Стеснительный ребенок
Семья и психологияПонравился совет психолога как помочь ребенку чувствовать себя более свободно в саду, хочу сохранить себе, заодно, может, пригодится кому.
Моему сыну 3.3 месяца с августа прошлого года мы ходим в сад, ну ходим это громко сказано, так как очень много болел. Но летом мы ходим практически постоянно, вот и меня немного беспокоит его поведение.. Мы приходим в сад как раз примерно в то время когда идет зарядка или начинается, но он никогда не хочет присоединится к детям..Усаживается на лавочку и все.. Иногда воспитательница его за руку вытягивает, но максимум он будет ходить с ними по кругу и все т.е. приседать, прыгать и тому подобное он не будет.. Когда я расспрашиваю воспитательницу как он ведет себя в течение дня, она рассказывает, что он послушный тихий ребенок, что он не бегает, не носится как все обычные дети, по большому счету играет в спокойные игры или просто наблюдает за другими детьми. Играет только с одной девочкой,(он знаком с ней с рождения мы дружим семьями) На музыкальных занятиях очень редко бывает пританцовывает, но чаще всего стоит и наблюдает ..
Дома он конечно не носится круглыми сутками как юла, но бегает, прыгает, играет. Я всегда за ним замечала что он стесняется окружающих малознакомых людей, но мне не понятно почему он стесняется так сильно в саду, ведь там дети.. воспитатели которых он не первый и не второй раз видит.. В сад ему ходить нравится, он встает с утра собирается идет с удовольствием... Почти никогда не говорит что не хочет идти.. Так вот вопрос здесь действительно есть о чем беспокоится или я себя накручиваю??
Думаю, беспокоиться нужно, но лишь для того, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в садике "по-хозяйски". Для этого ему потребуется уверенность в себе, самостоятельность, инициативность, способность устанавливать и поддерживать отношения со взрослыми и детьми, знание простейших правил поведения. Посмотрите, чего не хватает Вашему сыночку, и помогите овладеть этими "премудростями".
Проверьте:
- не слишком ли строгие установки Вы даете сыну по поводу его поведения в садике: слушаться, не бегать, не брать, не кричать, терпеть и пр. (не обязательно ежедневно - может, полгода назад втолковывали это, и удачно);
- хорошо ли ребенок ориентируется на территории садика. Для этого попросите его провести для Вас экскурсию (с разрешения воспитателя и без свидетелей, не торопясь). Пусть покажет, где площадка их группы, где - для средней группы, где для старших деток; где в помещении находится туалет и как им пользоваться, где взять полотенце и туалетную бумагу, где кухня или кабинет заведующей, врачебный кабинет. Спросите, какие игрушки любимые и как он ими играет, на какой постели спит, какая картинка нарисована на его шкафчике (и неважно, что Вы это все знаете). Пусть похвастается своими дневными достижениями - поделкой или рисунком и т.д.
- знает ли ребенок игры, в которые играют дети его группы: попросите рассказать и показать, как надо играть и как ему хотелось бы играть; подскажите, как можно разнообразить эти игры. Можно придумать новую игру с садиковскими игрушками, пусть назавтра попробует предложить детям поучаствовать, а воспитателя попросите поддержать инициативу (хотя это вряд ли он сейчас одолеет);
- умеет ли ребенок открыто проявлять свои эмоции и понимать эмоции других людей (описывать не буду, уже вижу, что и так получится длинно);
- уровень самооценки мальчика - верит ли он в себя, в свои силы, часто ли добивается успеха в домашних делах, в самообслуживании, творческих занятиях; позволено ли ему в семье принимать собственные решения (в соответствии с возрастом, конечно - например, не есть то, что не нравится, выбирать одежду), высказывать свою точку зрения для обсуждения.
Возможно, Ваш сын считает, что зарядка и музыкальные занятия ему не удаются. Повторяйте почаще дома эти движения, чтобы у мальчика появилась уверенность в том, что он их делает отлично. Приходите в садик раньше, до того, как начинается зарядка, а лучше и первыми. Вы же знаете, наверное, что так человеку комфортнее, чем появиться, когда все уже собрались и занимаются общим делом.
