Еще раз про эмпатию, модель психического. Плюс тесты
недавно прочла одну интересную книгу про психологическую теорию аутизма. Конспектировать я не умею) но попытаюсь. Далее я сгруппировала все тестирования ложных ожиданий , согласно возрастающей сложности .много текста
Итак психологическая теория аутизма, она же модель психического, говорит, что человек с рас имеет сложности к репрезентации чужих эмоций и планирование своего поведения относительно социального контекста. В этом весь, собственно, корень. Последние тестирование здесь под нпзванием " удивительные истории"
В книге говорится , что если у ребенка 3 лет есть символическая игра ( банан это телефон, кубик-человек), то он способен к пониманию модели психического( но книга то походу написана в начале нашего века, ориентировка была по ДСМ-3, и тогда в " триаде" было не " повторяющееся поведение", а " отсутсвие воображения"). Но это не значит, что в три года реб пройдет эти тесты. А точнее 33 процента из 100 детей 3-лет худо-бедно справилось с его облегченном вариантом. Это говорит о том, что да, способность, к эмпатии в три года ждать не следует)формируется она в 4, и именно в этом возрасте можно начинать прохождение первых тестов"( 4 года у нейротипичных детей) " салли и энн" и "смартиз".
Тесты "удивительные истрии" после 9-10 лет (у нейротипичный детей)
Тест "фургон мороженного" около 8 лет.( у нейротипичных детей) По датам, кроме " салли и энн" помню оч приблизительно .
Так же сказано, что их исследования показали, что чем выше вербальный интеллект к человека с РАС, тем больше способность к репрезентации чужих чувств, то есть аутисты более социальны что ли, в том плане что лучше понимают социальные подтексты, способны ко лжи, распознанию чужих намерений. Еще про тест" удивительные истрии"( здесь вариант урезан), в нем всего 24 примера. Нейротипичные испытуемые без задержек справлялись с 22-24 заданиями, люди с РаС 16-22( именно из тех кто справился, понятно, что были те, кто не понял).
А так же в книге говорится, что даже те ,кто прошел тестирования , кто мог в экспериментальных условиях подемонстрировать неплохую теоретическую базу, на деле, в жизни, имели сложности
1. Первый тест "салли и энн" это тест ложных ожиданий. .
Термин «модель психического» относится к способности приписывать независимые представления себе и другим людям с целью объяснения своего и чужого поведения. Эти представления должны быть независимыми как от реального положения дел (поскольку люди могут ожидать то, чего нет на самом деле), так и от представлений других людей (поскольку ты и я можем ожидать и хотеть разных вещей). Как указывал философ Daniel Dennett, в полной мере модель психического может проявиться только при объяснении и прогнозировании поведения, в основе которого лежат ложные ожидания, поскольку, если для объяснения поведения требуется привлечение только реального положения дел (или своих собственных убеждений), рассуждения о представлениях другого человека вообще не требуется (Dennett 1978). Итак, тест, для выполнения которого точно требовалась бы репрезентация представлений, - вот что было необходимо для проверки теории «психической слепоты» при аутизме.
Предположение о том, что у аутистов отсутствует «модель психического» (то есть, способность к «репрезентации внутренних представлений», или «считыванию представлений»), исследовали Baron-Cohen и др. (1985). С помощью теста «Салли и Энн» - упрощенного варианта теста ложных ожиданий, разработанного Wimmer и Perner (1983), они исследовали 20 аутистов, чей умственный возраст был не меньше 4 лет.
" салли и энн"
В этом задании ребенку показывают двух кукол, Салли и Энн; у Салли есть корзинка, ау Энн - коробка. Ребенок видит, как Салли кладет свой шарик в корзинку и уходит. Пока Салли нет, озорница Энн перекладывает шарик из корзинки в свою коробку и тоже уходит. Теперь Салли возвращается. Ребенка спрашивают: «Где Салли будет искать свой шарик?» Baron-Cohen с соавторами обнаружили, что 8о% (16 из 20) аутичных детей не смогли понять ошибочность ожиданий Салли - вместо того, чтобы сказать, что Салли будет искать шарик в корзине, куда она его и положила, они говорили, что она будет искать его в коробке, где он был на самом деле. В отличие от аутичных детей, 86 % (12 из 14) детей с синдромом Дауна, чей умственный возраст был даже меньше, справились с заданием, поняв ошибочность ожиданий Салли. Обычные четырехлетние дети при выполнении теста «Салли и Энн» также правильно представляли себе ошибочные ожидания.
