ТЕОРИЯ ПО РИСОВАНИЮ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ
Очень интересная статья, рекомендую прочитать.
Привожу здесь откликающееся мне мнение специалиста (арт-терапевта), художника, с большим стажем работы с детьми и взрослыми, - Александра Михайловича Цвелика. Я читаю тоже его ЖЖ, там очень много полезных материалов по живописи, размышлений, видео по корректной работе с красками. Надеюсь в этом году попасть на его семинары.
О ЦВЕТЕ И ЛИНИЯХ
Что надо, чтобы дети могли почувствовать цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой? Так чувствуют и наслаждаются игрой - водой, песком, камешками, деревяшками...Задача взрослых в этом занятии:дать возможность ИГРАТЬ С ЦВЕТОМ, ЗАЗВУЧАТЬ ЕМУ,обеспечить восприятие во всей полноте. В чем же дело? Зачем так все усложнять, зачем какие-то процедуры? Дадим детям краски - вот пусть и знакомятся!
- Но чтобы с чем-то играть и знакомится. надо:
1.Чтобы цвет был податлив, изменчив, слушался, был прозрачен,красив, дышал и переливаться."
2. Чтобы кисточка была "по руке", была достаточно широкая, упругая, и чувствовала бумагу волосом, а не скребла железкой. Лично я предлагаю плоские кисти, щетинные, ШИРОКИЕ, номер 20-22. Да, да! Никаких беличьих и остреньким кончиком круглых кистей ребенку не нужно для того, чтобы почувствовать краску!
3.Нужно, чтобы краски можно было легко взять, а не выковыривать их из крохотных (и уже грязных) кюветочек в пластмассовой коробке. И вобще, в большом количестве красок можно голову потерять... В стандартных коробках их СЛИШКОМ МНОГО, и в них нет там никакого ясного порядка - случайный набор цветов.
Те материалы, которые получают обычно дети для рисования, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДХОДЯТ для живописи. Это подменные, третьесортные эрзацы, которыми и мастер ничего толком сделать не сможет. Они настолько же отличаются от того, что надо ребенку, как пластмассовый молоток - от настоящего. Гвоздя им не забьешь.
Вы видели хоть одного серьезного художника, который работал бы таким набором, который предлагается детям? Набор не пригоден, это - фальшивка, сделанная по принципу - "идиоту все сойдет, а ребенок - идиот".
"Вы не правы! - закричит иная мама. "Я не считаю своего ребенка идиотом, он для меня - всё! Я уважаю его, как личность! И я пошла с ним в художественный салон, мы купили ему самые дорогие, самые лучшие краски и кисти, бумагу, мольберт! Вы воображаете, что во всем разбираетесь! А мы советовались с продавцом, там работают специалисты, и они уж знают, что нужно художнику - не какие-то там ваши щетинные кисти! Теперь он ходит в студию раннего развития, и его рисунки уже взяли на конкурс!" -
Бедная мама... Она не видит в своем ребенке того, что ему КАК РЕБЕНКУ, требуется, а видит фетиш, которому надо поклоняться, и приносить дорогие жертвы. А ему надо дать не то, что нужно мастерам-специалистам - но и не эрзац-материалы, а ТО, ЧТО ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИГРЫ И ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА. Ему хотелось бы поиграть в цвет - а его муштруют сюжетами и формами, не давая насладиться переливами, красотой и волшебством цвета! Ему "прививают навыки и умения" - исподволь подсовывая дрессуру и шаблончики в "занимательной форме, конечно - во все "занятия" - вместо того,чтобы позволить получить ПОЛНОЦЕННЫЙ опыт восприятия игры. Ибо игра есть единственный путь развития ребенка, его уже подвергают обработке и "прививкам".
Можно было бы развести растворы красок, полюбоваться, поставив их на свету, какие они красивые, прозрачные! Покрасить в разные оттенки лоскутки ткани, повесить их на окне сушиться - порадоваться, тому, что получилось.. Или покрасить оттенками акварели лист бумаги, а потом свернуть из него фонарик, и вечером, поставив внутрь свечку, погрузиться в это волшебство цвета...рассказывая сказку на ночь...
Ему купили скрипку Страдиварри, но сможет ли он на ней играть? А нужен то был всего лишь набор из красок из трех - шести колокольчиков - но настоящих, звонких, а не пластмассовых фломастерных имитаций..
Вы ведь знаете :
4. Сухой лист бумаги в предлагаемых "альбомах для рисования" сразу же коробится, создает неприятное ощущение. Бумага в таких альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить тотчас размокает, раскисает до дыр, верхний слой задирается.
5. Тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить, ПРУЖИНИСТО почувствовать основу поверхности, бумаги, быстро махрится, и начинает ездить железкой по бумаге.
(Цитирую из переписки мам: "Вот и с кисточкой у нас не сразу получалось,нажимает как на карандаш,а ведь надо не нажимать,кисточкой, а ручку на весу держать, чтобы по бумаге не чирикать железкой
Вместо этих вливаний в голову надо просто дать подходящий инструмент, чтобы ребенок его чувствовал, и инструмент сам подскажет - упругую щетинную плоскую кисть, шириной 20-22мм.
6. Рисующему хочется порадоваться цвету - а для этого нужно накладывать большие плоскости цвета. - Небо, вода...(Они-то и есть самые красивые...Так хочется яркого, сочного! Пылание заката, голубизну небес...Переливы зелени...). Но тут совсем беда: На мягкую кисточку из красок-"таблеток", жестких, - цвет или никак не наберешь, - или, наоборот,когда краски размокнут - попадает куском! И на более-менее большой плоскости равномерно или с красивым переходом цвет наложить никак не удается. А тут еще бумага капризничает - то слишком сухая - и у мазков остаются жесткие края, краска ложится неравномерно, пятнами; то перемочишь, - и все плывет на соседние, уже нарисованные части рисунка, - грязь, гадость...
"Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей! " говорит внутренний голос. Но вас обманули... Вам просто подсунули негодные методы и инструменты, и вы поверили...
Материалы, которые обычно покупают детям, СЛИШКОМ ВЗРОСЛЫЕ, или последнего - т.е. второго - сорта! Они НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЖЕСТКИ, СУХИ, СКОВЫВАЮТ ВНИМАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ, МАЛЫ ПО РАЗМЕРАМ (требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок).
Чтобы пользоваться ими, надо УЖЕ БЫТЬ великим МАСТЕРОМ. Уметь танцевать на канате. Они требуют СЛОЖНЫХ ТЕХНИК РАБОТЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, предусмотрительности на каждом шагу...
ЧЕГО НЕ НАДО ХОТЕТЬ ОТ ДЕТЕЙ, НО ЧЕГО ХОТЯТ ОТ НИХ ВЗРОСЛЫЕ
Взрослые обычно фиксированы на предмет и сюжет- "ЧТО ТЫ НАРИСОВАЛ?" - спрашивают они. Можно ответить - я рисовал не что-то, а КАК живет и дышит цвет. Вот здесь цвету светло и просторно, а здесь он гуще,и оттого становится тепло и уютно. Здесь цвет плотнее, а там - прозрачнее: стало свежо и прохладно.
Для этой работы краска должна быть ПРОЗРАЧНОЙ, жидкой, легко поддаваться разведению и сгущению. Подойдет акварельная, ЗАРАНЕЕ не слишком жидко разведенная в чашечке. И не подойдет плотная, кроющая - гуашь. Влажный лист, приготовленный к работе, ровно накатанный на столе, охотно принимающий на себя яркие - но не кричащие - прозрачно-играющие полужидкие , заранее разведенные акварельные краски, играющие плотностью и прозрачностью тона...
Такая "кухня" подготовки материалов и цвета дает "распробовать" и подняться над штампованым бескультурием "елочек" и "цветочков" гос.садика и "уроков рисования" начальной школы. Насаждается ложный метод - так называемое "рисование"- малевание условными формами и шаблонными цветами: зеленая травка, голубая водичка... Душа чахнет, восприятие схематизируется. Живопись - это не раскрашенные в "НУЖНЫЕ" цвета контуры предметов!
К творчеству отношения все это "обучение"не имеет. Основа этой "образовательной" деятельности - сбор средств с родителей за временную сдачу детей на пребывание в кружках. А на деле - дрессировка и натаскивание на стандарт, убивающая собственную фантазию и творчество, веру в себя.
Сколько детей ходило в кружки, чтобы сказать: Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ. И навсегда отложили краски, решив: Я БЕЗДАРЕН. Им предстояло жить с этим обманом..
Мне возразят, скажут - в студиях есть результаты! - КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, давайте смотреть точнее! Много ли вы знаете значительных художников современности? Вышедших из наших учебных заведений? В Италии, в 14-15 веке еще не было кружков и детских садов, где так "учили-мучили", как у нас! Учили С РУК, и сначала ученик просто ТЕР КРАСКИ, разводил и пробовал их наносить. Ученик вначале просто знакомился с красками, встречался с цветом и - волей-неволей, растирая краски, нанося фоны - играл с ним....Сотни живописцев взросло в этих школах, тысячи картин вышло из их рук... Только загляните на сайты Италии - все в ней дышит живописью... Стены, мебель, ковры... Картины, краски везде...