Тренинг "мама- арт-терапевт"
ТворчествоТренинг проходил в ЖЖ в сообществе "Успевай с детьми". 5 дней и 5 небольших тем.
1. День первый - ссылка
Часть важная для меня:
Первое правило мамы – арт-терапевта: не спрашивать у ребенка, что он нарисовал, если там отсутствует явный образ. Возможно, ребенок вообще не рисовал что-то конкретное. Ребенок рисовал свое настроение, свои эмоции. Но объяснить он вам этого не сможет... Способность к самокоррекции можно нарушить, если про каждый рисунок ребенка спрашивать: «И что же ты нарисовал?» Так ребенок решит, что рисовать надо обязательно что-то.
Второе правило: не критиковать его процесс, не давать рекомендаций по выбору цвета, расположения и т.п. Ребенок может в одном рисунке прожить целую жизнь сказочного персонажа. Начав с зеленой запятой, которая станет дракончиком. А дракончик потом вырастет большим и однажды встретит противника — злого дракона. И они будут биться много дней и ночей, меняя оружие и теряя в бою то голову, то хвост, которые, конечно, опять отрастут у волшебных драконов… И луна будет сменять солнце. А потом все накроет черная туча и прольется дождь. Дождь такой силы, что настанет настоящий потоп… И если в этот момент взрослый начнет ворчать, что ребенок налил много воды на рисунок и вообще зачем-то все черным цветом некрасиво измазал, то ребенок отвлечется от процесса и не успеет спасти и подружить драконов…
Третье правило: не давать оценку результату «красиво – некрасиво». Поощряйте процесс: «Я люблю смотреть, как ты рисуешь»
2. День второй - Коммуникации - ссылка
Скопирую на память почти всё:
Начну с примера из опыта работы в детском саду. Новый детский сад, группа только открылась, все дети – новички. Непростой период адаптации сразу у всех детей. Детский коллектив отсутствует (еще не сформирован). Даже просто межличностное общение – отсутствует, так как дети 2-3 лет и у них еще нет культуры совместной игры. Каждый сам по себе, в стрессе, постоянный рев. То маму вспомнили, то конфликт из-за игрушки. Для исправления ситуации я каждый день предлагала ребятам творческое задание. Общее для всех. То мы делаем лоскутный коврик – ползаем на расстеленных на полу обоях, расчерченных на квадратики, и все вместе раскрашиваем их в разные цвета. То вместе ляпаем лист ватмана ладошками в краске, создавая «солнышко лучистое» То выполняем коллективную аппликацию «осеннее дерево» - на заранее заготовленный контур дети приклеивают заранее вырезанные листочки. Буквально через две недели дети стали общаться, играть вместе, легче делились игрушками, даже появились зачатки дружбы. Взаимодействие из терапевтической ситуации перешло в реальную. Создавая светлый образ солнышка, мы создавали прообраз детского коллектива. У детей появилось ощущение «Мы вместе» Совместное творчество сближает. Варианты совместного творчества – безграничны.
Для улучшения детско-родительских отношений, отношений между детьми, для усиления привязанности можно вместе рисовать. Например, папа рисует, а ребенок раскрашивает. Или наоборот, дети рисуют, а папа раскрашивает. Или малыш оставляет какие-то каракули, а мама разглядывает в них какой-то образ и дорисовывает. Или дети рисуют вместе на одном листе. Они могут рисовать спонтанно, по очереди передавая друг другу рисунок. Или же сначала вместе договорятся, кто и что будет рисовать. Если проблемы детских конфликтов в нарушении границ личности (отбирают игрушки, один другому мешает играть и т.п.) то можно предложить им такую игру: надо рисовать вместе на одном листе, но каждый на своей половине. Причем, сначала граница может быть явной, прочерченной, а потом невидимой, но признаваемой (граница не прочерчена, но я помню, что там территория рисунка брата)
Совместное творчество можно использовать и для диагностики отношений. Когда вы беретесь дорисовывать картинку за ребенком, насколько бережно вы относитесь к его линиям? Нет ли желания все перерисовать, замазать, чтоб потом сверху нарисовать красиво? Это про то, как вы принимаете своего ребенка, про желание «переделать» другого человека.