***"салли и энн" более сложный уровень В этом варианте Салли возвращается и перед тем, как поискать свой шоколад, спрашивает у Энн, где он. Энн говорит неправду, сообщая, что шоколад - в собачьей будке. Теперь ребенка спрашивают: «Как думает Энн, где шоколад?» и «Как думает Салли, где шоколад?» - соответственно, один вопрос на запоминание, а другой - собственно контрольный. В этом эксперименте трехлетние дети проявили некоторое понимание внутреннего состояния другого: они отвечали, что Энн думает так, как сказала, и Салли также верит в то, что сказала Энн. Таким образом, несмотря на то, что они не поняли преднамеренность обмана (четырехлетними детьми это уже понимается), фактически они поняли, что ожидания Салли неверны. В отличие от этого, аутисты вообще не брали в расчет представления другого человека и давали оба ответа, основываясь на воспринимаемой ими реальности (Энн и Салли думают, что шоколад находится там, где он есть на самом деле, - в коробке Энн).
Тест " смартиз"( просто коробка конфет)
В тесте «Смартиз» ребенка просят угадать, что находится в коробке из-под «Смартиз». Когда ребенок говорит «конфетки» или «Смартиз», коробочку открывают, показывая, что на самом деле там лежит карандаш. Затем крышку снова закрывают и говорят: «Когда придет Билли, я покажу ему эту коробку закрытой, как тебе. Я спрошу его, что там внутри. Что он скажет?» При выполнении этого задания, с которым справляется обычный 4 -летний ребенок, аутист опять-таки не может понять ошибочность ожиданий Билли.
3. Тест "фургон мороженного" Возможно, у аутистов формирование модели психического просто очень сильно запаздывает, и неудивительно, что в конце концов некоторые аутисты все-таки начинают справляться с такими тестами. Как показал Baron-Cohen (1989b), вто время как стестом «Салли и Энн» некоторые аутисты справлялись, ни один из них не смог выполнить более сложный тест на модель психического второго порядка- тест «Фургон с мороженым» (адаптированный вариант теста, взятого из Perner и Wimmer 1985). В этом задании испытуемому показывают сцену, на которой изображена деревня - с парком, церковью и домами. Испытуемому показывают двух персонажей - Джона и Мери, которые находятся в парке. Дальше рассказывается история, иллюстрируемая движениями фигурок:
Это Мери и Джон. Сегодня они пришли в парк. Приехал фургон с мороженым. Джон хочет купить мороженое, но он забыл деньги дома. Чтобы купить мороженое, ему надо пойти домой и взять деньги. Мороженщик говорит Джону: «Все в порядке, Джон, я буду в парке весь день. Так что ты можешь пойти домой и взять деньги, а потом вернуться и купить мороженое. Я все еще буду здесь». Итак, Джон побежал домой за деньгами.
Но когда Джон ушел, мороженщик изменил свои планы. Он решил, что не собирается оставаться в парке всю вторую половину дня, вместо этого он пойдет продавать мороженое возле церкви. Он говорит Мери: «Я не буду, как сказал, стоять в парке, вместо этого я пойду к церкви».
Проверка понимания № 1: Джон слышал, что мороженщик сказал Мери?
Итак, после полудня Мери пошла домой, а мороженщик отправился к церкви. Но по пути он встретил Джона. Так что он сказал Джону: «Я передумал. Я не хочу оставаться в парке, я собираюсь продавать мороженое около церкви». После этого мороженщик поехал к церкви.
Проверка понимания № 2: Мери слышала, что мороженщик сказал Джону?
Во второй половине дня Мери пришла к дому Джона и постучалась в дверь. Дверь открыла мама Джона, она сказала: «Ой, Мери, мне жаль, но Джон ушел. Он пошел за мороженым».
Вопрос, касающийся ожидания: Как думает Мери, куда Джон пошел за мороженым?
Вопрос на понимание причины такого ожидания: Почему Мери так думает?
Вопрос на понимание реального положения вещей: Куда на самом деле пошел покупать мороженое Джон?
Вопрос на запоминание: Где мороженщик был сначала?
Это задание направлено на оценку представлений ребенка о том, что думает один герой по поводу того, как другой герой представляет себе положение дел: Мери думает, что Джон не знает, что мороженщик находится около церкви. Поэтомутакие задания называются «задачами второго порядка», поскольку они требуют встраивания в свои представления на один уровень больше, чем задания наложные ожидания первого порядка, такие как «Салли и Энн», когда ребенку нужно просто представить (неверные) ожидания Салли относительно текущего положения вещей. Обычные дети начинают справляться с заданиями на ложные ожидания второго порядка в возрасте от 5 до 7лет.
Как показал Baron-Cohen, все ю аутистов, участвующих в эксперименте, не смогли справиться с этими более трудными заданиями на модель психического второго порядка; он утверждает, что даже у тех аутистов, которые справляются с тестом «Салли и Энн», существуют признаки выраженной задержки формирования понимания внутренних представлений (все испытуемые были старше 7 лет, а их уровень развития экспрессивной речи соответствовал 7-1 7 годам). Однако другие исследования показали, что более способные аутисты - те, которым иногда ставится диагноз «синдром Аспергера», - оказались способными выполнить задания на модель психического даже второго порядка. Как писалось в 6-й главе, как Bowler (1992), так и Ozonoff с коллегами (1991b) показали возможность успешного выполнения аутистами таких заданий, и они считают, что это решительно подрывает гипотезу о нарушении модели психического как базовом дефекте при аутизме.
