая не всегда в дальнейшем компенсируется. Если обучение начать слишком рано до готовности мозга, можно нанести вред детскому организму, вызвав срыв высшей нервной деятельности - невроз. Практика убедительно показывает, что у ряда детей, родившихся ослабленными (недоношенность, патологическое течение беременности или перенесенные матерью в этот период острые заболевания, чрезмерные физические нагрузки, психические травмы, алкоголизм отца и особенно матери), отстающих в росте, имеющих различные функциональные нарушения (логоневроз, другие невротические реакции), часто и длительно болеющих, может быть задержка в психическом развитии, хотя выраженных отклонений в умственной деятельности и эмоциональной сфере нет. Такие дети в 6, а порой и в 7 лет не обладают функциональной готовностью к школе, в связи с чем плохо адаптируются к ее условиям. У них недостаточно развиты такие психофизиологические функции, как анализ и синтез получаемой информации, речевое выражение мыслей, знаний, понятий, тонкая координация и дифференциация движений пальцев рук, без которых обучение в школе затруднено. Восприятие школьного материала для такого ребенка представляет сверхтрудную задачу. В первом классе он сильно будет уставать, ему трудно будет успевать за классом. И если дома ребенка будут заставлять усиленно заниматься, чтобы выполнить школьные требования, у него может наступить резкое переутомление, поэтому отбор детей для поступления в школу проводится индивидуально.
Перед поступлением в школу определяется их функциональная готовность к обучению. Специальная комиссия в составе детского врача, педагогов дает ребенку задание, по качеству выполнения которого судят о его «школьной зрелости». Предлагается нарисовать в общих чертах человека, срисовать четко написанную фразу, состоящую из 3 слов, и группу точек, вырезать круг, нарисованный на бумаге, произнести специально подобранные слова. Оценка качества выполнения задания позволяет комиссии сделать заключение, готов ли ребенок к школе или его следует еще на год оставить в детском дошкольном учреждении, если он его посещал. Ну а до этого можно и нужно с помощью специальных упражнений постараться ускорить развитие у ребенка школьно необходимых функций. Готовить к школе необходимо всех детей, и прежде всего тех, которые не посещают дошкольных учреждений. Специалисты советуют приступать к ежедневным занятиям с ребенком, как только ему исполнится 5 лет. Важно, чтобы занятия были именно ежедневными, как в школе.
В процессе подготовки ребенка к школе следует развивать разнообразные движения кистей и пальцев руки, без чего будет трудно освоить письмо. Для этого ребенка необходимо продолжать обучать рисованию, аккуратному и четкому раскрашиванию картинок, перерисовыванию. Полезно стимулировать рисование с натуры. Пусть малыш рисует все, что подскажет ему фантазия. Детский рисунок является показателем зрелости и самого ребенка, и его кисти. С помощью рисунка он выражает свои эмоции, наблюдения, мысли. К началу школьного обучения дети, рисуя человека, должны сами (без подсказки) отразить все подробности и детали строения его тела. Схему изображения тела человека из 6 элементов (голова, туловище, руки и ноги) они осваивают примерно к 4-5 годам, а на 6-м году должны уметь изобразить и мелкие детали (волосы, уши, глаза, нос, рот, пальцы).
Сложные мелкие движения кистей и пальцев хорошо развиваются при копировке написанных букв. Когда ребенок рисует, раскрашивает, перерисовывает, необходимо следить, чтобы он правильно держал карандаш, фломастер, кисточку. Очень полезно лепить из пластилина, вырезать из бумаги или картона и с помощью клея мастерить различные предметы, фигурки, вырезать из сложенной в несколько слоев бумаги кружевные салфетки, делать бумажные кораблики или самолетики, переводить картинки. Ножницы, которыми пользуется ребенок, должны иметь закругленные концы, хотя и быть достаточно острыми. Не менее важное значение имеет наклеивание, выпиливание, вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц, то есть выполнение различных мелких трудовых операций. Целесообразно заниматься и конструированием из мелкого строительного материала.
Специалисты рекомендуют 1-2 раза в неделю проводить занятия по специальной подготовке руки к письму. Не надо учить писать буквы или цифры. Ребенок должен усвоить с помощью написания отдельных их элементов движения пальцев и кистей. Такие занятия одновременно будут воспитывать внимание, сосредоточенность, усидчивость, то есть те качества, которые потребуются от ребенка в школе. Вначале малышу следует показать, как должны двигаться при выполнении данного элемента пальцы и кисть, затем отработать с ним эти движения в воздухе, потом предложить перерисовать этот элемент по пунктирным линиям, заранее подготовленным взрослым. Необходимо иметь в виду, что 5-6-летний ребенок не может писать непрерывно более 3 минут. Через каждые 2-3 минуты нужен перерыв для отдыха и физкультуры для кистей и пальцев, которые рекомендуется поочередно сжимать и разжимать.
