Занятия с 4-месячным ребенком
Четырехмесячный ребенок превращается из пассивного наблюдателяокружающего мира в активного участника событий. Теперь, умея доставать ихватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенныенавыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзядотянуться, малыш расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положитьв рот и посмотреть, что из этого получится. Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой,можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку. Онхватает ее за кольцо, отпускает, смотрит, как игрушка вертится, и сновапытается ее схватить. Та последовательность действий -- схватить, осмотретьи снова схватить -- относится уже не только к игрушке, висящей надкроваткой, ребенок также ведет себя по отношению и к другим вещам. Занимаясьс каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, малыш как бы задает себевопрос: "Что я держу в руках и что с этим можно сделать?" В этом возрасте дети начинают активно изучать окружающую обстановку иодновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобыждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, как только увидитвходящего, первым начинает "гулить" и лепетать. И поскольку нет ничегопривлекательнее улыбающегося, лепечущего малыша, вы не сможете не ответитьна его приветствие.
Двигательные навыкиНа пятом месяце жизни у большинства детей наблюдается заметный сдвиг вразвитии двигательной активности. Некоторые из них пытаются ползать, лежа наживоте и помогая себе руками. Они принимают позу лягушки и, отталкиваясьступнями, продвигаются вперед. Другие передвигаются только с помощью рук.Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, малыши начинаютпятиться назад. Теперь многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину.Некоторым малышам удается переворачиваться и со спины на живот. В этомвозрасте ребенок вполне способен сидеть, оперевшись на подушки, и дажесделать несколько пробных шагов, когда его поддерживают. Вопреки расхожемумнению, что нельзя этого делать до тех пор, пока он не будет в состояниивыдерживать вес своего тела, стоячее положение не влечет за собой кривизну(саб-левидность) ног. В этот период руки малыша постоянно заняты -- он тянется и пытаетсясхватить самые разнообразные предметы. Ребенок будет стремиться достать все,что попадется ему на глаза, до тех пор, пока видит и собственную руку, иобъект. Однако он действует еще недостаточно ловко. Пальцы рук пока неспособны шевелиться легко и свободно. Малыш держит предмет, прижимая егосогнутыми пальцами к ладошке. Он скорее загребает, чем берет рукой лежащуюна столе вещь. Поскольку ребенок стремится использовать вновь приобретенные навыки, онбудет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно многовремени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроваткеподвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если онсхватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятсязвоном колокольчика.
Способность видеть, слышать, чувствоватьВ возрасте четырех месяцев у детей развита пространственная координациядвижений рук, которая частично связана с развитием зрительных навыков. Досих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированнымфокусом. Это позволяло ему четко различать объекты, находившиеся нарасстоянии 30 -- 40 сантиметров. Теперь ребенок способен фокусировать взгляд в зависимости от того, накаком расстоянии от него находится предмет. Вот почему малыш так радостнореагирует при виде новых предметов и при смене обстановки. Самая любимая игрушка четырехмесячного ребенка -зеркало. Небьющеесязеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет длянего неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенокнаблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственногоотражения и улыбается ему. Несмотря на развитие зрительных навыков, ребенок исследует предметы,главным образом, с помощью рта. Стоит малышу схватить какую-нибудь вещь, онтут же тянет ее в рот. Действия быстро следуют одно
задругим -- он видитигрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкомупорядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет себе в рот,ребенок будет долго изучать его. Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захваченмногообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что можетпроизносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, напримерпронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравятся, ион повторяет их снова и снова. Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, оченьтихие звуки, и получают удовольствие от эффекта, который они производят.
