Мелкая моторика
1. Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
2. Разминание
пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять
пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом
плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.
3. Игра с изюмом –
всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи.
Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом.
Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками –
большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему
тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте
его всей семьей! Радость гарантирована!
4. Нанизывание
колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш
учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее.
Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают
последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по
сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину
колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно,
то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
5. Упражнения с
бумагой:
1) мять – развитие
силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с
расстояния),
2) рвать (развитие
соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные
стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем
«дождик», высыпая наши полоски из коробки.
Важные советы:
- Предлагая малышу
бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять
бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой
коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет
книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.
- Не давайте рвать
старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это
пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе
не полезна для маленьких детей.
- Можно давать для
этого упражнения старые рулоны обоев.
3) делать
аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем
полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик,
шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
4) делать
аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе
ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки
могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву
деревьев.
6. Вдавливание
мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы
можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры –
например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и
построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому
мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
7. Сортировка
мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя
пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя
пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть
подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого
упражнения.
Перемешайте в одной
коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы
разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (
если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш
сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание
усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп
(например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в
четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка
происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок —
фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
Или одна кукла
любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Сортировка мелких
предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
8. Пересыпание.
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной
посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте
разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью
воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке
разные мелкие игрушки.
9. Использование
столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой,
пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития
мелкой моторики.
10. Разворачивание
завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет
бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в
другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать
предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда
развернут его сюрприз.
11. Наполнение
бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль,
камешки, шарики.
Чтобы это
упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:
- Захватывать
мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) –
просто покажите, как Вы захватываете предмет.
- Придерживать
бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно
следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
- В конце закройте
бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
12. Конструкторы.
Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома
несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей).
Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
13. Наматывание.
Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание.
Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
14. Нанизывание на
шнурок бусин с большими отверстиями. Очень хорошую идею для нанизывания я
увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада
собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус
распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые нанизывают
на шнурок.
Можно нанизывать и
катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или
соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
15. Перелистывать
страницы книги по одной. Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого
страницы первой книги должны быть плотными, из картона.
Покажите малышу
книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти,
нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть
приподняв страничку.
16. Игры – шнуровки
(пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).
Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у
которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в
игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.
17. Развязывать и
завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки,
пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки,
снимать ботинки.
Хотя чаще всего в
современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с
помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше
малыш тренируется делать это в жизни в быту.
На одежде малыша
должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно
учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом
человеке, чем на себе.
Ситуация, когда у
ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки,
приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами,
если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки,
переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость
от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
Уже в раннем
возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при
надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки,
снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать
расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой
моторики малыша, и очень большой вклад.
18. Волчки. Сначала
малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого
дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие
предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и
заводить ключиком заводные игрушки.
19. Открывать и
закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было интереснее,
прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш
потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
20. Выкладывать
фигуры из палочек, из разных видов мозаики.
21. Прокатывание
шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором
можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры
шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики
непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать
как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
22. Катание
карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу
ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными
ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец
карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.