Во время занятий важно приучать ребенка не торопиться и выполнять задание аккуратно. Осваивать более одного элемента в неделю нецелесообразно. Занятие может длиться 20-25 минут. Еще раз хотим подчеркнуть, что развитие тонких движений пальцев и кистей способствует развитию мозга и речи.
Учить читать детей в дошкольном возрасте нетрудно. Они легко запоминают сначала целые слова, а затем начинают различать в них буквы. Однако важнее научить ребенка связно рассказывать, помочь ему освоить необходимый запас слов.
Учеба - это первая сознательная трудовая деятельность. Она требует внимания, прилежания, упорства, умения завершить начатое дело. Эти качества надо воспитывать изо дня в день.
Готовя детей к поступлению в школу, следует постепенно систематизировать их знания. К этому возрасту они уже имеют представления о большинстве явлений природы и общественной жизни. Но эти представления нередко поверхностные, а иногда и неточные. Поэтому будущему школьнику необходимо объяснить суть тех явлений, с которыми он сталкивается. Его надо ознакомить с назначением культурно-бытовых учреждений - библиотеки, почты, магазина и др.; рассказать ему, чем занимаются работающие в них люди, что отличает их профессии от других, каков результат их труда, какую они приносят пользу народу. Отдельно следует познакомить ребенка со школой, и не только с ее общим видом, помещениями, а главным образом с назначением, задачами, методами работы. Необходимо заострить внимание на значении коллективного труда, показать его преимущества, взаимную помощь людей при выполнении трудового действия. И самое главное, ребенок должен понять, что всякий труд полезен и почетен, что в любых условиях нужно бережно относиться к результатам человеческого труда. Важно внушить дошкольнику, что хорошо трудиться и выполнять порученное дело могут лишь те люди, которые ему обучены и продолжают постоянно совершенствовать свои знания и навыки, и тем убедить его в необходимости и значении учебы.
Четкие и правильные представления ребенка о явлениях природы и человеческого общества облегчат ему усвоение школьной программы.
Понятно, что родители, не имеющие специальной подготовки, не могут проводить занятия с ребенком дома так последовательно, как это делается в подготовительных группах дошкольных учреждений. Но не это главное. Важно, чтобы мать и отец стремились в простой, доступной форме обогатить представления ребенка обо всем том, с чем он повседневно сталкивается, а для этого достаточно их знаний и жизненного опыта.
Желательно использовать в занятиях различные положительные примеры, стараться развить у ребенка интерес к ним, стремление подражать, помочь выбрать образец для подражания. Это будет способствовать созданию у ребенка своего образа положительного человека.
В школе ребенок постоянно будет тесно окружен товарищами. В связи с этим важно воспитывать у него общительность, уступчивость, способность прийти на помощь другому, когда он в ней нуждается. Ему следует внушить необходимость быть всегда правдивым и искренним не только со взрослыми, но и со своими соучениками. Школьник будет соприкасаться с различными детьми, поэтому у него должно быть воспитано и чувство деликатности. Ребенку не просто понять, что правдивость не всегда должна быть прямолинейной, что в отдельных случаях, чтобы не обидеть человека, нужны сдержанность и деликатность. Еще раз хочется отметить роль отца в воспитании детей. Он, несмотря на свою занятость, должен найти время для общения с ребенком, постоянно присутствовать в его жизни, участвовать во всех видах его деятельности. Особенно реально это в вечернее время, праздничные и выходные дни.
