Эфир ВК с Яной Гринченко, историком, культурологом
Учимся учиться
Мне постоянно задают вопрос: как можно запомнить такое обилие дат, фамилий, событий, терминов? Как уложить всё в какую-то логическую цепочку, в единую схему? Это же невозможно!
К сожалению, наша школа не способствует возникновению у учащихся цельного видения истории. Как показывает опыт, мало кто владеет целостным видением процесса.
За время преподавания в школе, колледже, университете у меня накопилось достаточное количество приемов и лайфхаков.
Существует два подхода, два основных принципа изучения истории. От общего к частному, от описания периодов к фактам. Второй подход - от фактов, персоналий к представлению об общем процессе.
На мой взгляд, оба подхода имеют право быть. Я убедилась в том, что эти два подхода лучше сочетать, объединять. Сейчас я объясню, как это делать.
СОВЕТ: СДЕЛАЙТЕ ОБЩУЮ ГРАФИЧЕСКУЮ СХЕМУ ПЕРИОДОВ. Открываете любую периодизацию по истории России, какая вам больше нравится. Вам нужно обязательно обратить внимание, по какому критерию выделены периоды. Критерием может быть экономика, культура, социальная сфера.
Берете лист А4 и на горизонтальной оси обозначаете периоды, которые вы нашли. Одним предложением или словосочетанием характеризуете и подписываете период (основную мысль, главную особенность).
Например, если мы берем 12-13 века, то это период политической раздробленности. Получается у нас такая схема истории от самого начала до наших дней.
Получившуюся схему берете и вешаете у себя перед глазами в том месте, где вы чаще всего бываете - над столом, на холодильнике, где будет эффективнее. По всему дому хоть развесьте. Через неделю-две эта схема
отпечатается в вашем сознании.
Уже это очень значимо. По факту у подростков есть знание фактов, но они не связаны в общую картину событий. Нужно общая картина, целостность, с нее и надо начинать.
Что же делать дальше? Вы задаете себе вопрос: какой период истории вам больше всего интересен? С него и надо начинать.
К концу занятий, через год-полтора, зачастую это меняется :)
Берете тот период, который больше всего нравится, и идете вглубь - наполняете его более мелкими событиями. Например, делите на периоды правления. Идете от общих событий к более мелким деталям, подробностям и фактам.
СОВЕТ: Факты выбираете те, которые вам реально интересны. Сейчас много занудных текстов, рассчитанных больше на профессионалов, людей, которые уже владеют материалом. Поэтому для начинающих эти книги кажутся скучными.
Многие видят историю как черно-белое кино без звука. Раскрасьте его!
Пример: остатки регентши Ивана Грозного Елены Глинской - она была рыжеволосая. Это такой факт, который немного украшает наши знания об истории, делает их запоминающимися, особенными, уникальными. Яркие, образные факты, которые вас впечатлили, вдохновили, удивили, не забудутся никогда.
Ищите детали к портретам правителей, к историческим событиям, которые вы поднимаете и изучаете.
В истории нет однозначных трактовок. Сколько историков, столько и мнений. Говорят, как можно заниматься историей, это же вымысел? Историю переписывают каждые десять лет, это вымысел.
СОВЕТ: На первых порах лучше не вникать в дискуссии между историками. Возьмите одно толкование, точку зрения. Выбирайте общепринятую или ту, которая вам ближе. И когда накопите достаточно знаний и опыта, вам будет проще смотреть на дискуссии. Если увлечься дискуссией, то можно потерять из вида саму историческую личность или событие.
СОВЕТ: Любое непонятное слово, которое вы встречаете - откройте словарь или хотя бы википедию, посмотрите значение этого слова. Очень важно, чтобы читая исторический текст, вам были понятны все слова. Если вы не понимаете терминов, то картинка будет размытой и неточной, нечеткой.
Пример: невозможно понять историю 17 века, если не знаете значение слова "секуляризация". Не поленитесь открыть словарь и посмотреть значение слова.
Самое главное: старайтесь задействовать ВСЕ каналы получения информации (звук, зрение, осязание). Научитесь получать не сухие знания, а впечатления! Яркие впечатления о том или ином историческом процессе.
Пример: впервые пришла в Храм Василия Блаженного. Уже много знала. Когда попала, все знания куда-то свернулись. Непосредственные впечатления затмили все мои знания, полученные сознательным зазубриванием. Помню, как прикасалась к стенам собора, касалась шершавых стен. Все дрожит внутри - ты прикасаешься к истории. Удивительные впечатления. Может кому-то посчастливилась держать в руках платье прабабушки. Вы получаете знание об истории не через голову, а через какие-то другие источники.
