Воспитание психически здоровых детей
Каждый родитель озабочен тем, чтобы из его ребенка вырос Здоровый, Умный, Счастливый Человек – все с большой буквы. Я тоже не исключение из этого правила, и методика воспитания детей мне очень интересна. Здесь все имеет свои особенности. Воспитание нашего ребенка до года. Далее, воспитание детей раннего возраста. Особенности воспитания детей постарше. Половое воспитание детей.
Какие ключевые моменты необходимо учитывать в воспитании и формировании ребенка как личности?

Я всегда была «сама себе психолог», постоянно пыталась самостоятельно разобраться в своих психологических проблемах, искала, интересовалась. В итоге познакомилась с Системно-Векторной психологией Юрия Бурлана, и на душе, наконец, стало спокойнее. Я поняла многие вещи, которыми не могу не поделиться.
Системно-Векторная психология различает восемь психотипов, называемых Векторами. Каждый из них задает наличие определенных свойств характера, желаний и способностей человека. Для каждого вектора такой набор уникален. Восемь векторов в совокупности – исчерпывающий набор для ныне живущего человечества. Их достаточно для того, чтобы описать любого человека, формирование его личности, его отношения в семье и группе людей и даже общество в целом.
Изначально разделение всей нашей «живой массы» на векторные психотипы связано с особой чувствительностью определенных зон на теле человека. Восемь эрогенных зон, восемь векторных архетипов. Впрочем, эрогенными их называют весьма условно, не воспринимайте это как очередную «сексологию».
Первую из зон (это была анальная эрогенная зона), а также зависимость характера и жизненного сценария человека от наличия этой эрогенной зоны обнаружил Зигмунд Фрэйд. Остальные зоны были установлены и описаны позже, уже другими авторами.
У каждого человека какие-то из восьми зон более чувствительны по сравнению с другими - это обусловлено наличием соответствующих векторов, что в свою очередь влияет на формирование личности и характера именно этого человека. Например, уши есть у всех, а звуковой вектор – только у некоторых (такие люди обладают обостренным слуховым восприятием). В целом же, современный человек полиморфен и несет, как правило, 3-5 векторов. Зная суть каждого вектора, не составляет труда увидеть все вектора конкретного человека, их сочетания, состояния. Не сложно также представить себе его интересы, предугадать реакцию и поведение в конкретной ситуации.
Проблемы воспитания детей подробно рассматриваются в Системно-Векторной психологии. Я сама мама, и Системное Мышление меня интересует, в том числе и с точки зрения . Тренинг Юрия Бурлана расставляет акценты на различных возрастных этапах роста ребенка. Воспитание ребенка в 3 года имеет свои особенности. Так же как и воспитание 5-6 летнего ребенка. Проходя уже второй уровень у Юрия Бурлана, я постоянно утверждаюсь в мысли, что с основами этой системы необходимо, по крайней мере, ознакомиться всем мамам, папам, бабушкам, так как особую роль играет семейное воспитание детей. В дошкольном развитии и воспитании детей принимают участие и работников детских садиков, для них также важно это знание. И участковому врачу из соседней поликлиники, и учительнице младших и средних классов, Системное Мышление нужно им не меньше. Следом идут «писатели детских сказок», «производители мультфильмов для детей» (и кино для взрослых, тоже не повредит – я и раньше мало что могла смотреть, теперь же критерии отбора еще более ужесточились)…. В общем всем тем, кто имеет непосредственное влияние на воспитание и обучение наших детей в допубертатный период (то есть условно до полового созревания лет в 12-15). Крайне важно, чтобы в этом возрастном промежутке упомянутые лица, с родителями во главе, уделяли особое внимание воспитанию ребенка, и не уродовали несформированную детскую психику. Ведь именно в этот период закладывается развитие или не развитие врожденных свойств ребенка, его адаптивность в обществе, психическое здоровье, происходит формирование личности.