Мы с Ди много делаем что-то вместе, но обычно я провоцирую ее на самостоятельные действия, а сама только выполняю подготовительную работу. Но тут я придумала "игру" вполне себе на равных ролях. Раскатала рулон бумаги и рисовала длинные поезда, Ди - дорисовывала колеса вагонам, соединяла их, раскрашивала и клеила наклейки пассажиров:
Но на самом деле это занятие больше нужно тем, у кого контакт с ребенком не налажен, либо не часто. У нас это папа. Ему тяжело придумывать игры для Ди. Поэтому я подготовила заранее им части аппликации и идею (обговорили все вместе, что весна, что на дереве появляются листочки и прилетают птицы, вьют гнезда и высиживают яйца. так что еще и тематическое занятие вышло:)). И вобщем, ушла я в баню, а они остались творить. Ди так прониклась, что папе пришлось потом еще вырезать фигурки, а Диана потом мне долго рассказывала как они с папой клеили и что папа ей говорил
Для того, чтобы соблюдать незримые границы, прежде всего, нужно научить соблюдать видимые границы. В этом тоже может помочь арт-терапия.
Предлагаем ребенку для рисования не просто лист бумаги, а лист бумаги с нарисованной ограничивающей рамкой. И озвучиваем условие игры: «Рисовать можно только внутри рамки» Пространство внутри рамки должно быть в два или более раз меньше пространства целого листа. Можно вместе с ребенком придумать фабулу, почему нельзя там рисовать. Например, внутри рамки - это остров. Остров рисует ребенок. Все, что вокруг – море. Море рисует мама. Мама не лезет со своими карандашами на остров. А ребенок не лезет на море.
С первого раза может не получиться. Но "вода камень точит" (моя любимая педагогическая поговорка) Конечно, всегда рисовать только море и остров будет неинтересно. Здесь маме нужно проявить фантазию.
Тут у нас и очертилась проблема. Дело в том, что Диана не признает рамки близких людей. Требует говорить с ней, если кто-то говорит по телефону, требует идти играть, если она поела, а мама еще нет и т д. Вобщем, будем работать.
Нарисовала я остров и рассказала Ди легенду про море и разделение зон рисования. Диана выслушала и порисовала на острове. Потом видит, что я разрисовываю море и говорит: "Мама, я твое море украшу!". И ведь не поспоришь - она не рисует на моем море , а украшает:))) Хитрая девчонка
К слову сказать - мне украшать ее остров она тоже разрешила:
4. День четвертый - Коллектив - ссылка
«Сказать,
что новенькая девочка Марина ходила за мной весь день как хвостик,
будет не совсем верно. Хвостики – это такие молчаливые детки, которые
просто не выпускают из своей руки руку воспитателя. Марина же не
выпускала не только мою руку, но и мое внимание. Не хвостик, а пиявочка.
Она мешала разговаривать с другими детьми, перебивая и громко
спрашивая: «Почему ты разговариваешь с ним? Разговаривай только со мной»
«Марина, я здесь не только для тебя, я здесь для всех детей, я
разговариваю со всеми». Когда ко мне в группу зашла заведующая детским
садом с каким-то вопросом, Марина без тени смущения встала между нами и,
обращаясь ко мне, громко сказала: «Не разговаривай с ней, разговаривай
со мной!» Я прошу: «Марина, сейчас тебе нужно немножко помолчать, а нам
поговорить» «Почему мне помолчать, а вам поговорить?» — Марина и
«помолчать» несовместимы.
Делюсь вечером с родителями своими наблюдениями: «Марина требует безраздельного внимания»
Папа эмоционально закивал, в его глазах читалось: «Вы тоже! Вы тоже это заметили!», а вслух он сказал:
-
Это реальная проблема! Мы не можем дома поговорить друг с другом,
потому что Марина тут же перебивает! Она требует, чтобы слушали только
ее, а сама говорит безумолку. Обсудить с женой какие-то вопросы мы можем
только после того, как уложим Марину спать.
На
следующий день мы делаем с детьми коллективную творческую работу
«Цветочный ковер» На большой ватман зеленого цвета наклеиваем цветы,
заранее вырезанные мной из цветной бумаги. Их очень много. Они
отличаются по цвету и размеру. Дети могут сами выбрать, какой цветочек и
куда наклеить. В этой простой арт-терапевтической работе очень
диагностично раскрываются характеры детей. Вилена – яркая девочка с
лидерскими задатками – выбирает ярко-алый крупный цветок и лепит его в
самый центр, потом поворачивается к подружке Олесе и командует: «А ты
вот этот желтый рядом приклей» Олеся слушается. Она всегда слушается
Вилену. И это меня смущает. Вилена придумывает правила игры и диктует их
Олесе. А Олеся не смеет отказать. Я только по глазам Олеси могу
догадаться, нравится ли ей предложенная игра. Я спрашиваю: «Олеся, ты
хочешь в это играть?» «Нет»- шепотом отвечает Олеся, боясь обидеть
Вилену. Вот и сейчас я останавливаю лидерский порыв Вилены: «Не
командуй. Пусть Олеся сама выберет цветочек.» Олеся в нерешительности
замирает. Ее рука уже тянулась за желтым цветком и зависла после моих
слов. Олеся выбирает небольшой нежно-розовый цветок и клеит его в
уголочек листа. Чем меньше у ребенка лидеских задатков и желания быть в
центре внимания, тем меньше цветочек и дальше от центра.
- Почему ты не клеишь цветок? – спрашивает меня Марина.
Она уже выбрала себе маленький ярко-малиновый цветок, но почему-то не спешит наклеивать.
Действительно, на этой поляне цветов мне тоже нужно найти место. (Однако, отмечаю я, в творчестве, как и в реальной жизни, Марина манипулирует взрослыми) Я выбираю самый большой цветок. Больше, чем у Вилены. Странно, что она его не взяла. Или не странно, а наоборот нормально, Вилена оставила его для меня, признавая за мной авторитет воспитателя. Как только я размещаю свой большой цветок на поляне, Марина клеит на него сверху свой ярко-малиновый. Я помню из школьного курса биологии, что есть такие растения-паразиты, которые поселяются на других растениях и питаются за их счет. Да, есть ощущение, что за вчерашний день эта крошка выпила всю мою энергию. Что-то надо с этим делать… Цветов осталось много, и я предлагаю Марине наклеить еще цветочек. Марина выбирает очередной маленький цветочек, на несколько секунд задумывается, и приземляет свой цветок поверх большого цветка Вилены. Почему же эта девочка не клеит цветок на свободное пространство, а только на чей-то цветок? Постоянная потребность в чьем-то внимании? Похоже на установку: «Я не могу быть отдельно от кого-либо» Однако это идея: поручить Вилене шефство над Мариной. Немного освободятся мои уши от Марины и Олеся от лидерского натиска Вилены. Арт-терапевтические упражнения не только позволяют провести диагностику, но и подсказывают выход из сложной ситуации»
Это занятие мы еще не проводили. Но планирую сделать с цветочками- "членами семьи" (только от птиц отойдем, а то уже 3 дня птиц клеим:)). Очень интересно5. День пятый - застенчивость - ссылка
Берем кучу старых журналов и предлагаем ребенку вырезать понравившиеся картинки и наклеивать на лист бумаги. Формат листа может быть любым, от А4 до А1. Можете предложить ребенку выбрать формат самому. Застенчивые дети охотнее выбирают тот, что поменьше. Для следующего коллажа уже можно предложить лист большего размера. Темы для коллажа должны обязательно касаться ребенка: «Все, что я люблю», «Все, что я хочу попробовать этим летом», «Все, что я умею» Можно делать коллажи из фотографий: «Где я побывал», «Как я рос» Желательно вывесить работу на видное место в доме. В детском саду такие коллажи «Все, что я люблю» мы вывешивали на шкафчики. Детям очень нравилось разглядывать коллажи друг друга, узнавать друг друга, искать сходства «О! Я тоже такое люблю!» и превосходства «О! Ты правда так умеешь?»
Если ребенок легко и с удовольствием справится с коллажем, можно предложить сделать автопортрет во весь рост. Раскатываем на полу старые обои. Ребенок ложится на обои. Обводим его силуэт. А дальше раскрашиваем красками получившийся силуэт. Можно вырезать, можно дополнить фоном, можно повесить на стену. Почему именно такой формат? Разрушаем восприятие ребенка себя, как маленького и незаметного.
Важно! В процессе создания никакой критики! Иначе вся терапевтическая работа обесценится. Только поддержка и принятие.Итог от меня - я взглянула на творчество и на занятия по-новому. Как здорово, что можно проводить время с интересом и пользой! Хочу узнать побольше про другие методы арт-терапии.
А еще предложение -
Девочки, если вы заинтересовались - давайте проведем деткам такие занятия и выложим в комментариях к этому посту? Очень интересно посмотреть на работы других деток! :))