Возможно, он не понимает, для чего эта зарядка и музыкальные занятия нужны. Расскажите, как радуются движениям его тело и ручки-ножки, как насыщается кислородом мозг (если ребенок знает, что это, или просто можно сказать: голова), как становятся сильными мышцы, как улучшается настроение. Предложите домашние физкультминутки с целью "проверить" эти утверждения.
По поводу нежелания общаться - не переживайте, сейчас только начинается период совместных игр. В этом возрасте детки играют не друг с другом, а рядом, им не обязательно тесно общаться, пока достаточно наблюдения за сверстниками. Хорошо, что есть подруга в группе, это моральная поддержка ему. Но учить, как можно знакомиться с новыми детьми, как развивать отношения - надо. Попробуйте разыграть дома сценки из жизни садика, предложив ребенку быть то самим собой (а Вы - можно с помощью куклы - воспитателем или ребенком из группы), то воспитателем (а Вы – им самим или ребенком из группы), то мальчиком, с которым он хотел бы дружить (а Вы изобразите сына). Заодно расскажите, как можно вступить в игру других детей (организовать свою сложнее). Вы можете показать ребенку, как на практике установить контакты с другими детьми (только не увлекайтесь, достаточно 1-2 примера, пусть сам "зреет" и пробует). Или познакомьтесь с родителями некоторых детей, с которыми Ваш ребенок очень хочет играть. Тогда можно устраивать совместные прогулки и приглашать новых друзей в гости.
В темах об адаптации к садику я предлагаю сделать ребенка «героем дня». Хотя Ваш ребенок давно ходит в садик, ему такая мера тоже может пригодиться. Ну, например (если Вы готовы затратить достаточно времени и немного денег, и если воспитатель готов с Вами сотрудничать): в качестве подарка садику, вернее, группе, можно сделать небольшой фотоальбом. Качество фотографий, стоимость альбома совершенно не имеют значения (даже лучше проще делать, чтобы ни у кого не "зачесались руки" увести его; можно степлером скрепить края карманов для фото). В течение нескольких дней фотографируйте всех детей группы на прогулке, физзарядке, за завтраком, на занятиях - благодаря "цифре" щелкать можно много, но в альбом пусть каждый попадет только один раз. Сложите фото в альбом по порядку: название садика и группы, фото воспитателей, фото Вашего сына, фото его подружки, далее фото других детей. Чтобы никто из детей не оказался последним, в конце вложите фото помощника воспитателя, музработника, медсестры и пр. Дети там должны быть представлены все, даже кто редко ходит (поэтому и долго придется собирать коллекцию) и, по возможности, интересно, весело играющими, танцующими, катающимися на качелях. Можно и подписывать имена, а можно и без подписей оставить, дети еще маленькие. Пусть сын торжественно вручит воспитателю этот альбом и все найдут там себя. И альбом останется жить в группе.
Кстати, садиковские фото Вашего ребенка сослужат хорошую службу и дома. Рассматривайте с малышом фотографии, вспоминайте, в какой момент они сделаны, обращайте внимание на удачные позы сына, веселый смех, интересное дело, которым он занят - вообщем, приучайте ребенка к мысли, что в садике он хорошо смотрится.
Если же Ваш ребенок – "ранняя пташка" и Вы в состоянии приводить его в детский сад не к 8.00, а раньше, – это тоже хороший вариант. Спросите воспитателя, насколько рано можно приходить. Пока ещё нет детей, ребенку можно предложить подготовить игрушки, полить цветы, покормить рыбок, протереть пыль и т.д. Любые "взрослые" поручения делают ребенка помощником воспитателя, ставят малыша на одну "доску" с ним. Поэтому приходящих в группу он уже встречает как хозяин, и чувствует себя уверенно. Вот тогда и вовлекать можно, и при детях важные задания давать - когда ребенок сам будет считать, что справится.
Сама тема здесь http://forums.kuban.ru/showthread.php?t=1468030