Что будет, если свойства ребенка не развить до того, как он повзрослеет? Однозначно, будет плохо. Врожденные желания заданы, от них никуда не денешься, а способности и умение эти желания удовлетворять не развиты. Такие люди очень страдают. Именно они имеют тенденцию метаться из стороны в сторону, все время чувствуя себя неудовлетворенными, ощущая, что могли бы в своей жизни достичь большего. Если же врожденные свойства еще и передавить (случайно или намеренно, из лучших побуждений, но по незнанию), то свойства могут уйти в невроз. Невроз – это желания вектора «наоборот». Об этом подробнее на втором уровне тренинга по Системно-Векторной Психологии Юрия Бурлана.
Примеры и подтверждения системе векторов я вижу каждый день даже на улице. Чем больше вникаю, тем больше убеждаюсь, что все сходится, и что система действительно всеобъемлющая.
Подозрение, что все это правда, приходит на первых же лекциях. Сначала очень забавно, как Юрий Бурлан начинает описывать Кожников и Анальников (действительно, встречаешь таких там и тут). И описания эти объемно-реальные, в мельчайших деталях, не просто какой-то там «интроверт» и «экстраверт» (мы все отличаем интровертов от экстравертов, но практической пользы от этого знания почти ноль). Когда же Юрий переходит к обратной стороне векторов, а именно, в кого вырастают эти люди, если им не повезло попасть в подходящие для них условия развития, волосы встают дыбом. Неразвитый анальник становится садистом и педофилом. Неразвитый кожник – вором, мазохистом. Неразвитый зрительный вектор – трансвеститом и транссексуалом, и т.д. Это только то, что приходит на ум навскидку. Материал огромен.
Я поначалу думала, что если я «хорошая мать», люблю своего ребенка всеми фибрами души, забочусь, даю ему все, что могу дать, провожу с ним много времени, учу-обучаю всяким считалочкам-обучалочкам, готовлю полезную еду, то все у нас будет хорошо. Не тут-то было. Воспитание детей в семье требует определенных познаний в психологии для правильного формирования личности.

Хорошо если ваши вектора совпадают с векторами ребенка, вам по равенству свойств проще понять друг друга. Но и здесь возникают свои вопросы. Например, как воспитывать мальчика? Как воспитать характер? Анальный отец – Анальный сын, это просто идиллия, повезло им обоим, понимают друг друга с полуслова, анальный сын такой послушный, ну просто «сын года». Кожный родитель – Кожный ребенок, тоже адекват. А вот Уретральный отец - Кожный сын… Хорошо, если не поубивают друг друга... О каком адекватном воспитании и развитии может идти речь? Какое будущее ждёт такого сына? Как воспитать сына правильно, это важно знать. Как воспитать мужчину, чтобы он мог реализоваться в дальнейшей жизни?
Разные вектора у родителей и детей - это вообще катастрофа. Вы думаете, вы знаете, что такое хорошо и что такое плохо, что игрушечки надо аккуратно складывать, что родителей надо чтить, что семья всегда должна стоять на первом месте – это вы через себя (и про себя) знаете. А у вашего ребенка совершенно другие ценности в жизни - он инициативный, скоростной и абсолютно непослушный, и чувство вины ему несвойственно – дави, не дави, не услышит. Правильный Анальный отец этого не выносит, он обязательно (из самых лучших побуждений, чтоб ребенок Человеком рос) будет его воспитывать, конечно же, по самому любимому отцом (анальному) месту. Как это влияет на формирование личности? А так, что кожный ребенок потом стресс снимет тем, что начнет тырить мелочь по карманам одноклассников... Оглянуться не успеешь, вырос ребенок мелким вором. И это уже на всю жизнь. А если Кожного ребенка избивать регулярно, то станет мазохистом (Кожный вектор обладает сверхгибкими свойствами, адаптирует все, и даже боль превращает в удовольствие). Если же Анальный отец подобным образом «воспитывает» кожную девочку, то в дальнейшем она будет воспринимать свое тело как актив. На отношения с мужчинами, и всю ее дальнейшую жизнь это навсегда наложит негативный отпечаток. Поэтому понимание того, как воспитывать девочку, очень важно.
