Это интересно. Из жж моей любимой Людмилы Петрановской.
Проводили такой эксперимент, как раз про познавательную активность. Маму
с ребенком дошкольного возраста приглашали в кабинет, полный всяких
развивающих игр и вообще интересных и малопонятных штуковин. Потом
экспериментатор извинялся, говорил, что ему надо совсем не надолго
отойти и предлагал чувствовать себя в кабинете "как дома", говорил, что
можно "посмотреть пока, что у нас тут есть". И уходил. 
Но недалеко,
коварный, а за стеночку, где было особое зеркало, с одной стороны как
зеркало, с другой -- прозрачное, его часто используют для опытов над людьми психологических экспериментов.
Через окошко-зеркало он наблюдал, чем заняты мама с ребенком. Основных типа поведения было четыре:
1.
Мама грозно шикала на ребенка, чтобы "сидел смирно, ничего не трогал" и
они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок
пытался что-то взять, мама одергивала.
2. Мама доставала из сумки
журнальчик и погружалась в чтение, на ребенка внимания не обращала. Он,
постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т. д.
3.
Мама воодушевлено говорила ребенку: "Смотри, какие хорошие игры!" И
начинала показывать ребенку и объяснять, как в них играть.
4.
Мама, забыв нафиг про ребенка, с азартом хватала то одну игру, то другую
и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все
хватал и рассматривал.
Потом психолог возвращался в комнату и
проводил с помощью специальной методики тестирование уровня
познавательной активности у ребенка. Отгадайте, у детей из какой группы
оказались лучшие результаты?
Самые высокие показатель были у деток самых любознательных мам, из 4 группы.
Затем
шли дети мам-пофигисток из 2 группы. И гораздо худшие реультаты были у
тех, кому все запрещали и у тех, кем руководили (честно говоря сейчас не
вспомню, кто из них был большим аутсайдером, но разрыв между теми двумя
и этими двумя группами был большой)
Мораль очевидна. Не надо
никак особо эту самую познавательную активность развивать. Если ребенок
живет в богатой, интересной, интригующей среде, а главное -- если самим
родителям ВСЕ ИНТЕРЕСНО и они не тупят каждый вечер перед телевизором,
то все само прекрасно разовьется. А если родители еще и радуются
проявлениям любознательности у ребенка и не отмахиваются от его
вопросов, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются
при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они
рассказывают дома, то все вообще классно. Такая вот чудесная новость для
ленивых, но любопытных родителей
Но есть и другое обстоятельство,
о котором я уже писала -- познавательная активность не терпит сильного и
длительного стресса. Если ребенку очень плохо, страшно, одиноко, ему не
до новых знаний. Всем, наверное, приходилось наблюдать: вот ребенок на
прогулке весь -- воплощенная познавательная активность. Он наблюдает за
гусеницей, воробьем, кошкой. Но время от времени посматривает на маму на
скамейке. И вдруг -- мама пропала! Отошла куда-то! Все, мгновенно
познавательная активность сворачаивается, и пока мама не найдется и не
успокоит, ребенку не до гусениц.
А теперь, представьте, что мамы нет
ДОЛГО. Или СОВСЕМ. Что будет с любознательностью? Это хорошо знакомо
приемным родителям, которым бывает очень трудно потом реабилитировать в
этом отношении детей, долго пробывших в казенном доме. Но и с домашними
детьми такое случается, например, если в доме конфликты, родители
скандально разводятся, кто-то в семье страдает алкоголизмом или просто
обладает очень тяжелым, вспыльчивым характером, если ребенок постоянно
боится осуждения, отвержения, или боится, что не оправдает
ожиданий, родители будут разочарованы, расстроятся, заболеют и т.д.
То
есть, с другой стороны, очень много всего нужно, чтобы познавательная
активность цвела. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в доме,
безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб
не руководили все время. Но чтоб при этом не в вате держали и были в
жизни ребенка неожиданости, приключения и умеренные стрессы.
Как об
этом подумаешь, так становится понятно, что в низком уровне
любознательности у большинства современных детей виновата совсем не
только школа.
И все это, конечно, требует большой работы, хотя и не
в том смысле, в каком думают родители "посвятившие ребенку всю жизнь".
Думать, чувствовать, хотеть, стараться понимать ребенка, а не жить его
жизнь за него, осознанно строить отношения в семье, без агрессии и
постоянной борьбы за власть, не опускаться, не останавливаться в
развитии.
Как-то так.