Монтессори выделяет пять зон развития ребенка
МетодикиЗоны развития в Монтессори-классе
Монтессори выделяет пять зон развития ребенка.
ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Цель этих упражнений - помочь ребенку научиться заботиться о себе. Уроки для малышей в Монтессори - группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться.
На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки.
В Монтессори - группах малыши быстро учатся сами ухаживать за собой.
Согласитесь, нашим детям часто приходится слышать: «Ты еще маленький!», «Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». Но, к сожалению, потом будет поздно. А в группах Монтессори дети скорее услышат: «Ты уж взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам». Учитель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом, или дать, говоря языком методики, презентацию.
Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов, - все то, что развивает движения руки и является подготовкой к освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.
ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
В этой зоне развития можно научить ребенка различать температуру. Можно развивать «барическое» чувство - умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах тяжелые и легкие предметы.
В группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается, ему сразу видна ошибка. Как правило, ребенок сам искренне расстроен, и воспитателю нет необходимости ругать его. И в этом заключается еще один замечательный принцип педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок. Вообще, метод Монтессори - это педагогика без наказаний.
В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА
В этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка основам математики. Обучение математике проходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой. Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, умножению и делению, освоил порядковый счет - все то, что считается необходимым для готовности ребенка к школе. Монтессори - материал учит детей мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.
ЗОНА ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
В этой зоне кроха расширяет словарный запас, учится читать и писать.
Большое значение уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия Монтессори способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе, учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.
ЗОНА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО («КОСМИЧЕСКОГО») ВОСПИТАНИЯ
Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.
В этой зоне малыш также узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.
Какие же материалы используют в группах, работающих с детьми по методике Марии Монтессори, для развития разных навыков и обучения разным понятиям?
Материалы в Монтессори-классах
В группе Монтессори в различных зонах вы найдете специальные материалы и предметы, способствующие развитию каких-либо навыков, умений, позволяющие ребенку сделать необходимые выводы, а точнее, маленькие открытия.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
К материалам, позволяющим приобрести практические навыки, относятся не только специально разработанные и сделанные пособия, но и самые обычные предметы, которыми мы часто пользуемся в повседневной жизни.
Рамки с застежками с 2 лет
Это деревянные рамки с различными застежками большими и маленькими пуговицами, кнопками, бантами, ремешками, застежками - «молниями», «липучками», шнурками, которые вдеваются в дырку, наматываются на крючки и петли.
Такие игрушки-пособия обучают конкретным навыкам, необходимым при одевании и раздевании, а также развивают мелкую моторику. (Не забывайте, что развитие мелкой моторики способствует и развитию речи.)
Предметы для пересыпания и переливания с 1,5 летУпражнения с этими предметами помогают улучшить координацию движений, способствуют концентрации внимания. Как правило, упражнения включают в себя пересыпание крупы и переливание воды из одной посуды в другую.
Предметы для приготовления пищи с 2 лет
Эти предметы предлагаются детям для упражнений, которые включают в себя очистку и нарезку моркови, банана и яблок. Упражнения способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.
«Замочки» с 1 года
«Замочки» - это доска с несколькими видами замков: навесной крючок, задвижка, защелка, цепочка и т. п.
Пособие помогает развить мелкую моторику ребенка, координацию движений, научить пользоваться простыми замками.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Благодаря этим предметам ребенок учится различать понятия: больше, меньше, средний, самый маленький, тонкий, толстый, длинный, короткий, высокий и т. п.
Коричневая лестница с 2 лет
Коричневая лестница - это 10 деревянных призм коричневого цвета, каждая длиной 20 см. Боковые стороны - квадраты с длиной ребер от 1 до 10 см.
Розовая башня с 2 лет
Это пособие представляет собой 10 розовых деревянных кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см.
Красные штанги с 3 лет
Красные штанги - это 10 деревянных штанг, самая маленькая - 10 см длиной, каждая следующая на 10 см длиннее, самая большая - 1м.
Все вышеперечисленные предметы сенсорной зоны представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Блоки цилиндров с 1,5 лет
Представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй - цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные и по высоте, и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает у ребенка мелкую моторику рук.
Цветные таблички с 2 лет
Первый набор состоит из трех пар основных цветов для сопоставления; второй составляет одиннадцать пар различных цветов; третий - по семь оттенков каждого цвета.
Цветные таблички знакомят с названиями цветов, развивают восприятие цвета, учат различать оттенки.
Шумовые цилиндры с 3 лет
Этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, то есть к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Напомним, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук. Поэтому многие материалы и пособия в зоне языкового развития направлены именно на совершенствование мелкой моторики.
Шершавые буквы с 2 лет
Малыш проводит пальчиком по букве, готовясь к письму и чтению. Такое упражнение позволяет ребенку узнать очертание букв через прикосновение.
Рамки-вкладыши с 2 лет
Это пособие универсально и относится не только к зоне языкового развития.
Рамки-вкладыши - это различные фигуры (от геометрических форм до контуров животных) и рамки. У вкладышей есть маленькая ручка для удерживания и перемещения фигурки. Малыш подбирает к каждой рамке соответствующую фигурку. И фигурку, и рамку надо обводить карандашом, штриховать и получать различные рисунки.
Шнуровки с 2 лет
Шнуровки Монтессори сделаны из дерева, твердого картона. Это игрушки различной формы, шнурки - разной длины.
Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Выполнена она из дерева. Занимаясь со шнуровками, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость, готовит руку к письму.
Волшебный мешочек с 3 лет
Это полотняный мешочек, в котором лежат десять пар мелких деревянных игрушек. Игра направлена на утончение тактильного чувства, а также обогащение словаря. Ребенок должен выстроить пары игрушек (на ощупь доставая их из мешочка) и назвать предмет.
Подвижный алфавит с 3 лет
Это коробка с ячейками по количеству букв русского алфавита. Буквы вырезаны из голубой и розовой фанеры.
Гусеница "Алфавит"
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Геометрические тела с 3 лет
Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, конуса и треугольной призмы. Материал способствует зрительному и тактильному различению геометрических форм.
Красно-синие штанги с 3 лет
Набор из 10 штанг того же размера, что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления.
Шершавые цифры с 3 лет
Это десять карточек с шершавыми контурами цифр от 0 до 9.
Обводя пальчиком каждую цифру, ребенок запоминает название через тактильные ощущения.
Коробка с веретенами с 3 лет
Две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и освоению понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.
Золотые бусины с 3 лет
Эти материалы дают представление о счете, количестве и об основных математических функциях.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ РАЗВИТИЕ
Географические карты с 3 лет
Это пособие представляет собой деревянные карты с маленькой ручкой для переноса и манипулирования. Карты привлекательны, знакомят с названиями и расположением континентов, государств с их флагами, основами географии.
Биологический комод с 3 лет
Это комод с выдвижными подносами, на которых лежат квадратные рамки с вкладышами в виде листков различных растений. Дети узнают листья растений, произрастающих на территории России.
Наборы животных с 1,5 лет
Это коробки с наборами различных животных (диких, домашних и т.д.). Ребенок не только знакомится с названиями животных,но и учится классифицировать их по месту обитания.
Коллекция минералов
Модель вулкана
Модель строения земных складок
Флаги стран Европы
Фрукты
Взято с сайта http://mimimotik.ru/metodic/zonirazvitiya