Бывает и «сценарий наоборот», Кожная мама – Анальный ребенок. Мама торопится, бежать ей надо по делам, а обстоятельный анальный ребенок застрял на горшке. Она его раз с горшка сдернет, второй… глядишь, ребенок уже заика.. давайте к логопеду его… Она не специально, она просто не знает, не понимает, что у ее ребенка другой темп жизни, и даже захоти он поспеть за скоростной мамашей, ему не выдали в этой жизни таких крепких ножек. Смешно звучит? Мне не очень. Каждый раз, когда об этом думаю, комок в горле. Казалось бы, такие мелочи несущественные, ситуация яйца выеденного не стоит, а какие последствия!
Звуковых детей вообще все вокруг считают дебилами, от школьных учителей до собственных родителей. Ну, не понимают они этого лунатизма. Учителя понять не могут, почему Звуковик обязательно должен во время перемены стоять в стороне в углу, когда все нормальные дети носятся как сумасшедшие по коридору. Родители орут на Звуковиков, или еще лучше шипят «что ты за дебил, зачем я тебя родила»… Подсознательно мы всегда знаем, как и чем ударить больнее! Именно к Звуковику сзади подходит его школьный товарищ и со всего размаха неожиданно дает ему по ушам - его эрогенной зоне! Уже к третьему классу деловая и расторопная учительница с Кожным вектором «понимает», что ребенок просто больной, отстает в развитии, абсолютно асоциален, и отправлет его в школу для умственно отсталых. А ведь это будущие Эйнштейны, самые умные люди планеты. Просто этот ум у них не так устроен, как у всех остальных. Это мы делаем из них аутистов и шизофреников. Да, мы сами делаем из них аутистов (это для тех, кто думает, что аутистами рождаются).

Звуковые родители тоже хороши. Больше всего на свете хотят, чтобы их наконец уже оставили в покое! А Оральный ребенок, уж как он донимает Звуковых родителей! Тогда родители решают, что слушать его не надо (потому что сил нет), чего только он не сочинит, чтобы привлечь внимание! Вы его за фантазии (по-вашему ложь) бьете по губам, получая еще одного заику (только тип заикания другой). Через какое-то время он совсем потеряет ощущение правды/лжи, и превратится в патологического вруна. А мог бы стать выдающимся оратором...
Даже если у ребенка останется недоразвитым какой-то один вектор, он потом всю жизнь будет страдать и мучиться от невозможности добрать положенного в этом векторе. Ущерб для него, для вас, для его возможной семьи и его же детей, ущерб для общества, для нашего общего психического.
Я уж не говорю про абсолютно катастрофические сценарии анальных педофилов или звуковых …
Единственная гарантия, это все-таки уметь определить векторальный набор свой и ребенка, и не забывать, что у него есть право на этот векторальный набор, право жить в соответствии со своей системой ценностей. В этой связи, поражают люди, которые уже, будучи хотя бы поверхностно знакомыми с векторами, нисколько не принимают это к сведению. Они продолжают требовать от других жить в соответствии со своими ценностями… Хотя, это, видимо, уже просто от недостатка ума, ничего не поделаешь..
Сегодня, когда мы растим и воспитываем ребенка 2-х лет, то ерошим его волосики и целуем в мягкие щечки. Нам кажется, что никогда ему не стукнет 13-14, когда он пойдет на первое свидание и станет фактически взрослым. Посмотрите на своих знакомых, на их детей этого возраста и старше, и на детей знакомых ваших знакомых… Знаете ли вы, каким вырастет ВАШ ребенок?
http://www.yburlan.ru/biblioteka/vospitanie-psihicheski-zdorovyh-detej