Включала Рахманинова при изучении истории 20 в, так как его музыка помогает, как никакая другая, погрузиться в атмосферу той эпохи, исторические события России.
Изучаете 18 век - смотрите, какая музыка была, какие художники творили в то время. То же самое: изучать историю войны и не слушать военных песен - бессмысленно. Слышать как звучала эта эпоха. У вас достаточно насмотренности исторических полотен этого исторического периода.
Поездка по Золотому кольцу. Школьники никогда потом не путали Рязанский кремль ни с каким другим - у них было свое личное впечатление от этого памятника,
Смотрите исторические фильмы, слушайте музыку, читайте стихи и прозу.
Сделайте все, чтобы у вас были свои яркие впечатления.
СОВЕТ: У всех есть любимый поэт или писатель. Задумайтесь, когда он жил, при каком правителе, в какую эпоху. Так через Иосифа Бродского я полюбила 20 век. Его жизнь и судьба переплетаются с событиями эпохи.
А вот мне нравится Моцарт! Тогда вы делаете мостик. Если вам нравится композитор, который не жил и не творил в России, то делаете так. Во времена какого русского правителя жил Моцарт? Эпоха Екатерины II. Был шанс посетить Россию, но поездка не состоялась.
Проблема - у нас все как будто в космосе. Кто правил, какие проблемы решались. Вход через интерес и через синтез.
Волшебных кнопок нет. Все требует усидчивости, дотошности, нацеленности на результат. Чем больше знаний приобретете, тем легче будет двигаться дальше.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
Как помочь ребенку выучить историю? В школе этот предмет совсем не нравится.
Все, что говорила - класса с 9. Все, что раньше, требует совсем другого подхода. Все зависит от возраста и от материала, который проходят в школе.
СОВЕТ 1: Начните с себя - ребенок все берет только на личном примере родителей. Если сами историю терпеть не можете, то и ребенок любить историю не будет.
СОВЕТ 2: Не надо заставлять. Если ребенок не любит историю - а может это и не его? заставлять ребенка любить предмет бессмысленно. Можно показать личным примером, что вам это близко, нравится. Можно поговорить с ребенком о личной истории - шествие бессмертного полка. Можно взять ребенка на ту или иную экспозицию, выставку. Вы можете для него открыть это.
Интересуют учебники, хорошие книги, авторы для детей, начиная с начальной школы.
Я не фанат рекомендовать конкретных авторов или литературу. Читать учебники вы можете, но они все-таки не сильно способствуют... я считаю, что авторы - все зависит от того, кто вам ближе. Авторы каждый специализируется на своем конкретном периоде. Сколько людей, столько и мнений. Ищите! Информации море. Можно найти того автора, который вам ближе. Не пугайтесь, что сегодня вам нравится один автор, а через какое-то время совсем другой. Это нормально! Взгляды меняются, если вы двигаетесь в изучении истории.
Правда ли, что в учебниках искажаются факты?
В истории действительно много темных периодов. Если их бояться, то мы так и не начнем изучать ее. Не стремитесь к перфекционизму, история - очень субъективная наука. Часто бывает, что автор высказывается, а лет через 5 меняет свою точку зрения. Пусть это вас не останавливает.
Доступна ли новейшая история (ХХв) школьникам 8-9 класса?
Это зависит от самих учеников. По опыту - дети воспринимают ее на своем уровне, может быть не так, как это делают взрослые. В полной мере понять историю ХХ в непросто. Но это еще одно клише, расхожий взгляд...
И история ХХ в, и новая история, и древняя - любая, ее восприятие меняется с возрастом. Это нормально, это естественно.
Как быть, если интересный материал относится к периоду который не интересен? Может вы мало знаете о нем, мало понимаете? Не вижу глобального противоречия.
Итог: изучаем историю в любом возрасте. Это прекрасное времяпрепровождение - оно изменит вашу жизнь, ваше видение жизни, поступков других людей. Отталкивайтесь от общей схемы развития событий. Двигайтесь к деталям, интересным фактам, впечатлениям, которые помогут прожить ее эмоционально, пропустить через себя, через сердце. Слушайте музыку, смотрите живопись, ходите на выставки.
Объявление:
Подобные эфиры буду проводить регулярно. Нужна помощь. В комментариях к этому видео пишите предложения о темах следующих эфиров. Вопросы желательно по отечественной истории, о преподавании.