Сказкотерапия
полезностиУ esonni в журнале, помимо прочих интересностей, появился вот такой пост. Рекомендую к прочтению.
"Давно я собиралась почитать про сказкотерапию, поскольку мои сказко-стори пользуются большим спросом у детей. Насте в детстве рассказывала перед сном байки про полную приключений жизнь Эльфика и Дюймовочки после свадьбы. Продолжалось это лет десять – в результате получился огроменный сериал. Теперь дубль два с Сонечкой, правда, действующие лица уже другие.
С год назад читала Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя...», но как-то уже подзабыла, хочу перечитать.
А в праздники попалась мне в сети книжка Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем». Не все там нравится, но нашла для себя полезную информацию. Даже начала сочинять терапевтическую сказку про маленькую мышку Лилю :)
…Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха»…
Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение…
…независимо от особенностей содержания терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать нечто новое и осуществить
желаемые изменения…
КАК НАПИСАТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой ребенка, как бы по касательной.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора...
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
1
Жили-были
Статус-кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами).
Психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет — фей, волшебников, принцесс, принцев, солдатов и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки
2
И вдруг однажды...
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом
(дискомфортом, вызовом), совпадающим по характеру
с проблемой ребенка
3
Из-за этого...
Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки
4
Кульминация
Герои сказки справляются с трудностями
5
Развязка
Результат действий героев сказки:
«-» — герой, совершивший плохой поступок, наказан;
«+» — герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной
6
6 Мораль сей сказки такова...
Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется
Источником, откуда можно черпать материал для терапевтических сказок, могут быть знакомые сказочные мотивы, притчи, воображение ребенка, случаи из жизни родителей или практики психолога и специально придуманные темы…
Не удивляйтесь, если ребенок просит рассказывать или читать ему одну и ту же сказку многократно. Наберитесь терпения и исполняйте просьбу. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы и решать актуальные для него проблемы…
Успех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания. К основным правилам их изложения можно отнести :
1. Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг, мультфильмов, а также придуманные вами несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Такое соседство помогает ребенку сохранять ощущение, что это понарошку. Находясь в «зоне безопасности», ребенок не чувствует себя виноватым, не испытывает страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то сопоставляет, сравнивает без всяких неприятных психологических последствий. А это означает, что ребенок может поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке...
5. Не перегружайте ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность…
Из книги Разиды Ткач «Сказкотерапия детских проблем»"