Заставило задуматься.....стоит пересмотреть свое поведение...
Внешним стимулом и способом управления поведением ребенка является наше требование. Простота предъявления требования делает его одним из главных методов семейного воспитания. Мы почти непрерывно и чуть ли не с наслаждением от своих прав взрослого что-то требуем от ребенка, распоряжаемся, настаиваем, заставляем и т. д. Однако воспитывающая эффективность этих наших воздействий зависит от целого ряда условий.
Прежде всего, требования должны быть понятны ребенку по содержанию. "Не стучи!" понятнее, чем "Веди себя прилично!". Требования должны носить постоянный характер и не меняться в зависимости от настроения родителей или обстоятельств. Требование предполагает его исполнимость, посильность. "Сиди спокойно!" — непосильное требование для ребенка уже потому, что сидячая поза для него не является позой отдыха, как для взрослого. Она требует большего напряжения, чем движение.
Большое значение имеют сопровождающие требования эмоции взрослых. Иногда ребенка приучают реагировать не на смысл требования, а на уровень сопутствующих эмоций или на силу звука. В результате фраза "Иди домой", сказанная спокойным голосом, может не восприниматься ребенком как реальное требование. И только гневное обращение "Я кому сказала?! Марш сейчас же домой, а то.!" (далее могут следовать весьма богатые лингвистические упражнения, смысл которых в нервных эмоциях, а не в словах) вызывает желаемую для родителей реакцию заигравшегося во дворе ребенка.
Особо следует указать на значение эмоций, вызываемых требованием у самого ребенка. Все виды требований можно в связи с этим разделить на три характерные группы:
Вызывающие у ребенка неприятные эмоции. Сюда относятся: угроза, окрик, одергивание, нотация, упреки, насмешки, выражение недоверия, осуждения и т. д.
К сожалению, в практике семейного воспитания они нередко преобладают. Психологически это объясняется их простотой и попутной прекрасной возможностью для родителей "разрядиться" — вывести с эмоциями наружу свое внутреннее напряжение, вызванное поведением ребенка или какой-то другой причиной. В сиюминутном смысле они довольно эффективны, однако при частой повторяемости происходит привыкание. Тогда родителям приходится "наращивать эффект" — усиливать угрозу, дольше ругаться, громче кричать или же применять физическую силу.
Главное условие предъявления требования — оно должно восприниматься по смыслу, а не по сопутствующим негативным обстоятельствам, как правило, направленным на подавление воли ребенка.
Не вызывающие отрицательных (да и положительных!) эмоций. Среди них: распоряжение, поручение, спокойное и деловое напоминание, подсказка и т. д. Но если они окрашены собственными родительскими эмоциями, то эти эмоции, естественно, вызовут ответные, того же знака.
Направление на мобилизацию воли ребенка, желаний, на повышение мотивации действий, деятельности, поведения, самооценки.
К ним можно отнести просьбу, требование через выражение доверия ("У тебя лучше получится"), восхищение, веру в успех, игровые формы требования и т. п. Преимущественное использование таких требований несет с собой целый ряд позитивных последствий, делающих общение ребенка и родителей приятным, а его поведение самостоятельным и разумным.
При постоянном контроле за собой родителям бывает нетрудно приучить себя к использованию требований только второй и третьей группы.
В ряде случаев требования могут облачаться в письменную форму, принимать вид правил, памяток, "законов жизни", принципов поведения и т. д. Особенно желательно, чтобы такого рода требования формировались самим подрастающим ребенком.
Прежде всего, требования должны быть понятны ребенку по содержанию. "Не стучи!" понятнее, чем "Веди себя прилично!". Требования должны носить постоянный характер и не меняться в зависимости от настроения родителей или обстоятельств. Требование предполагает его исполнимость, посильность. "Сиди спокойно!" — непосильное требование для ребенка уже потому, что сидячая поза для него не является позой отдыха, как для взрослого. Она требует большего напряжения, чем движение.
Большое значение имеют сопровождающие требования эмоции взрослых. Иногда ребенка приучают реагировать не на смысл требования, а на уровень сопутствующих эмоций или на силу звука. В результате фраза "Иди домой", сказанная спокойным голосом, может не восприниматься ребенком как реальное требование. И только гневное обращение "Я кому сказала?! Марш сейчас же домой, а то.!" (далее могут следовать весьма богатые лингвистические упражнения, смысл которых в нервных эмоциях, а не в словах) вызывает желаемую для родителей реакцию заигравшегося во дворе ребенка.
Особо следует указать на значение эмоций, вызываемых требованием у самого ребенка. Все виды требований можно в связи с этим разделить на три характерные группы:
Вызывающие у ребенка неприятные эмоции. Сюда относятся: угроза, окрик, одергивание, нотация, упреки, насмешки, выражение недоверия, осуждения и т. д.
К сожалению, в практике семейного воспитания они нередко преобладают. Психологически это объясняется их простотой и попутной прекрасной возможностью для родителей "разрядиться" — вывести с эмоциями наружу свое внутреннее напряжение, вызванное поведением ребенка или какой-то другой причиной. В сиюминутном смысле они довольно эффективны, однако при частой повторяемости происходит привыкание. Тогда родителям приходится "наращивать эффект" — усиливать угрозу, дольше ругаться, громче кричать или же применять физическую силу.
Главное условие предъявления требования — оно должно восприниматься по смыслу, а не по сопутствующим негативным обстоятельствам, как правило, направленным на подавление воли ребенка.
Не вызывающие отрицательных (да и положительных!) эмоций. Среди них: распоряжение, поручение, спокойное и деловое напоминание, подсказка и т. д. Но если они окрашены собственными родительскими эмоциями, то эти эмоции, естественно, вызовут ответные, того же знака.
Направление на мобилизацию воли ребенка, желаний, на повышение мотивации действий, деятельности, поведения, самооценки.
К ним можно отнести просьбу, требование через выражение доверия ("У тебя лучше получится"), восхищение, веру в успех, игровые формы требования и т. п. Преимущественное использование таких требований несет с собой целый ряд позитивных последствий, делающих общение ребенка и родителей приятным, а его поведение самостоятельным и разумным.
При постоянном контроле за собой родителям бывает нетрудно приучить себя к использованию требований только второй и третьей группы.
В ряде случаев требования могут облачаться в письменную форму, принимать вид правил, памяток, "законов жизни", принципов поведения и т. д. Особенно желательно, чтобы такого рода требования формировались самим подрастающим ребенком.