Про лебедей)
ОтдыхХодили сегодня с Настей на "Лебединое озеро". Когда покупали билеты, Настя очень настаивала пойти именно на этот балет (на выбор был "Чиполлино").

Почитав, что в Сац частенько проблемы с программками, распечатала либретто классического балета. Собираемся, спрашиваю у Насти, знает ли она, о чем эта история? Предполагалось, что она не знает, и я дам ей сейчас либретто почитать. Но она так спокойненько мне его пересказывает... Все-таки много музыкалка дает.

Итого: нам понравилось. Но я по-прежнему считаю, что наш краснодарский балет круче того, что я видела в Москве.
Музыка необыкновенная! Я смотрела, слушала, и все думала - ну как, вот как можно это все придумать?! Причем, для разных инструментов же! И чтобы все так гармонично звучало!
И еще стало любопытно - как создаются балеты? Это ж надо представлять сценарий, по нему музыку писать... В общем, вот.
История создания
В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял. Предложенный ему сценарий был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей.
Композитор подошел к заказу очень ответственно. По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Он даже спрашивал... что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счет и т. д.». Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы - два последних. Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета. Ее начал осуществлять приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер. К сожалению, он оказался неважным постановщиком. Его балеты на протяжении 1873-1875 годов неизменно проваливались, и когда в 1877 году на сцене Большого театра появился еще один его спектакль - премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля (4 марта по новому стилю), - это событие осталось незамеченным. Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.
Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893-1894 годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера - маститый Мариус Петипа и Лев Иванов, помощник Петипа. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью. Он был настоящим самородком, некоторые исследователи называют его «душой русского балета». Ученик Петипа, Иванов придал творчеству своего учителя еще большую глубину и чисто русский характер.
Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. Потрясенный как смертью Чайковского, так и своими личными потерями, Петипа заболел. На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова. Этой постановкой Иванов открыл новую страницу в истории русской хореографии и приобрел славу великого художника.
15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру».