Насекомые.
1. Расширение пассивного и активного словаря.
Существительные: насекомое, жук, бабочка, божья коровка; знать их части: крылья, лапки, голова, усы; цветы, пыльца.
Прилагательные: большие, маленькие, желтые, черные, красные, зеленые, коричневые, разноцветные, красивые, полезные, вредные.
Звукоподражания: жу-жу, з-з-з.
Глаголы: летать, ползать, жужжать, есть, пить.
Числительные: один, два, три, много.
2. Развитие дыхания.
Подуть на бумажную бабочку, подвешенную на веревочке.
3. Пальчиковая гимнастика.
"Жук"
Жук сидит на веточке, вы не бойтесь деточки
Попробуйте-ка сами пошевелить усами.
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны ("усы"). Пошевелить "усами".
"Комарик"
Комарик летит, комарик пищит, не нравится нам его аппетит!
Сжать кулачок. Указательный плец выдвинуть вперед - это "хоботок", которым комарик пытается "укусить". Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз - это "лапки".
"Бабочка"
Бабочка-капустница над цветком летала,
Весело порхала - пыльцу собирала.
Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
4. Активизация словаря. Игра "Забавная шкутулка".
Необходимы картинки с изображением жука, бабочки и божьей коровки в шкатулке.
Демонстрируем ребенку шкатулочку и читаем стихотворение.
Я картинку положила в разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ваня, загляни, вынь картинку, назови.
Ребенок по одной достает картинки, называет насекомое, его части, цвет крыльев, усов. Обобщаем все картинки: " Это насекомые".
5. Развитие памяти и внимания. Игра "Угадай, кто улетел?".
3-4 картинки с изображением насекомых.
Раскладываем в ряд на столе картинки. Ребенок их называет. Затем предлагаем малышу закрыть глаза, а в это время убираем одну картинку. Ребенок открывает глаза и называет, какое насекомое улетело.
6. Игра "Один-много".
С существительными по теме
Жук-жуки
Бабочка-бабочки
Божья коровка-божьи коровки
Муха-мухи и т.д.
7. Игра "Где бабочка?".
Формируем понимание предлогов.
Необходима бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.
Выполняем различные действия с бабочкой (сажаем ее на цветок, под цветок, на листик, держим над цветком и проч.). В это время спрашиваем у ребенка, где бабочка и контролируем правильность его ответов. Затем предлагаем ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.
8. Разрезная картинка "Жук".
Разрез по диагоналям.
- Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу, жу, жу, жу,
Я на дереве сижу.
- Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
- Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу. Стихотворение Н. Френкеля "Жук".
9. Пластилиновая картинка "Божья коровка".
Школа семи гномов от 2 до 3 лет. Пластилиновые картинки. стр. 10
Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба!
Черного и белого,
Только не горелого.
10. Рисование "Гусеница".
Рисование с помошью штампа из овощей.
11. Читаем, слушаем, рассматриваем.
Почитать К. Чуковского "Муха Цокотуха", И. Крлылов "Стрекоза и муравей", спеть песенку "В траве сидел кузнечик"