Понимаем своего ребенкаЧетырехмесячные дети радуются приходу гостей и приветствуют их почтитак же восторженно, как родителей или братьев и сестер. Фактически ихвнимание притягивают лица любого вида и формы -- малыши относятся к самымстранным, страшным маскам и к куклам, как к лучшим друзьям. Несмотря на то что детям нравится видеть новых людей, их способ общенияс ними отличается от того, как они общаются с родителями. Ребенок не толькос большим энтузиазмом реагирует на действия родителей, но и ощупываетпальцами их лица. Он притрагивается к глазам, носу, усам, дергает за волосы.Когда мать иди отец -говорят с ним, он всовывает пальцы им в рот, как будтопытаясь схватить вылетающие слова. По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам,которые произносят родители, его собственный репертуар звуков все большерасширяется. Он осваивает уже большинство гласных звуков и некоторыесогласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разнойязыковой принадлежностью и также глухие одинаково произносят звуки. Кчетырем месяцам мы начинаем замечать, что они подражают языку, на которомговорят окружающие. Четырехмесячный малыш продолжает разговаривать с заводной птичкой или сяркой погремушкой, однако он выглядит более заинтересованным, еслисобеседник реагирует на его "слова". Мама подражает его лепетанию, и ребенокначинает "гулить" активнее и громче, и по мере продолжения разговора ихголоса становятся все более звонкими и веселыми. Родители могутстимулировать диалог, сначала ускоряя темп речи, затем замедляя его толькодля того, чтобы снова ускорить. Аналогичный эффект достигается такжеусилением или понижением голоса. Как правило, родители, в особенности папы, в ответ на активноеповедение ребенка начинают воздействовать на него физически. Они поднимаютмалыша вверх, щекочут или громко чмокают. Обычно дети реагируют на эти на- стойчивые ласки взрывом смеха. Если взрослые начинают притворно кашлятьили чихать, их поведение также вызывает смех или хихиканье ребенка. Очень забавно слушать, как смеется четырехмесячный малыш, но важно приэтом помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг сдругом. Смех дает выход нарастающему напряжению. Однако если оно становитсяслишком сильным, смех переходит в плач. Вам, вероятно, приходилось видеть,как только что смеявшийся малыш вдруг начинает кричать. Обычно этопроисходит на шумных семейных встречах. В тот момент, когда вы поднимаетеребенка вверх, он громко смеется. Стоит поднять его чуть выше, и тут онзаливается плачем. У маленьких детей веселье часто граничит с избыточнымвозбуждением. Со временем родители научатся определять, как долго можнооказывать воздействие на ребенка, не перевозбуждая его.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ Практические советыЛюбим смотреть сидяРебенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячемположении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.)Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудьопираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когдаребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол иобкладывать подушками.
Плоская поверхностьПоложите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, ипусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и этопозволяет ему заняться гимнастикой.
Учимся дотягиватьсяПосадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочкенесколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их.Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) сигрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производитьшум.
Учимся хвататьРебенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учитсядотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затемдо правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть онсхватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и сноваотодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствуеткоординацию движений глаз и рук.
Качели на дверяхДля детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к двернойраме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не можетсам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременноразговаривая с вами.
Время игрТеперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесьследить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только сигрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развитиямалыша.
Новые открытияПоиграйте в пряткиПоиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками своиглаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув "Ау-у-у!"Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.
С горки катится игрушкаПостройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку,как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первымпримером причинно-следственных связей между явлениями.
Наблюдение за мыльным пузыремВаш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухемыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему какпускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая заэтим процессом.
Запишите на магнитофон голос малышаЗапишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать.Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте затем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится измагнитофона.
Носок с ярким рисункомТеперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему наногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но черезнекоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.
Матерчатый мячикСмастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой.Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того,в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики сколокольчиком внутри.
Развитие координацииПовозитесь с малыш-омПора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка запояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячемположении.
Новые перспективыПоложите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку.Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
Маленький лягушонокПоложите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения: согните его колени, выпрямите колени и разведите ноги в стороны, соедините ноги вместе. Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.
Свернутое одеялоРасстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз.Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышуперевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите егопоцелуем и крепкими объятиями.
Поднять руки вверх и опустить внизПоднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затемразведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.
Игрушки, до которых трудно дотянутьсяЕсли ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая,положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, чтодля того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но идоползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянутьсядо игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.
Делайте упражнения, напевая песнюПоложите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговыедвижения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка забока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую. Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другимисловами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожноприподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, чторебенок любит как новые, так и-хорошо знакомые песни.
Принятие решенийДве игрушкиВ каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Дляэтого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их.Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обеигрушки одновременно.
Браслет с шарфом,Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите еговокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарфперемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставитьдвигаться шарф.
Цепь из колецСделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьтеее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до неедотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку,то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышубольшое удовольствие.
Повседневные делаВремя одевания/время купанияДвойная погремушкаСвяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им формугантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайтеребенку в руку одну из погремушек. Малыш будет пытаться схватить вторуюпогремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете.
Укрепляйте мышцы спины и животаКогда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведитеногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы. Перевернитеребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку иподнимет голову.
Массаж с присыпкойПосле купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во времямассажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немногопудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать еенепосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыханияпорошка.
Время кормленияПокажите ложкуЕсли ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить егос ложечки, покажите ее малышу.
Упражнения для губ и языкаКапните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее,он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудьзвук.
Время отдыхаЛюбимая игрушкаПоложите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька.Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенкаустановится связь между куклой и сном.
Покачайтесь в кресле-качалкеВместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекраснымотдыхом и для вас и для малыша.
КолыбельнаяДетям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойтеребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь.Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятнымритуалом перед сном.