4."удивительные истории" тест.
Для этого я разработала серию рассказов, в которых в основе повседневных высказываний, не соответствующих действительности, лежат различные мотивы (Happe 1994а). Так, например, если кто-то просит вас высказать свое мнение о новом платье, которое на самом деле кажется вам ужасным, вы, отвечая, что оно прекрасно подходит для эстрады, можете преследовать различные цели: чтобы не обидеть, чтобы заставить кого-то совершенно ужасно выглядеть, чтобы выразить сарказм или просто подшутить над собеседником. В повседневном общении мотивацию можно понять, учитывая множество факторов - контекст разговора, эмоциональный тон, отношения между собеседниками. В используемых историях практически полностью исключались всякие двусмысленности, так чтобы здоровые испытуемые и неаутичные испытуемые с общей задержкой психического развития могли дать только одну интерпретацию ситуации. Было по две истории каждого из 12 типов (см. примеры): Вранье, Ложь во благо, Шутка, Символическая игра, Недоразумение, Уговаривание, Видимость / Реальность, Оборот речи, Ирония, Забывчивость, Двойной обман и Несовпадение эмоций. В каждой из этих историй герой говорит нечто, не соответствующее действительности, и испытуемого просят объяснить, зачем герой это сказал. Гипотеза состояла в том, что аутистам понимание историй будет даваться гораздо труднее, чем контрольной группе, и что результаты выполнения этих заданий у аутистов будут сильно коррелировать с результатами выполнения стандартных тестов ложных ожиданий.
"Удивительных историй» (Наррe 1994а)
Тип истории: Ирония
Мама Энн долго готовила любимое блюдо Энн - рыбу с картошкой. Но когда она принесла дочке еду, та смотрела телевизор и даже не посмотрела в ее сторону. Мама очень рассердилась и сказала: «Очень мило. Вот это я называю вежливостью!»
Правда ли то, что сказала мама Энн?
Почему мама Энн это сказала?
Тип истории: Ложь во благо
Элен весь год ждала Рождества, так как знала, что на Рождество она может попросить у родителей кролика. Больше всего на свете Элен хотела кролика. Наступило Рождество, и Элен открыла большую коробку, которую ей подарили родители. Она была уверена, что там клетка с маленьким кроликом. Но когда в присутствии всей семьи она открыла коробку, она увидела, что там всего лишь здоровенная занудная энциклопедия, которая была ей совсем не нужна! И все же, когда родители спросили, довольна ли она, она ответила: «Восхитительно, спасибо. Это как раз то, что я хотела».
Правда ли то, что сказала Элен?
Почему она так сказала родителям?
Тип истории: Вранье
Однажды, когда Энн играла в доме, она случайно уронила и разбила мамину любимую хрустальную вазу. О Господи, когда придет мама, она ужасно рассердится! Когда мама пришла дом ой, она увидела разбитую вазу и спросила, что произошло. Энн ответила: «Это собака уронила ее, я тут ни при чем!»
Правда ли то, что сказала Энн маме? Почему она это сказала?
Тип истории: Двойной Обман
Во время войны армия Красных взяла в плен бойца армии Синих. Красные хотели, чтобы он сказал, где находятся танки Синих; они знали, что танки либо у моря, либо в горах. Они понимали, что пленный не хочет им это говорить: он захочет спасти свою армию и, конечно же, скажет им неправду. Пленный был очень храбрым и хитрым; он решил, что не даст им обнаружить свои танки. На самом деле танки были в горах. Когда враги спросили его, где танки, он ответил: «Они в горах».
Правда ли то, что сказал пленный?
Где враги станут искать танки?
Почему пленный сказал так?
Тип истории: Уговаривание
Джейн хотела купить котенка, поэтому она пошла к миссис Смит. У миссис Смит было множество котят, которые ей были не нужны. Миссис Смит любила котят и не хотела, чтобы с ними случилось что-то плохое, хотя она и не могла держать их всех у себя. Когда Джейн пришла к миссис Смит, она не была уверена, что ей нужен какой-нибудь из этих котят, потому что они все были мальчиками, а она хотела девочку. Но миссис Смит сказала: «Если ты не купишь ни одного котенка, мне придется их утопить!»
Правда ли то, что сказала миссис Смит?
Зачем миссис Смит так сказала Джейн?
Тип истории: Оборот речи
У Эммы был кашель. Во время всего обеда она кашляла, кашляла и кашляла. Папа сказал: «Бедная Эмма, у тебя, должно быть, лягушка в горле!».
Правда ли то, что сказал папа Эмме? Почему он так сказал?