Школа предъявляет высокие требования к здоровью ребенка. Учебные программы насыщенны и требуют напряженной умственной работы ученика. Поэтому ребенку, пропустившему из-за болезни несколько недель, а тем более месяцев, трудно потом справиться с учебой. Укреплять здоровье и выносливость детей необходимо заранее, не менее чем за год до поступления в школу. В первую очередь самое серьезное внимание надо уделить соблюдению режима дня. Это поможет воспитать у будущего школьника чувство времени. Режим следует максимально приблизить к тому, который будет у ребенка, когда он пойдет в школу. Подъем в 7 часов, утренняя гимнастика, водные процедуры, подготовка к завтраку. Завтрак в 8 часов. Через час после него можно начинать занятия по подготовке к школе. Целесообразно провести 2 занятия по 25-30 минут с перерывом между ними в полчаса. Затем следует прогулка, подвижные игры на воздухе. После возвращения с прогулки идет подготовка к обеду, который осуществляется в 12 часов 30 минут. Послеобеденный сон продолжительностью 1 ч 30 мин - 1 ч 45 мин заканчивается в 15 часов. После непродолжительной игры дома в 15 ч 30 мин - полдник, а потом до 18 часов вторая прогулка. В 18 ч 30 мин ужин, после которого следуют спокойные игры, вечерний туалет. В 20 ч 30 мин ребенок укладывается спать. Продолжительность ночного сна должна составлять не менее 10 часов. Укреплению здоровья способствует продолжение закаливающих мероприятий и гимнастических занятий.
Для оздоровления будущего ученика за год до определения в школу надо обязательно показать его не только детскому участковому врачу, но и врачам узких специальностей, чтобы пройти диспансеризацию.
Особое внимание надо обратить на состояние носоглотки. Если будут выявлены аденоидные разрастания, то лучше их по совету врача-отоларинголога срочно удалить.
При обнаружении хронического тонзиллита необходимо во что бы то ни стало провести тщательное его лечение.
Если при проверке слуха окажется, что он понижен, нужно до начала учебного года полечить уши. При неполном восстановлении слуха следует предупредить об этом учителя, чтобы ребенок был посажен на соответствующее место.
Очень важно проверить остроту зрения. Если выявится, что ребенку нужны очки, приобрести их следует заранее, чтобы он до начала учебы успел к ним привыкнуть.
Необходимо побывать и у зубного врача. Ведь больные зубы - очаг хронической инфекции, и если они есть, надо их удалить или полечить (последнее лучше).
Осмотр ребенка в порядке диспансеризации перед поступлением в школу другими врачами-специалистами поможет выявить различные, на первый взгляд, скрытые отклонения в состоянии здоровья. Повышенную нервность ребенка, нарушение в произнесении слов, заикание обнаруживает невропатолог. Дефекты речи, если их вовремя не исправить, в дальнейшем отрицательно сказываются на контактах ученика с учителем и одноклассниками, часто ведут к замкнутости ребенка, порой мешают ему хорошо учиться. Исправлением дефектов речи занимаются логопедические кабинеты детских поликлиник.
Начальные формы отклонений опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, плоскостопие, нарушение осанки) могут быть выявлены врачом-ортопедом. Их исправлением занимаются кабинеты лечебной физкультуры. Специальные комплексы корригирующих упражнений, которые там применяются, должны изучить и родители, так как выполнять их придется длительно в домашних условиях. Без систематического лечения исправить нарушения опорно-двигательного аппарата невозможно.
Если у ребенка слабая мускулатура корпуса с признаками сутулости, сидение за рабочим столом необходимо часто прерывать и выполнять 4-6 раз выпрямление туловища с вытягиванием и напряженным выгибанием спины сидя. Полезен отдых лежа на животе.
Для формирования правильной осанки большое значение имеет форма стопы. Развивающееся нередко у детей плоскостопие приводит к тому, что они меньше двигаются, жалуются на боль в ногах. Причиной его возникновения может явиться несоответствующая обувь, неправильная постановка стопы при ходьбе и стоянии с упором и нагрузкой на наружную боковую поверхность, длительное сидение, при котором ослабляются мышцы стопы и связки, скрепляющие кости, не выдержав нагрузки, растягиваются.
Родители вначале иногда не обращают на это внимания и спохватываются, когда плоскостопие уже развилось. Поэтому, если ребенок жалуется на боли в ногах, следует сразу же обратиться к врачу-ортопеду. Обязательно нужно следить, чтобы ребенок достаточно двигался, бегал, прыгал.
Профилактикой плоскостопия являются использование с раннего возраста просторной обуви, обеспечивающей свободу движения пальцев, твердые задники, фиксирующие заднюю часть стопы, эластичные нетвердые подошвы, не препятствующие сгибанию стопы при ходьбе, ношение кедов, чешек только во время физкультурных занятий. Полезно ходить босиком по неровной поверхности, попеременно на носках и пятках, перекатывать ногами шарик, передавать его из одной ноги в другую.
Некоторые родители, выявив ненормальность стоп у ребенка, пытаются сами приобретать ортопедические стельки, полагая, что они улучшают форму стопы. Так делать не следует. Только врач-ортопед решает этот вопрос, устанавливает время ношения таких стелек, указывает, какие упражнения для стоп лучше проводить. Для укрепления свода стопы рекомендуются такие упражнения, как ходьба с опорой на наружный край стопы, подтягивание коврика пальцами ног, захватывание палочек или булав пальцами ног, захват стопами мяча (рис. 100). Кроме корригирующей гимнастики для исправления осанки очень полезно плавание.

Важно постоянно наблюдать за осанкой ребенка во время еды, занятий, игр и напоминать ему о необходимости правильно сидеть за столом. В школе обучают, как правильно сидеть во время занятий. Дома надо повторить эти правила и проконтролировать их соблюдение. Обращайте внимание, чтобы спина школьника при сидении касалась спинки стула, предплечья свободно лежали на столе, а ноги, согнутые в коленных суставах под прямым или тупым углом, упирались в перекладину рабочего стола или специальную подставку.
Ко всем назначениям и рекомендациям врачей при диспансеризации шестилеток необходимо относиться очень серьезно. От тщательного и полного их выполнения будут зависеть здоровье первоклассника, его работоспособность и в конечном итоге успехи.
Большие трудности в обучении испытывают дети, имеющие элементы социальной незрелости даже при хорошем физическом и интеллектуальном развитии. Это чаще всего единственные дети, воспитывающиеся среди многих взрослых людей. У них недостаточно развита самостоятельность, завышена самооценка, выражены неусидчивость, нетерпеливость, болезненное переживание неудач. Эти отрицательные качества личности перевоспитывать нелегко, но необходимо, и чем раньше, тем лучше.
Подготовка к школе включает и приобретение учебников, тетрадей, школьных принадлежностей, соответствующей одежды (лучше ученической формы), обуви, сумки для книг. Не рекомендуется пользоваться портфелем. Постоянное ношение его в одной руке вызывает невольное перекашивание верхнего плечевого пояса и может повлечь искривление позвоночника. Лучше иметь ранец.
В ранце удобно хранить книги и тетради в школе. А на улице, когда ранец за плечами, руки свободны, движутся в такт ходьбе. Но главное - ранец помогает вырабатывать стройную фигуру. Оттягивая плечи назад, он как бы разворачивает грудную клетку, облегчает дыхание. Ранец дисциплинирует, подтягивает. Ведь его трудно носить, если, скажем, пальто нараспашку.
При подготовке ребенка к школе нужно изучить с ним правила уличного движения, а затем обязательно потренировать его непосредственно на улице, на перекрестках и разветвлениях, чтобы он хорошо знал, как ему идти, где и когда переходить улицу. Если ребенка начинают готовить к школе задолго до наступления школьного возраста и все члены семьи принимают в этом участие, то он, как правило, вступает в школьную жизнь спокойно и уверенно, и учеба для него в дальнейшем служит источником радости и удовлетворения.
Одним из важнейших условий успешного физического и умственного развития детей старшего, как и младшего дошкольного возраста, высокой их работоспособности и выносливости, хорошей сопротивляемости к различным видам патологии является ежедневное полное удовлетворение потребности детского организма в основных питательных веществах, оптимальное содержание и сбалансированность их в пищевом рационе, учет повышенных энергетических трат детей в связи с процессом ускорения темпов физического и психического развития (акселерации).
Суточный объем пищи детей этого возраста достигает 1800- 1900 мл. Первого обеденного блюда ребенок может съесть 250 мл, столько же ему положено каши или овощного пюре на завтрак или ужин, до 80 г возрастает масса порционного мясного или рыбного блюда и 100 г гарнира к нему. Важно обращать внимание на объем подаваемых детям блюд. Если рацион будет достаточным по калорийности и содержанию основных пищевых ингредиентов, но блюда малы по объему, у ребенка не будет чувства насыщения. Большой объем низкокалорийных блюд приводит к перерастяжению желудка, что снижает его тонус, неблагоприятно влияет на секреторную деятельность и в конечном итоге может стать причиной заболевания желудка. Суточная норма хлеба в этом возрасте 110 г белого пшеничного и 60 г черного ржаного. Следует учитывать, что все рекомендуемые нормативы являются ориентировочными. А индивидуальная потребность детей даже одного и того же возраста в пище может значительно различаться в зависимости от темпов роста. Дети, которые в данный период растут быстрее, нуждаются в большем объеме пищи по сравнению с медленно растущими. Влияет на количество потребляемой еды и характер ребенка, тип его высшей нервной деятельности. Дети, у которых преобладают процессы возбуждения или торможения, как правило, едят меньше, чем те, у которых нервные процессы уравновешены.